Практическое занятие 20 Сложное предложение

Цель занятия: сформировать у студентов научное представление о сложном предложении.

     1 Подготовьте вопросы:

1) Понятие о сложном предложении. Интонационно-смысловая и структурная целостность сложных предложений.

2) Русские ученые-лингвисты о природе сложного предложения.

3) Понимание природы СП в школьной грамматике.

4) Вопрос о грамматической природе   предложений с однородными сказуемыми в вузовской и школьной грамматике.

5) Грамматическое значение и строение сложного предложения. 6) Структурные элементы в составе сложного предложения

7) Типология сложных предложений.

    2 Выполните письменно задания:

1) Проведите полный синтаксический разбор предложения:

Некоторые птицы, выведенные и выращенные в неволе, и, следовательно, ни разу не слышавшие своих сородичей, тем не менее, достигнув соответствующего возраста, инстинктивно поют так, как им положено.(Из газет)

2) Дайте анализ всех членов простого предложения:

Дети без воспитания несчастнее круглых сирот (пословица).

 3) Перепишите отрывок, найдите в нем простые и сложные предложения, аргументируйте свои ответы, указав отличительные признаки сравниваемых конструкций:

Есть такое понятие – возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи при всех индивидуальных различиях. Мальчикам нравятся игры, похожие на занятия мужественных людей. Девочки продолжают играть в куклы. Детям нравится, чтобы вожатый был не слишком строг, но и не слабохарактерен. Они любят веселых и добрых. С ними работается легко, если найти верный тон в обращении и правильно подыскать дела. (В.Матвеев

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.

3 Материал лекций.

 

Практическое занятие 21 Типология сложных предложений. Сложноподчиненные предложения

Цель: сформировать научное представление о типах сложных предложений.

     1 Подготовьте ответы на вопросы:

1) Почему вопрос о классификации сложных предложений относится к числу дискуссионных?

3) В работах какого ученого впервые была представлена современная классификация сложных предложений?

4) По каким признакам различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

5) Изучив методическое примечание в учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова (с.179), ответьте на вопросы:

       а) почему с методической точки зрения следует вначале изучать сложноподчиненное, а затем - сложносочиненное предложение?

      б) почему в школе сначала изучают сложносочиненное предложение, а затем сложноподчиненное?

6) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры.

7) Средства связи в СПП (союзы и союзные слова).

     2 Практическая часть:

             1) Разграничьте сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложения (с обоснованием):

1) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране (П.Спиркин)

2) Лиса, припадая на передние лапы, рыла ими, окутываясь сияющей серебряной пылью, а хвост её, мягко и плавно скользнув, ложился на снег красным языком пламени. (М. Шол.)

3) Это были простые лесные цветы, почти без запаха, от них шел лишь тонкий и нежный аромат зелени. (Е. Мальцев).

4) Мать четырех погибших на войне сыновей, она долго крепилась, глядя на тихие красно-зеленые огоньки пламени, которые медленно выплывали из жерла бронзовой звезды, долго заставляла себя сдерживать слезы... (Из газет)

        2) Определите средства связи в СПП, приведенных ниже:

1) Ни единым движением, ни выражением лица она не выдала того, что творилось в материнской душе. (Фед.)

    2) Над нами чистое и удивительное прозрачное небо, какое бывает после первого снега. (Фед.)

    3) Вот уже несколько дней начальник штаба, скрывая раздражение, запрашивал, когда будет прислано пополнение, в каком составе. (Наумов)

    4) Когда стоишь среди болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера. (К.Пауст.)

    5) Люди были рады-радешеньки, что остались живы и невредимы после этой страшной бури. (Семенов)

3) Определите типы этих предложений по структуре (расчлененные или нерасчлененные)

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.3. – М., 1987. – С.176-187.
     2 Материал лекций.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: