Образование Башкортостана в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и особенности процесса обучения в годы Великой отечественной войны в Башкортостане. В частности: сохранение жизни и здоровья детского населения; адаптация детского населения к новой обстановке; обеспечение продуктами питания, сохранение и развитие обучения; борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью; сохранение высшего образования.

Ключевые слова: война, обучение, учащиеся, учебные программы, учителя, процесс.

 

Война оказалась суровым испытанием для системы народного образования. С первых дней войны учителя и учащиеся приняли на себя дополнительную нагрузку: участие в строительстве оборонительных сооружений, в противовоздушной обороне, помогали при уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных трав, работали в госпиталях, брали шефство над семьями фронтовиков, развернули общественно-полезную работу.

 С началом войны на временно оккупированных территориях тысячи и тысячи детей вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. В стране численность учащихся в 5-10 классах сократилась в 2-2,5 раза, но развитие школы продолжалось даже в самые трудные для страны дни.

В обращении Народного комиссариата просвещения РСФСР «Ко всем работникам просвещения» от 2 июля 1941 года важнейшей государственной задачей провозглашалось обеспечение бесперебойного осуществления учебного процесса. В военных условиях предстояло советской школе продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, по разным причинам, прекратившим посещение школ, отразилась в следующих правительственных директивах: «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы» (от 26 февраля 1942 г.), «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании всех зданий по назначению» (от 30 июля 1942 г.), «Об освобождении школьных зданий» (от 27 ноября 1942 г.) и др. Появились новые виды учебных заведений: с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодёжи (ШРМ).

Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодёжи (ШСМ). В интересах быстро растущей потребности оборонной промышленности в кадрах проводилась мобилизация молодёжи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Уже в январе 1942 года в школах ФЗО состоялись первые выпуски [1, с. 57].

Реализация школьного обучения должна была решить проблемы беспризорности, безнадзорности и детской преступности. В начале 1942 года Совет народных комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской беспризорностью. Были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приёмников и детских домов. К 1 января 1943 года по республике было выявлено 2182 беспризорных и безнадзорных ребенка. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сентябрю 1942 года в республику из прифронтовой полосы было эвакуировано 20 дошкольных интернатов с контингентом 2 тысячи детей, 7 школьных интернатов, 15 детских домов. Для них необходимо было найти помещения, привлечь педагогические кадры, обеспечить питанием, одеждой, обувью.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебного плана, увеличивалось число часов на русский язык, литературу, математику. В тяжелейшее для нее время страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.

Учебный процесс был тесно связан с трудовым. По постановлению ГКО с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших классов, а с 1942-43 учебного года введен новый предмет - военное дело. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины, организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году «Правил для учащихся» [4, с. 25].

В июне 1944 года Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Согласно данному документу вводились экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6 классах и 8-9 классах; стала применяться цифровая пятибалльная система оценки знаний; утверждены золотая и серебряная медали для выпускников средней школы. В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста.

В 1943 году проводится Всероссийское совещание по вопросам народного образования. А через год, в октябре 1944 года, состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.

Власти проявляли определенную заботу об оздоровлении учащихся. В 1943 году детскими площадками и лагерями было охвачено около 22 тысяч детей. На средства, собранные молодежью республики, открыли комсомольскую здравницу для детей фронтовиков, в которой только в 1943 году поправили свое здоровье 1250 детей.

С самого начала войны ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Это приводило к тому, что отдельные предметы в ряде школ не велись. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. Распоряжением республиканских властей к началу 1945 года удалось возвратить в школы около 1 тысячи учителей, занятых на других работах.

В сферу образования республики также было вовлечено более 2 тысяч эвакуированных учителей. При педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. Была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП от 11 августа 1943 года.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создание научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в 1943 году в Москве была организована Академия педагогических наук РСФСР. Перед ней была поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин начальной и средней школы [4, с. 22].

Учителя республики внесли весомый вклад в борьбу с противником, проявляя героизм, отвагу и самопожертвование. Из 247 Героев Советского Союза - уроженцев Башкортостана - 15 учителей общеобразовательных школ. Их именами названы улицы, школы. 103 учителя из Башкирской АССР удостоены орденов и медалей СССР, 33 педагогам были присвоены звания «Заслуженный учитель СССР» и «Заслуженный учитель БАССР» [4, с.24]. Война отразилась на работе высших и средних специальных учебных заведений, затруднила условия их деятельности. Многочисленный отряд преподавателей и студентов оставил вузы и техникумы: одни были призваны в армию, другие добровольцами вступили в ряды защитников Родины. Профессора и преподаватели, студенты и специалисты, вступившие в ряды Вооруженных Сил, отличались высокой идейностью, знаниями, культурой. Многие из них, за короткий срок пройдя специальные курсы, стали командирами, политработниками, военными инженерами и техниками. Тысячи студентов работали на строительстве оборонительных рубежей, на заводах и фабриках, железных дорогах - везде, где ковалась победа над врагом.

Многие вузы и техникумы были временно закрыты или объединены с другими. Если накануне войны в стране работало 817 вузов, то в 1942-43 учебном году их стало 460. По стране контингент обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях в 1942 году сократился почти в 2,5 раза по сравнению с довоенным уровнем [5, с. 231].

К началу войны в Башкирской АССР работало 7 институтов: Башкирский педагогический, сельскохозяйственный, медицинский и Институт иностранных языков в Уфе, три учительских института: в Уфе, Стерлитамаке и Бирске, в которых обучалось (очно и заочно) 3,3 тыс. студентов Башкирия за 50 лет [7, с. 124].

В Башкирии продолжали работу несколько эвакуированных вузов. С октября 1941 года по август 1943 года в учебных помещениях Башкирского медицинского института функционировал 1-й Московский ордена Ленина медицинский институт. В 1942 году на базе эвакуированного Рыбинского авиаинститута создается Уфимский авиационный институт. В этом, же году в Уфу был эвакуирован Московский нефтяной институт им. И.М. Губкина. Сначала он функционировал как Уфимский филиал Московского института, а в 1948 году начал именоваться Уфимский нефтяной институт. В 1941-1943 годах в Стерлитамаке размещался Московский библиотечный институт. С Бирским учительским институтом слился педагогический институт, эвакуированный из г. Орла [6, с. 258].

Профессорско-преподавательский состав вузов пополнился за счет эвакуированных из Москвы, Киева, Ленинграда, Орла и других городов. Ряд кафедр институтов возглавили видные ученые: академик Л.А. Булаховский, профессора Н.Н. Петровский, Я.В. Ролл, Н.Д. Моргулис, А.С. Шутко, П.Н. Боголюбов и: другие.

Вузы и техникумы работали в трудных условиях. Прежде всего ощущался недостаток помещений. В учебных корпусах и общежитиях педагогического, сельскохозяйственного, медицинского институтов, ряда техникумов были размещены эвакуированные заводы, рабочие, военные госпитали. Занятия проходили в тесных помещениях в 2 -смены. Не хватало учебников, учебных пособий, бумаги. Студенты значительную часть учебного времени посвящали труду в фонд обороны на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах.

В соответствии с новыми задачами, вставшими перед страной, были изменены учебные программы, введены новые предметы, связанные с приближением учебного процесса к требованиям военного времени. С учетом профиля факультетов изучались баллистика, аэродинамика самолетов, военная топография, химия отравляющих веществ. Преподаватели гуманитарных дисциплин стали уделять больше внимания вопросам патриотизма, разоблачали агрессивную сущность империализма, готовили студентов к политико-просветительной работе в Красной Армии. В Башкирском педагогическом институте читались лекции по курсам «Военное прошлое русского народа», «История дипломатии», «История Башкирской АССР». В медицинских институтах особое внимание обращалось на изучение военно-полевой хирургии, военной эпидемиологии. Студенты шефствовали над госпиталями, проходили практику, участвовали в хирургических операциях. Для всех вузов была расширена программа курса «Основы марксизма-ленинизма»: в нее введены ленинские труды по военным вопросам, документы, отражавшие деятельность партии по организации отпора врагу. С апреля 1942 года в вузах началось преподавание курса политической экономии, на третьем курсе изучали курс «Великая Отечественная война Советского Союза». [6, с. 258]

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по улучшению работы вузов. 5 мая 1942 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений». В вузы принимались без экзамена отличники и лица, окончившие средние школы в 1941 и 1942 годах с отметками «хорошо» и «отлично». СНК СССР в постановлении от 18 июля 1942 года предупредил работников вузов о недопустимости сокращения сроков обучения Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917-1965 гг.). М., 1968, с. 258.. В 1943-1944 годах были приняты постановления об установлении стипендии всем успевающим студентам вузов, об укреплении учебно-материальной базы институтов, об освобождении от призыва в армию студентов 87 вузов и студентов последних курсов всех вузов [3, с. 67].

 С 1 марта 1943 года устанавливалось снабжение студентов продовольственными товарами по нормам рабочих и служащих. Принимались меры по сохранению контингента студентов, укреплению учебно-материальной базы вузов и техникумов. По указанию Башкирского обкома ВКП(б) с 1942-1943 учебного года при вузах Башкирии были созданы подготовительные отделения. Поступившим на эти отделения выплачивалась стипендия, предоставлялось место в общежитии. Эти меры и рост числа вузов за счет эвакуированных привели к увеличению числа студентов. К началу 1945-1946 учебного года в вузах республики (включая заочников) обучалось - 6,1 тыс. человек, т. е. в 2 раза больше, чем до войны [1, с. 227].

 

Литература:

1. Башкирская АССР за 60 лет Советской власти. Статистический сборник. - Уфа, 1977, с. 227.

2. Гайсин У.Б. Вклад молодежи Урала в победу в Великой Отечественной войне. - Уфа, 1999. – 57 c.

3. Елютин В. Высшая школа в годы Великой Отечественной Войны // Военно-исторический журнал. 1975. №5, с. 67.

4. Каримов К.К. Наука Башкирии в годы Великой Отечественной войны. - Уфа. 1999. – 25 c.

5. Савельев В.М., Саввин В.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. - М., 1974, с. 231.

6. Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917-1965 гг.). - М., 1968, с. 257.

7. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. - М., 1974, с. 231.

8. Статистический ежегодник. - М., 1966,с. 691; Савельев В.М., Саввин В.П.

9. Статистический сборник. - Уфа, 1969, с. 124.

10. Источник: POSREDI.RU - https://posredi.ru/nauchnye-issledovaniya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

 

УДК 37.018

Шафигуллина Р. Ю.

 Педагог дополнительного образования,

Башкирская гимназия-интернат №3 (Давлеканово, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: