В военные и послевоенные годы

 

Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития школьного образования Орджоникидзевского района г. Уфы в военное и послевоенное время. По каждому из периодов прослеживаются количественные и качественные показатели системы образования района. Особое внимание уделяется вопросам организации образования в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Ключевые слова: школы Орджоникидзевского района г.Уфы, всеобуч, классно-урочная система, политехнизация школы

 

Орджоникидзевский район был создан на базе бывшего села Черниковки. Первое упоминание о селе относится к 1877 году: оно располагалось в 11 верстах от Уфы, имело 12 дворов с населением 28 человек женского и 28 человек мужского пола. До 1932 года территория Орджоникидзевского район входила в состав Богородской волости Уфимского уезда. 19 июля 1936 года Президиум Башкирского ЦИКа реорганизовал поселковый Совет с подчинением Уфимскому горсовету. Новый район стал называться Сталинским районом города Уфы. 5 декабря 1944 года Сталинский район города Уфы был преобразован в город Черниковск [1, с. 12].

По теме «Общеобразовательные школы Орджоникидзевского района города Уфы в военные и послевоенные годы XX века» исследований нет, но однако для работы привлекались общие исследования, посвященные истории развития народного образования республики, таких авторов как С.Р. Алибаева, Ф.Х. Мустафиной, Г.Н. Фатихова, С.Ш. Зиганшина, М.Т. Бикбулатова, К.Ш. Ахиярова, Р.З. Алмаева, а также материалы Национального архива Республики Башкортостан (фонды №,798,4351, 7102,7110,7889).

К моменту образования Орджоникидзевского района здесь насчитывалось всего 11 школ. Численность учащихся составила 7213 человек [2, с. 12]. Их здания в основном были построены еще в довоенное время. В силу известных причин в послевоенные годы не проводилось широкого школьного строительства. Так, в 1935 году для детей строителей Уфимского нефтеперерабатывающего завода однокомплектная начальная школа размещалась в ветхом здании в близлежащем поселке Дежневка. В 1937 году для школы было выстроено типовое здание.

Расширялся крекинг – завод, росло население поселка «Соцгород». В связи с этим росла необходимость построить новую школу. На пустыре, недалеко от поселка Дежневка решением администрации завода 29 мая 1940 года был заложен фундамент новой школы №61. Уже в октябре 1940 года школа приняла своих первых учеников на 880 мест, став преемницей школы №54, которую возглавлял тогда Пупышев Дмитрий Константинович.

Размещалась школа на месте глазной больницы №10, носила №68. В годы войны это учебное заведение объединило школы №№43 и 54.Они были переведены в сооружения барачного типа. В зданиях школ №43,54,68 разместились два эвакогоспиталя, больница для гражданского населения а также главный корпус Уфимского электролампового завода. Этого требовали условия военного времени. Вся остальная территория города Черниковска была не обжита, не застроена как жилыми помещениями, так и учебными заведениями [3, с. 28].

Школа №61 в 1941 году вмещала обширную территорию от близлежащих населенных пунктов вдоль берега реки Белой до территории Колхозного рынка и от магистральной железной дороги до Уфимского электролампового завода. В школе обучались дети школьного возраста, проживающие по ул. Ульяновых, Толстого, Кольцевой. Мира, Конституции. Руководил строительством школы и был ее первым директором Постников Павел Ильич. В 1941 году школа сделала первый выпуск. Многие учителя-мужчины и почти все выпускники-юноши ушли на фронт и не вернулись домой.

Начавшаяся война создавала огромное количество трудностей в организации учебно-воспитательного процесса: сокращались учебные планы, отсутствовало освещение и отопление школ, часто менялись учителя из-за призыва на фронт. Весьма остро стояла проблема всеобуча. В связи с передачей школьных помещений под эвакуированные госпитали школы вынуждены работать в многосменном режиме. Так, в школе №61 в двух приспособленных зданиях занятия проводились в пять смен: с 7 утра до 10 вечера. Сокращалось учебное время, занятия проводились с 7.30 до 24.00 ч вечера. Уроки длились 35 мин., перемены до 5 минут, перерывы между сменами до 10-15 минут. Нужно отметить проблема, сто проблема ликвидации многосменности школы не решилась и в послевоенные годы: школы из-за нехватки учебных помещений №№71, 86, 88, 94, 106, 116 работали в три смены. В каждой из школ обучалось более 2 тысяч человек.

Среди важнейших направлений государственной политики в области образования военных лет необходимо выделить вовлечение старшеклассников в производственный цикл. Так, в интересах быстро развивающейся оборонной промышленности, проводились мобилизации. Так, например, ученики 8-10-х классов школы №61 встали за станки авиационного производства.

Воссозданию общеобразовательной системы в годы войны способствовали правительственные следующие директивы: «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы» (от 26 февраля 1942 г.), «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использование всех зданий по назначению» (от 30 июня 1942 г.), «Об освобождении школьных зданий» (от 27 ноября 1942 г.), «Об обеспечении начальных, неполных средних и средних школ РСФСР учителями» (от 28 июля 1943 г.).

В 1943-1944 уч. г. в средних школах вводится раздельное обучение юношей и девушек. В Башкирии реорганизации подлежали школы города Уфы. Раздельное обучение просуществовало до 1954 г. Изменения в системе обучения городских школьников объяснялось стремлением поднять уровень военно-физической подготовки.

С 1944 года вводятся экзамены на аттестат зрелости в 10 классе. Так, к примеру, в рассматриваемый период в школе №61 аттестаты зрелости получили 25 учеников. Это был второй выпуск, состоявший в основном из детей эвакуированных семей. Аттестаты выпускникам вручал директор школы Политыко Дмитрий Константинович, эвакуированный с Украины.

В мае 1945 г. утверждается положение о золотой и серебряной медали. Имя награждали учащихся, показавших при сдаче экзаменов выдающиеся успехи и имеющие примерное поведение. Выпускники-медалисты средних школ получали право поступления в вузы без экзаменов. Словесная система оценки успеваемости и поведения заменялась цифровой: 5, 4, 3, 2, 1.

Таким образом, Великая Отечественная война внесла изменения в содержание, форму и организацию учебно-воспитательного процесса школ г. Черниковска при сохранении своего общеобразовательного характера.

В послевоенные десятилетия произошло укрупнение Орджоникидзевского района за счет упразднения Сталинского района города Уфы [4, с. 581]. 4 июля 1956 года на основании Указа Президиума Верховного совета БАССР Уфа и Черниковск были вновь объединены в один город – Уфу, Сталинский район вошел в состав Калининского, Орджоникидзевский стал районом столицы республики.

На сессии районного совета депутатов в мае 1952 г. был утверждён отдел научного образования Орджоникидзевского района. Первым заведующим РОНО был назначен Костиков Сергей Никонорович.

Администрация района и депутаты райсовета оказались перед лицом серьёзных недостатков упущений и объективных трудностей в организации учебно-воспитательной работы среди детей рабочей окраины. Требовалось расширить строительство школ, а также укрепить их материальную базу за счет восстановления, реорганизации и укрупнения школ. В переходный от войны к миру период в политике образования ставились задачи всеобуча, ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, многосменности занятий, второгодничества.

В 1951-1952 учебном году в Орджоникидзевском районе - 10 школ, в которых обучалось 7158 учащихся. К декабрю 1953 года в районе насчитывалось 7 средних школ и 4 начальных школы. К февралю 1954 года количество школ возрастает до 17, в которых обучается 8798 учащихся. Перед районным начальством ставится задача построить школу в Лопатино на 400 мест и организация групп продленного дня при клубах и при ДК им. Орджоникидзе, ДК «Строитель». К 1957 году Черниковский НПЗ, Химзавод и завод Синтезспирта строят еще три школы. В эти годы идет дальнейшая унификация школы, где все определено, все расписано [5, с. 1].

Если на начале 1958/59 учебного года в Орджоникидзевском районе насчитывалось 18 школ: начальных - 3, семилетних - 3, средних - 12, численность учащихся 14981 человек, то в конце 60-х годов общее число школ составило 26, из них восьмилетних – 5, средних - 20 и одна – вспомогательная, численность учащихся составила 30650 человек [6, с.4].

Следует отметить, что, несмотря на определенный стихийный характер, количественное увеличение средних школ являлось, несомненно, прогрессивным процессом, связанным с изменением демографической ситуации после Великой Отечественной войны и способствовало созданию определенных условий для перехода к обязательному среднему образованию.

С 1958 года начинает осуществляться политехнизация школ, но ни одна школа в районе не имеет специализированных мастерских, занятия проводятся в подвальных помещениях. В этот период происходила перестройка средней школы, связанная с введением производственной подготовки и удлинением срока обучения до одиннадцати лет. Школы № 61, 62, 73, 82 и 85 реорганизованы в 11-ти летние с одновременным производственным обучением, внедрено трудовое воспитание и система самообслуживания [7, л. 41]. С введением трудового обучения учащиеся получили возможность обучаться по 6-ти специальностям, которые необходимы для трудоустройства на базовых предприятиях. Таким образом, в 60-х годах произошла полная переориентация школ на трудовое обучение, и профессиональная подготовка старшеклассников превратилась в классы производственного обучения, и в школах вводился дополнительный год обучения.

С 1955/1956 учебного года общеобразовательные школы республики перешли на новый учебный план и новую программу, учебный план включал 18 предметов. В него входили объединенные курсы по ряду предметов: математика, история, география, биология, Конституция СССР. Наибольшее количество часов планировалась на преподавание русского языка, литературы и математики, что объяснялось большим объемом учебного материала.

Наиболее полное представление об успеваемости учащихся дают результаты переводных экзаменов. В начале 50-х годов были введены новые нормы оценок, которые делали установку на проверку сознательности усвоения материала. В числе недостатков организации учебного процесса в этот период развития следует отметить большое количество экзаменов, особенно в выпускных. Только с середины 1950-х годов они были совсем и сохранены только в выпускных (VII и X) классах.

Одной из главных задач школы является повышение качества знаний учащихся. Нужно отметить, что количество неуспевающих в Орджоникидзевском районе уменьшался. Если в конце 50-х годов в районе на второй год оставлено 1090 школьников, в середине 60-х – 927, то уже в конце 60-х – 431 ученик. В конце 50-х годов наилучший показатель по уровню успеваемости у школы №54, а наихудший – у школ №№60, 71. В середине 60-х годов – соответственно - №108 и 86 и в№58 и 83 [8, Л.10].

Следует отметить еще одну важную черту среднего образования этого периода, состоящую в высокой требовательности к выпускникам-медалистам. Так, например, снижение количества отличников особенно заметно происходило по школам №71,88,106. Данные о выпускниках медалистах находились в годовых отчетах школ №№9,61, 62, 83, 86, 116.Эти учебные заведения являлись центрами по учебно-воспитательной работе в своих микрорайонах и давали из года в год высокие показатели по успеваемости [9, С. 25].

В период 1950-х годов классно-урочная система преподавания начинает насыщаться использованием технических средств обучения. В Орджоникидзевском районе г.Уфы с конца 50-х годов осуществлялась кинофикация и радиофикация школ. В эти годы значительное развитие получило развитие учебного кино, в том числе и звукового. До появления учебных телевизионных передач в школах района использовались звуковые узкопленочные и школьные киноаппараты «Школьник». Так, учитель географии Семенова О.Н. С помощью одного из средств технического обучения демонстрировала кинофильмы по теме урока. В школе №86 открылся лингафонный кабинет звуковой немецкой речи.

Качество образовательного процесса в решающей степени зависит от учителя, его образовательного уровня, педагогического и методического мастерства. Через его деятельность осуществляется внедрение всех достижений педагогической науки в практику. В Орджоникидзевском районе г. Уфы было немало подлинных профессионалов – учителей, мастеров своего дела, отлично владеющих предметом, творчески совершающих содержание и методику преподавательской работы: Трубникова Н.Ф., заслуженные учителя БАССР Вахрушев В.А., Вахитова Ф.С., Симакова А.С., Спивак Г.Г., Будникова В.П., Ширица Т.В., Шагина Н.С., Салимова Ф.М., Лосева Г.А., Агрова Е.В., Болховских, Шкретова Л.В., Киреенко В.И, Шуклина М.М., Доронина Н.М., Линд Э.И.

 Во время Великой Отечественной войны в школах района трудились Эсаулова М.Ф., Кощеева Л.И., Рудакова Е.И., Салимова Ф.М., Плетнева В.А. и многие другие [10, Л. 35].

Улучшался состав директоров общеобразовательных школ, на руководство школами назначались опытные педагоги с большим педагогическим стажем. К числу таких директоров относились Герой Советского Союза Абдуллин М.И., заслуженный учитель РСФСР Штабель В.А., отличник просвещения СССР, отличник образования РСФСР Сомова А.С, руководившая школой №86, ставшая первой в районе директором школы с углубленным изучением иностранного языка (английского или немецкого), при которой школа обрела полилингвистическую направленность и была заложена традиция дружеского обмена между Уфой и Германией, Яфаев С. (школа №83), И.Н.Шемагонов (школа №61), Галанов И.К. (школа №60) С именем директора школы №82 Напалковой Г.К., находившейся во главе народного образования города Черниковска, связан размах школьного строительства в районе [11, л. 20].

Таким образом, развитие общеобразовательных школ в Орджоникидзевском районе г. Уфы представляло сложный и длительный процесс. Сложность развития школ была связана с общими проблемами образовательного процесса в военное и послевоенное время, это зависело от уровня социально-экономического, политического и культурного развития района, города, республики, а также страны в целом. Великая Отечественная война внесла изменения в содержание, формы и организацию учебно-воспитательного процесса. При этом школа сохранила свой общеобразовательный характер. Несмотря на многочисленные трудности, удалось обеспечить устойчивое развитие школьного образования в районе.

 

Литература:

1. Орджоникидзевский район города Уфы: годы, события, люди. Уфа: Изд-во «Слово», 2002. С.12-13

2. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 4351. Оп. 1 Д. 57. Л. 12.

3. Там же. Д. 161. Л. 28.

4. История Уфы. – Уфа, 1981. - с. 581.

5. История развития образования Орджоникидзевского района города Уфы // Виртуальный музей истории развития образования Орджоникидзевского района города Уфы.

6. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 4351. Оп. 1 Д. 42. Л. 4.

7. Там же. Л. 41

8. Там же. Д. 207. Л. 46.

9.  Там же. Д. 200. Л. 25

10.  Там же. Д. 32. Л. 14

11.  Семейный архив Сомовых.

 

УДК 378.147

Ямаева Д. Р.

Учитель, Гимназия № 82 (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: