В Великой Отечественной войне

Аннотация. В статье рассматривается состояние системы образования Советского Союза в начальный период Великой Отечественной войны, меры по улучшению образовательно-воспитательного процесса в стране и в БАССР в частности. Раскрывается значение системы образования в великой Победе.

Ключевые слова: система образования, Великая Отечественная война, БАССР.

 

Одной из движущих сил, источником патриотизма и причиной победы нашей страны над фашистской Германией, безусловно, стала отечественная система образования. Сфера образования стала не только могучей силой пополнения армии студентами вузов, которые обеспечили Красную Армию и тыл нужными кадрами, но и основным средством патриотического воспитания подрастающего поколения в тяжелый период войны.

Сохранение и восстановление разрушенных элементов образования с первых же дней войны стала главной задачей советского руководства. На оккупированной территории были уничтожены школы и вузы, музеи и библиотеки, погибло много педагогов.

В военное время перед системой образования стояли особые задачи, способствующие основной цели – воспитанию настоящего гражданина – героя-защитника нашей Родины. Поэтому, деятельность отечественной школы была направлена на всеобщее обеспечение грамотности, и на формирование всех составляющих учебного процесса, его обучающего, развивающего и воспитывающего характера [2].

В первые годы войны краевые, а также областные партийные организации стремились определить состояние системы учебно-воспитательного процесса, адаптируя его к военным условиям. Уже 29 июня 1941 года Народный комиссар просвещения выступил с обращением «Ко всем работникам просвещения в связи с началом Великой Отечественной войны». На его основе педагоги становились активными членами агитационно-пропагандистской работы. Большое значение придавалось участию учителей и учащихся в работе сельского хозяйства, в уборке урожая. В обращении говорилось о тактических задачах педагогов и школьников: «отремонтировать здания, заготовить топливо, снабдить школы необходимым оборудованием и пособиями, выполнить план закупки учебников, подготовить школы к осенним испытаниям, организовать прием вновь назначенных учителей, перегруппировать свои собственные ряды так, чтобы заменить уходящих на фронт товарищей» [6, с. 41].

Большую агитационно-организационную работу пришлось организовывать в связи с прекращением работы учреждений Наркомпроса в прифронтовой зоне и в тылу. Это было следствием дезорганизации работников районно-областных Советов, учреждений народного просвещения, комсомольских организаций. ЦК ВКП (б) критиковал подобные явления, а местные партийные учреждения стали бороться с подобными фактами.

В глубоком тылу в национальных республиках СССР также происходит переустройство учебно-воспитательной работы в системе образования. В эти годы в Башкирской автономной советской социалистической республике (БАССР) серьезной проблемой стало обеспечение учреждений народного просвещения педагогами, повышение уровня образования молодых кадров, не имеющих специального образования [1]. Башкирский педагогический, Уфимский, Стерлитамакский институты, а также Бирский учительский институт, двенадцать педагогических училищ в военные годы подготовили более 3 тыс. педагогов высшей и средней квалификации. Заочные отделения окончило 2,5 тыс. работающих педагогов. В учебных заведениях республики работали 2 тыс. эвакуированных педагогов, большинство из которых получили педагогическое образование [4, с. 114].

Содержание образования было направлено в более практическое русло, устанавливалась тесная связь образовательных курсов с военными условиями. В период 1941-1942 учебного года было организовано изучение работы в сельском хозяйстве. Среди факторов ухудшения учебно-воспитательной работы было плохое питание, отсутствие элементарной одежды, различные болезни. Резкое снижение числа обучающихся старших классов стало причиной появлений угрозы общего недостатка квалифицированных кадров со средним образованием. И хотя система образования находилась в сложных условиях, план по всеобучу в 1941-1942 учебном году достиг показателя в 83%.

Критика работы Наркомпроса РСФСР, прозвучавшая в начале 1942 года со стороны ЦК партии, способствовала определенной активизации его деятельности. В постановлениях правительства 1942 года, разрабатывается новая концепция деятельности системы народного образования. Эта концепция была озвучена в Распоряжении СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» от 30 июля 1942 г. и Постановлении СНК СССР «О приеме детей семилетнего возраста в школы» от 8 сентября 1942 г. [5, с. 88].

Основываясь на анализе условий фронта и тыла, Наркомпрос РСФСР разработал новую учебную программу. Так, учащиеся начали изучать новый предмет «Военное дело», программа которого подразумевала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия и техники рукопашного боя, военно-санитарное дело.

Большим шагом в повышении уровня учебно-воспитательной работы школ стало постановление Наркомпроса РСФСР о «введении временного плана» в образовательных учреждениях в 1942-1943 учебном году, который должен был формировать углубленную подготовку подрастающего поколения для защиты Родины. Ученики 7-10 классов осваивали профессии тракториста и комбайнера. Так, на полевых работах в БАССР только в 1942 году было привлечено около 56,3 тыс. старшеклассников, среди них, 3,7 тыс. трактористов, 1,6 тыс. комбайнеров.

С началом войны произошли изменения в жизни школы, в содержании и формах учебно-воспитательного процесса. Главное внимание уделялось воспитанию советского патриотизма. Учителя стали ярче показывать учащимся героические страницы истории советского народа, его самоотверженную борьбу с фашистскими захватчиками, умело связывая этот материал с событиями Великой Отечественной войны. В программе по истории для 7-10 классов увеличилось количество часов на изучение военного прошлого страны: Отечественной войны 1812 года, гражданской войны 1918-1920 годов.

В целом, анализ материалов ярко иллюстрирует огромный вклад системы образования Советского Союза в победе над врагом. На примере школьных учреждений БАССР и других национальных республик, краев и областей, факты показывают широкое участие молодого поколения и на фронте и в тылу.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 6. – С. 139-155.

2. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Реорганизация педагогического образования в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Военная история как фактор патриотического воспитания: Восьмые уральские военно-исторические чтения. – Екатеринбург, 2013 – С. 136-138.

3. Аюпов Р.С. Республика Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. – Уфа: РИО БашГУ, 1994. – 214 с.

4. Башкирия в годы Великой Отечественной войны / Под ред. Иргалина Г.Д., Мухаметдинова Г.Р. / Документы и материалы. – Уфа, 1995. – 216 с.

5. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945). Сборник. – М., 2000. – 235 с.

6. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. – М.-Л., 1977. – 164 с.

 

УДК 377.1

Юсупова Я. Ф.

БГАУ, студентка (Уфа, Россия)

Аминова Л. Я.

Канд. пед. н., доцент БГАУ (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: