Влияние самооценки студентов

НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

 

Аннотация. В современном обществе, самооценка играет большую роль в жизни человека. Студенты, которые обучаются в вузах, часто сталкиваются с такой проблемой, как низкая самооценка. У них может быть занижена или завышена самооценка, которая отрицательно влияет на обучение в вузе. Как человек ставит цели и достигает их, как видит себя в этой жизни, справляется с трудностями, во многом определяется во время обучения в вузе. Ведь именно в этот период, студент войдет во взрослую и самостоятельную жизнь.

 

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [4]. Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой [1, 2]. Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [4].

Как известно, самооценка может влиять на эффективность обучения студента, возможно появятся проблемы с успеваемостью. В основе неуспеваемости могут лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости специалисты (С.Ю. Менчинская, В.Г. Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся [3]. Следовательно, студентам нужна мотивация, чтобы в дальнейшем развиваться и познавать что-то новое.

Время обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, которые возникают в процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся в течение жизни и не ограниченный стенами учебной аудитории [5]. Как мы понимаем, человек всю жизнь будет обучаться чему-то новому, и на его пути будет много препятствий, которых нужно будет решать. Ведь первые этапы взрослой жизни и умение справляться с трудностями будут влиять на дальнейшую жизнь.

 Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности [3]. Из этого следует, что самооценка является важнейшим мотивационным фактором, который влияет на эффективность обучения.

Очень важно для преподавателя в процессе обучения студента правильно определить потенциал студента и тактично настраивать на его возможности и перспективы, после окончания обучения.

Самооценка может быть завышенной и заниженной. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая реально превышает его возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и депрессии. В связи с этим, студенты с завышенной самооценкой не хотят осознавать то, что у них могут быть недостатки. Если преподаватели указывают на их ошибки, они могут проигнорировать, не воспринять всерьез и не будут работать над собой. Что может отрицательно повлиять на результат обучения [7].

Как известно, завышенная самооценка может положительно влиять на эффективное обучение студента в вузе, так как у него имеются лидерские качества и самоуверенность в себе, благодаря которым он может активно проявлять себя в процессе обучения.

Заниженная самооценка, которая говорит о большой неуверенности в себе, свидетельствует о развитии комплекса неполноценности. Такой студент недооценивает себя, по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их, как случайные и временные. Для развития положительной самооценки важно, чтобы студент был окружен постоянным вниманием и заботой вне зависимости от того, каков он [7]. Исходя из этого, мы понимаем, что если студент будет слышать от своих преподавателей и однокурсников слова одобрения и положительные отзывы за свои поступки, это поможет ему улучшить самооценку и тем самым повысить эффективность обучения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что самооценка студента играет важную роль в эффективности обучения в вузе. В университетах преподаватели должны больше внимания уделять студентам, чтобы у них была гармоничная самооценка. Для выявления уровня самооценки студентов преподаватели могут использовать разные психологические тесты и методики.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебн. пособие. – Москва: Издательство Московского университета, 1993. – 142 с.

4. Вишнякова С.М Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. 1999.–583 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ.– СПб.: Питер, 2007. – 313 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.

7. Павлова М.А. Формирование адекватной самооценки студента, и ее влияние на качество обучения сольному пению / Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: OOO «Искусство в школе», 2018. – 304 с.

 

УДК 32+295

Якупов М. Т.

Д. филос. н., профессор Нефтекамского филиала БашГУ

(Нефтекамск, Россия)

 

МИРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ

КОНФЕССИЙ РОССИИ

Аннотация. Согласно диалектике, развитие любых систем реализуется на основе борьбы противоположностей. Поэтому конфликты между народами и социально-политическими общностями есть явления закономерные. Объектом анализа данной статья выступает духовно-религиозная сфера социумов. Ибо именно от позиции монотеистических религий зависит уровень противостояния. Обращение к Писаниям традиционных верований народов России позволяет нам делать вывод о том, что они выражают, несомненно, миротворческие функции. Только полученная от Бога свобода позволяет людям следовать за своим природными инстинктами, выраженных в агрессивности, властолюбии, алчности. Таким образом, нарушение божественных истин нравственности вызывает вооруженные противостояний.

Ключевые слова: мир, война, православие, ислам, единобожие.

Любая война с точки зрения диалектической методологии явление закономерное. Ибо вызывается существующими противоречиями в социально-политических системах. Нарушение примерного баланса сил, находящихся в противоречии, переход к крайностям и вызывает самый трагический вариант разрешения антагонизмов – кровопролитие. Однако та же диалектическая методика выступает обоснованием формирования пацифизма. Ибо мир есть обратная сторона войны. А эти противоречия выражают сущность единого целого, имя которому – Человек.

Выступая с позиции религиозной философии, мы утверждаем, что все монотеистические религии – иудаизм, православие и ислам представляют собой духовно-теоретическую основу мирного сосуществования разных народов. Ибо само понятие – монотеизм, то есть единобожии, есть олицетворение единения совершенно разных этнических сообществ. Отсюда мы можем выдвинуть тезис о том, что божественные принципы истинного монотеизма есть гарантия предотвращения кровопролития между народами и социально-политическими системами. Единой Бог – это Высшая Сила всего человечества, в том числе и для язычников, ибо все есть Его творение. Только непонимание смысла и функции единобожия вызывает все трагические страницы истории цивилизации, характеризуемых кровью, смертью, болью, страданиями и иными бедами войн.

Они есть олицетворение узости человеческого мышления, неспособного к диалектике. То есть, понимать единство противоположностей, которое объединяется божественной любовью. Это приводит к тому, что отдельный народ или система воспринимают только самое себя, как творения Всевышнего. Они неспособны понять, что другой этнос или государство есть диалектическая противоположность, с которой надо вести диалог, дела во всех сферах. Уважать себя и уважать противоположную сторону, как необходимых частей единого целого, ибо все едино в Творце.

Именно ограниченность души и сознания вызвала все те страницы, которыми богата наша история. Уничтожение миллионов индейцев Америки испанцами происходило под руководством католических священников, объявивших, что коренное население континента не имеет души. Поэтому за их избиение никакой ответственности никто не несет. Никто не выдвигал вопрос о том, если индейцы есть бездушные существа, то кто и как их сотворил. Ибо католичество выполняло политическую функцию, которая ни имеет никакого отношения к истинной религии Иисуса.

Ярчайшим проявлением принципиальной ревизии монотеизма в угоду корыстных целей людей являются проповеди католических священников во время Первой мировой войны. По обе стороны линии фронта по латыни священник - француз и священник - немец благословляют солдат на убийство врага. То, что они единоверцы – европейцы, сотворенные Всевышним для любви, никакого значения не имеет. Ибо здесь нет места монотеизму, То есть, Творцу и Пророку Бога Иисусу, призывающих человеку жить в любви. Есть только бездушие людей, увлеченных «верхами» на убийство ради получения сверхприбылей корпорации.

Никто не вспоминает Десять заповедей Единого Бога, где важнейшим выступает призыв «Не убивай!». Также полностью игнорируются первый и второй заповеди Моисея:

«1. «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

«2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» [1, Исх. 20, 2–17 ].

Значение этих заповедей заключается в том, что самой высшей ценностью выступает Всевышний, как абсолютное существо, обеспечивающее бытие мира идеального и материального. Свобода, представленная Богом людям, позволяет им «забыть» своего Творца и признать смыслом бытия иллюзорные вещи: деньги, недвижимость, власть и другие. Именно они являются целью начала войн во все времена. Поэтому именно игнорирование этих заповедей является духовным источником вооруженных противоречий.

Ярким примером предотвращения войн между народами и странами выступает десятая заповедь:

« Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» [1, Исх. 20, 17 ].

Именно желание захватить, присвоить чужие богатства, превратить свободных людей в рабов и подневольных является источником агрессивных войн. Атеизм, представляющий реальными ценностями материальные предметы, делает людей алчными, стремящимся бесконечно увеличить свое достояние. Только смерть прекращает творимое зло людьми, забывших, что все они сотворены Всевышним, и должны жить как братья и сестры.

Истинное ценности людей в их взаимоотношения выражены в девяти заповедях блаженства Иисуса:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» [1, Мф. 5:3–12 ].

По сути, эти перечисленные принципы отношения людей к окружающему миру есть качества детей. Которые плачут, чистые сердцем и их души открыты всем. Самое главное – они миротворцы, ибо их не интересуют деньги, власть, слава, любую обиду забудут через мгновение и будут улыбаться. Дети живут божественной частью души, только взросление и диктат разума вызывают стремление выделиться властью, богатством. И именно эти качества людей выступают основой формирования агрессивных психологий и идеологии.

Таким образом, Библия: Ветхий Завет и Евангелие, как Писания Единого Всевышнего несут, несомненно, миротворческую информацию. И только следование людей природным, животным инстинктам, используя представленную Всевышним свободу, делает их агрессивным. Уже в древности великий философ Платон писал о том, что душа людей увлекается двумя диалектическими противоположностями: «Белой» и «Черной» лошадьми. Двойственность разума человека также доказана в учении З. Фрейда о бессознательном. Злоба и агрессивность, лежащие в глубинах бессознательного «Оно» влечет людей творить зло, нарушив божественные заповеди [3].

Ислам, последняя монотеистическая религия, данная Аллахом Пророку Мухаммаду, несомненно, олицетворяет все те прогрессивные и конструктивные черты, которые несли иудаизм и православие. Аксиомой миролюбия ислама выступает принцип «Салям», значение которого не понимают даже сами мусульмане. Например, во все времена, в том числе в период воинствующего атеизма, татары и башкиры говорили при встрече друг другу «Салям». А в переводе с арабского это слово означает «Мир».

То есть, полтора тысячелетия мусульмане желают своим знакомым и незнакомым жить в мире и благополучие – «Ассаламе-алейкум во рахматуллаху и баракатуху». Это означает, что современные представления о мусульманах, как источнике экстремизма и терроризма, не имеет никаких оснований. Произошла такая же трансформация с учением Иисуса: вера в любовь стала идеологией агрессивности и войн. Нравственность ислама замещена стремлением к власти и богатству.

Миротворческая функция ислама доказывается многими аргументами. Ярким примером выступают Прекрасные имена Аллаха, олицетворяющие Его смысл и предназначение:

«Ас-Салям السلام Миротворец (Дающий мир и безопасность своим созданиям)

Аль-Вахид (Единый). Нет никого кроме Него и никого равного Ему.

Аль-Джами‘ (Уравновешивающий противоречия)» [4].

Нет необходимости пространного комментария этих Имен Аллаха. Одной из самых важных задач Всевышнего выступает обеспечение мирного неба над народами и странами, чтоб Его творения – люди жили и выполняли свои функции: поклонение Творцу, трудиться, создания семьи и служения общине. Нет, и не может быть иных задач монотеистических верований. Ибо все люди едины в Творце, Который уравновешивает, то есть формирует гармонию диалектических противоречий между народами и системами. Только «Черная лошадь» нашей души, слушая нашептывания шайтана (сатаны), начинает жить ложными задачами, ведущих к гибели в мире этом и после смерти.

Сущность взаимоотношений между народами в Священном Коране наиболее конкретно выражается 13 аяте суры Аль – Худжурат:

«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!» [2].

Таким образом, Аллах указывает на предпосылку сотворения Адама, Евы и их потомков – чтоб они знали друг друга. То есть, не вражда и злоба, а сотрудничество, торговля и культурный обмен должны стать основой взаимоотношений между народами и странами. Именно выполнение такой функции монотеизма является источником благочестия перед Аллахом. А для истинно верующего человека нет выше ценности, чем творить благо во имя Всевышнего.

11 аят суры Аль – Худжурат Священного Корана обращает внимание на духовный источник кровопролитий между этносами и государствами:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них» [2].

Ведь любая война начинается с того, что простой обыватель подвергается целенаправленному теоретическому зомбированию посредством СМИ. К 1914 году французы были уверены в том, что «тевтонские варвары» - плохие, и их надо убивать. Немцы же знали, что «лягушатники» неспособны что-либо творить, поэтому их территории должны принадлежать высокоразвитому немецкому народу. И нет ничего страшнее, чем провозглашение целой нации избранной, самой лучшей. К чему привела идеология нацизма в Германии, никто не имеет права забыть.

Краткий анализ Писаний иудаизма, православия и ислама позволяет нам утверждать о том, что монотеистические верования в своей основе имеют миротворческую функцию. Иначе не может быть, ибо они исповедуют единобожие. Всевышний Един, все народы сотворены Им, то есть они кровные братья и сестры. И только заблуждение, вызванное разрушительной частью души, формирует деструктивные тенденции, переходящие в вооруженное противостояние.

 

Литература:

1. Библия. М: Российское библейское общество, 2002. – 1296 с.

2. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. – 10-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 537 с.

3. Фрейд Зигмунд. «Я» и «Оно». Тбилиси: «МЕРАНИ», 1991. – 397 с.

4. 99 Прекрасных Имен Аллаха. Казань: Академия Познания, 2008. – 95 с.

5. Аминов Т.М. Медресе «Галия» - высшее национальное учебное заведение мусульманских народов дореволюционной России: Курс лекций – Уфа: Изд-во «Мир печати», 2016. – 96 с.

6. Аминов Т.М. Система исламского образования Духовного управления мусульман республики Башкортостан на современном этапе. – Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. - № 3 (70). – С. 78-87.

 

УДК 908

Якупова Е. Р.

Учитель СОШ №7 (Нефтекамск, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: