Проблемное моделирование как инновационная технология в контексте патриотического воспитания

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие инновационной педагогической технологии проблемного моделирования через призму воспитательной работы со студентами. Уточнены понятия патриотизма и патриотического воспитания. Описаны элементы воспитательной работы со студентами в контексте проблемного моделирования. Выделены гибкие навыки, приобретаемые в ходе патриотического воспитания с применением указанной инновационной технологии педагогики высшей школы. Выделены этапы методической системы патриотического воспитания с применением технологии проблемного моделирования, представлены методы работы в рамках данной системы.

Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, патриотизм, патриотическое воспитание, проблемное моделирование, духовные ценности, воспитательная работа, профессиональное образование.

 

Инновационные технологии обучения тесно вошли в жизнь современной педагогической науки. Инновации – это новшества, эффективные современные разработки, методики, технологии, методы и средства, применяемые в процессе учебной и внеучебной деятельности. Здесь следует отметить, что процесс обучения тесно связан с процессом воспитания. Некоторые современные ученые считают, что процесс воспитания приостанавливается в старшей школе, но, на наш взгляд, основным направлением воспитательной работы в высшем учебном заведении может стать патриотическое воспитание молодежи.

Патриотическое воспитание в вузе – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у студентов, у молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России [5]. Воспитательная работа со студентами высших учебных заведений может идти по траектории уточнения понятий гражданственность – нравственность – патриотизм – война – толерантность.

С.В. Павлов считает, что патриотизм не развивается без «энергетического, духовно-нравственного, социально-экономического баланса и гармонии отношений личности, семьи, общества, государства» [4, с. 71]. Мамарасулов А.Р. делает акцент на том, что «причинность войны в значительной мере обуславливается внутренне присущими разуму духовными рефлексиями, связанными с особенностями созерцания метафизических идей «ничто» и «целое» [1, c. 110].

Так, инновационные технологии, несомненно, призваны помочь преподавателям внедрить элементы патриотического воспитания в учебный и внеучебный процесс. Остановимся на одной из таких технологий – технологии проблемного моделирования. Разработкой основ проблемного моделирования занимались многие отечественные и зарубежные ученые [2, 3, 7, 8, 9, 10].

Определим проблемное моделирование в контексте патриотического воспитания личности как современную инновационную технологию, целью которой является стимуляция эвристической деятельности воспитуемого, где организация воспитательной деятельности происходит при построении разработанных самими обучающимися моделей в процессе возникновения проблемных ситуаций при осуществлении или моделировании деятельности патриотического характера [8].

Нами была разработана методическая система патриотического воспитания с применением технологии проблемного моделирования для студентов кафедры германской филологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» обучаются студенты по двум направлениям: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль «Сервис» Профилизация «Перевод и реферирование в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)» и 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)». В рамках учебной и внеучебной деятельности со студентами данных специальностей в течение одного учебного года проводится указанный вид воспитательной работы. Это может происходить как на любом курсе, по выбору преподавателя.

Следует отметить, что студенты данных специальностей обучаются «в двух культурах». Они осваивают такие дисциплины, как «История страны изучаемого языка», «Современное общество страны изучаемого языка», «Социокультурный аспект страны изучаемого языка», «Лингвострановедение и страноведение» и другие. Это позволяет им легко проводить сравнения разных культур по проблематике воспитания патриотизма, нравственности, толерантности. Преподаватель может сам варьировать темы, определять на каком языке будет строиться работа.

В методической системе патриотического воспитания с применением технологии проблемного моделирования целесообразно выделить несколько этапов.

Этап 1. Воспитание общечеловеческих ценностей, гуманизма, милосердия, чувства ответственности.

Этап 2. Воспитание чувстваРодины, ощущение связи со страной, в которой человек был рожден. 

Этап 3. Воспитание веры в Родину. Воспитание стремления к практической (профессиональной) деятельности на благо страны, в которой человек был рожден. 

Этап 4. Воспитание гордости за героическое прошлое Отечества, судьбоносным периодам его истории. Воспитание чувства сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества.

Этап 5. Воспитание чувства ответственности служения интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации).

На каждом предложенном этапе преподаватель применяет методы технологии проблемного моделирования, такие как:

1. Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (отыскиваю). Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого следует задавать обучающимся серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы.

2. Эвристическая дискуссия. Представляет собой расширенную эвристическую беседу. Если эвристическая беседа может идти сравнительно не долго, то данная дискуссия может затянуться не на одно занятие по патриотическому воспитанию.

3. Метод игрового моделирования. Это разновидность игрового метода, важный инструмент развития мышления, памяти, внимания. Осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в данном случае в воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся, что как раз немаловажно для воспитания патриотизма. В методе игрового моделирования выделим два подвида:

- Деловая игра. Суть метода деловой игры как метода воспитания заключается в моделировании ситуации той деятельности, в которой предстоит оказаться студентам, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции в области духовно-нравственной деятельности.

- Имитационная игра. Это одна из разновидностей деловых игр, которая позволяет участникам понять суть процессов в различных областях, оценить свои способности работать в команде и проявить аналитические, лидерские и другие деловые качества.

4. Метод «круглого стола». Данный метод был заимствован педагогикой на области политики и науки. В обучении и воспитании этот метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах с привлечением преподавателей других дисциплин. Итогом работы круглого стола является общий, согласованный вывод.

5. Метод «мозговой атаки». Данный метод как метод воспитания еще не успел прижиться в практике вузовского преподавания и воспитания. Само название метода родилось в системе управления, а так же в сфере научных исследований. Он заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций.

6. Проблемно-модельный тренинг. Проблемно-модельный тренинг в контексте патриотического воспитания следует рассматривать как интенсивный метод, при котором в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности в области патриотического и духовно-нравственного воспитания; планирования учебных и внеучебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений.

Так, работа со студентами в контексте патриотического воспитания в рамках проблемного моделирования позволяет развить такие гибкие навыки, как:

s креативное мышление,

s четкое управление собственным временем,

s навыки формирования суждения и принятия решения,

s многозадачность,

s способность к саморазвитию.

 

Литература:

1. Мамарасулов А.Р. Рационально имманентный смысл войны // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. № 6. - С. 110-131.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258.

3. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / Ю. И. Кулюткин [и др.]. – М.: Педагогика, 1981. – 120 с.

4. Павлов С. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи // Вестник РМАТ. - 2013. - №1 (7). - С.68-72.

5. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]:URL: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=9142 (дата обращения: 29.03.2020 г.)

6. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

7. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Место системы профессионального образования в формировании конкурентоспособности выпускников. Образование и наука. 2019;21(4):139-161. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-139-161

8. Fominykh, M.V. Uskova B.A., Chapaev N.K., Vetlugina N.O., Luzjanina T.V.. Development Of The Pedagogical Educational System In Conditions Of Modern Society. - The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Volume, PР. 336-343. \doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.34

9. Gillies, R.M. & Boyle, M. Teachers’ reflections on cooperative learning: Issues of implementation. Teaching and Teacher Education, 26(4). 2010. 933-940.

10. Hussein, H. Using the problem solving approach to teach writing to EFL learners // The English teacher. 2012. Vol. XLI (2). Pp. 144–159.

УДК 371

Хабибова Н. Е.

Канд. филос. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

Иштуганова Л. Р.

БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: