Как социально-педагогическая проблема

 

Аннотация. Проблема насилия, торговли людьми и эксплуатации несовершеннолетних является глобальной для всего человечества. Меры по борьбе с данной проблемой включены в ряд нормативных правовых документов и государственных программ, ведется постоянная работа по совершенствованию законодательства, создаются условия для реабилитации и интеграции в прежнюю среду лиц, пострадавших от насилия и торговли несовершеннолетними. Важная роль по защите детей и детства отводится специалистам социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, в том числе педагогу социальному, поэтому является целесообразным рассмотреть в данной статье его деятельность по противодействию насилию, торговле, эксплуатации несовершеннолетних и оказанию помощи им на этапе реабилитации.

  Ключевые слова: насилие, торговля людьми, жертвы торговли людьми, торговля несовершеннолетними, социально-педагогическая профилактика насилия, предупреждение торговли несовершенноленими.

 

Изменения, происходящие в современной действительности, выдвигают ряд проблем социального характера, среди которых особенно остро стоит проблема насилия и жестокого обращения с детьми. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: дома, в школе, на отдыхе, в общественном месте.

Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого определения понятия «насилие над детьми» и вообще «насилия». Под термином «насилие» в Словаре русского языка С.Н. Ожегова понимается применение грубой физической силы к кому-нибудь; принудительное действие в отношении кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение, беззаконие [1]. Философ А.А. Гусейнов определяет насилие как принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие [2].

В психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). С юридической точки зрения насилием называется воздействие одного человека на другого, нарушающее право человека на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов. Под насилием в любом случае понимается действие, связанное с причинением прямого физического, психического и нравственного ущерба другому лицу или с угрозой такого причинения с целью принуждения его к определенному поведению.

Торговля людьми рассматривается как проявление насилия над человеком в особо жестокой форме, как серьезное нарушение фундаментальных прав человека, как особо тяжкое преступление, посягающее на личную неприкосновенность человека, его права на свободу, жизнь, здоровье. Основные формы торговли людьми – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации.

В соответствии с Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермским Протоколом), «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой (или ее применением) или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо [3].

Ряд международных документов определяет специфику торговли несовершеннолетними. В Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (далее – Факультативный протокол [4]) даются определения «торговли детьми», «детской проституции», «детской порнографии». Торговля детьми, в соответствии с данным документом,  означает любой акт или сделку, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое другое возмещение. Под детской проституцией понимается использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую форму возмещения. Детской порнографией считается любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные и смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях.

В Факультативном протоколе содержится требование к государствам о запрете любых форм насилия, связанных с торговлей детьми, «независимо от того, были ли такие преступления совершены на национальном или транснациональном уровне, или в индивидуальном, или в организованном порядке», а также обратить особое внимание на принятие мер, чтобы «все лица, имеющие отношение к усыновлению ребенка, действовали в соответствии с положениями применимых международно-правовых актов».

Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ) приняла в 1999 году Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [5]. В документе рассматривается торговля детьми как одна из «наихудших форм детского труда», которая включает в себя:

а) все формы рабства и практику, сходную с рабством;

б) использование, вербовку или предложение ребенку для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или порнографических представлений;

в) использование, вербовку или предложение ребенку для занятия противоправной деятельностью, в частности, для производства продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

г) работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Конвенция МОТ запрещает рабство, продажу и торговлю детьми, долговую кабалу и принудительный труд (включая вербовку детей для участия в вооруженных конфликтах), поставку детей в целях проституции, порнографии и торговли наркотиками. Также Конвенция запрещает виды работ, которые по своему характеру или в силу обстоятельств, при которых они осуществляются, могут причинить вред здоровью, безопасности и нравственности ребенка.

Понятие торговли несовершеннолетними в качестве определяющего признака преступления предполагает завладение несовершеннолетним в результате передачи его приобретателю лицом, у которого несовершеннолетний находился на законном основании (родителем, усыновителем, попечителем, опекуном, родственником). Именно в результате завладения приобретатель получает возможность диктовать свою волю несовершеннолетнему, используя его по своему усмотрению. Мотив продавца чаще всего корыстный.

Торговля несовершеннолетними как преступная деятельность имеет несколько разновидностей. В зависимости от целей торговли несовершеннолетними можно выделить следующие виды:

– торговля детьми с целью изъятия органов и тканей;

– торговля детьми с целью использования для занятия проституцией и осуществления других форм сексуальной эксплуатации;

– торговля детьми для использования рабского труда.

Дети, ставшие жертвами торговли, как правило, подвергаются насилию во всех его видах и проявлениях. Они подвергаются страданиям, получают травму, последствия которой оказываются разрушительными и влияют в дальнейшем на все аспекты их жизни. Некоторые дети обладают высокой способностью к восстановлению после жестокого обращения при условиях предоставления необходимой поддержки. Но для многих стресс и травмы, полученные при сексуальной эксплуатации или других серьезных унижениях, могут привести к длительному заболеванию – посттравматическому стрессовому расстройству.

Насилие, торговля несовершеннолетними и их эксплуатация в настоящее время являются проблемами, требующими применения знаний и навыков специалистов разной профессиональной принадлежности. В связи с этим возникает необходимость оказания также и социально-педагогической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия, торговли людьми и эксплуатации, а также в области профилактической работы по предупреждению случаев попадания детей в ситуации, приводящие к данным явлениям. В системе образования педагоги социальные, наряду с другими работниками, призваны возложить на себя эти задачи.

Рассмотрим деятельность педагога социального по предупреждению различных форм насилия над ребенком. По мнению В.Г. Бочаровой, эта деятельность должна быть направлена на:

– создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

– осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

– обеспечение в случае необходимости мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.) [6].

Наиболее эффективными критериями защиты детей от насилия являются меры ранней социально-педагогической профилактики, которая представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, проводимых систематически и комплексно, а именно сохранение и укрепление психологического здоровья детей путем повышения общего уровня культуры родителей и формирование у них социальных установок неприемлемости насильственных форм воспитания детей в семье и т.д.

Основной целью социально-педагогической профилактики насилия над детьми является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения взрослых (педагогов, родителей, родственников), а также воспитание гармоничной личности несовершеннолетнего. Выполняя профилактическую функцию в отношении предупреждения насилия над детьми, педагог социальный:

– организует систему профилактических мероприятий по предупреждению различных форм насилия над детьми;

– влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности ребенка;

– организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей, находящихся в зоне потенциального риска.

Основными направлениями деятельности педагога социального, нацеленными на профилактику насилия, торговли несовершеннолетними в семье и школе, являются следующие:

1. Организационная работа с целью разработки и осуществления комплекса мероприятий, а также целевых программ и технологий, направленных на предотвращение и/или коррекцию случаев насилия над детьми.

2. Диагностическая работа с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению случаев насилия.

3. Работа с детьми с целью предупреждения возможных случаев насилия над ними.

4. Работа с родителями и педагогами с целью ранней профилактики насилия над детьми.

5. Организация коррекционно-реабилитационной деятельности по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от различных видов насилия.

Деятельность педагога социального по профилактике насилия в семье и школе, торговли несовершеннолетними подразумевает, кроме указанных направлений, еще и межведомственную работу. Профилактическая работа осуществляется в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками, учителями-предметниками и классными руководителями, педагогами-психологами, представителями правоохранительных органов, юристами и т.д. Преодолению последствий насилия способствует применение специальной системы мер, которая включает: комплекс активных форм деятельности, ориентированных на организацию налаженной помощи пострадавшему от насилия ребенку. Результатом межведомственной профилактический работы является своевременное предупреждение насилия над детьми, обеспечение социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.

В целом результатом систематической профилактической работы педагога социального является формирование безопасной среды, при которой максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода. Немаловажным является оказание социально-педагогической помощи детям и подросткам, пережившим насилие (жертвам торговли людьми), которая должна быть направлена, прежде всего, на выявление случаев насилия, на устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий. При оказании социально-педагогической помощи важно обеспечить полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование; анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью.

Социально-педагогическую работу с детьми, пострадавшими от торговли людьми, важно построить, придерживаясь принципа признания ценности ребенка как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Необходимо отметить, что несовершеннолетние жертвы торговли людьми не всегда верят в помощь, предлагаемую другими лицами, или же выражают равнодушие по отношению к учителям, педагогу социальному и другим компетентным работникам, оказывающих помощь, поэтому очень важно на этапе реинтеграции оказывать профессиональную психологическую и социально-педагогическую помощь и поддержку. Эффективность реабилитации пострадавших от торговли несовершеннолетних во многом достигается за счет использования основополагающих принципов, которые должны обязательно учитываться в процессе социально-педагогической реабилитации детей и подростков. В их числе можно назвать такие принципы, как: гуманизм, единство диагностики и реабилитации, комплексность, индивидуальность, поэтапность, реалистичность.

Как видим, социально-педагогическая помощь ребенку, пострадавшему от такой формы насилия, как торговля несовершеннолетними, с одной стороны, предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера, а с другой стороны – решение комплекса социально-педагогических проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса. Следует также учитывать, что эффективность социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних жертв торговли людьми достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, правовых, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации ребенка, его способностью адаптироваться в обществе.

Таким образом, проведение социально-педагогической профилактики насилия над детьми – целенаправленный процесс, который осуществляется планомерно, постоянно, с комплексным охватом различных сфер жизнедеятельности ребенка. Приоритетными задачами педагога социального в области предупреждения торговли несовершеннолетними можно считать защиту детей от всех форм насилия, оскорблений, жестокого обращения, создание условий, гарантирующих уважение к частной жизни ребенка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других прав.

Литература:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Шведовой Н. Ю. – М.: Русский язык, 1990. – 917 с.

2. Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. JI. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – 494 с.

3. О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс]: Протокол Генеральной Ассамблеи ООН, 15.11.2000 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

4. О правах ребенка, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Факультативный протокол к Конвенции ООН, 25.05.2000, N 54/263 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

5. О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Электронный ресурс]: Конвенция Международной организации труда, 17.06. 1999, № 182 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

6. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 326 с.

УДК 371

Юсупова А. И.

БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: