Критерии и показатели сенсорного развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-педагогическая работа по развитию сенсорного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами песочной терапии в условиях инклюзивного образовательного учреждения.

  Актуальность исследуемой темы заключается в увелиении в массовой школе контингента обучающихся с задержкой психического развития и недостаточностью профессиональной подготовки педагогов владеющих современными технологиями помощи таким детям, учитывающие специфику имеющихся нарушений. В коррекционной психологии и педагогике актуальным направлением является дальнейшее исследование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с задержкой психического развития, поиск путей компенсации их психического недоразвития с целью успешной социальной адаптации (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С.Певзнер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.)

    Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета и его особенностей.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Так же зависит  насколько качественно он может оперировать этой информацией и  насколько точно он эти знания может выразить в речи.  

В психолого-педагогической литературе отмечается, что у детей с ЗПР наблюдается существенное недоразвитие функционирования и слаженности в работе зрительного, слухового и тактильно – кинестического анализаторов, что составляет основу психомоторного и сенсорно - перцептивного развития детей (Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильин, В.П. Озеров и др.)

Восприятие играет важную роль в жизни человека, в его трудовой и познавательной деятельности, составляет основу ориентировки человека в окружающей его действительности.  

При отсутствии специального сенсорного воспитания в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие.   

Основная проблема детей с задержкой психического развития в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в речи и эталонные представления не формируются своевременно. Задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ.

 Проблемами сенсорного развития детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.  

    Формирование сенсорных процессов имеет большое значение для психического развития ребенка. Исследования таких ученых как К. Бюлера, Л.А. Венгера А.В. Запорожца показали, что впервые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация которые характерны для сенсорного восприятия. 

Поэтому построение системы коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми младшего школьного возраста должно быть обеспечено правильной организацией чувственного познания. В связи с тем, что аномальное развитие имеет свои особенности, система сенсорного воспитания, должна быть создана на основе тщательного изучения особенностей сенсорнсго восприятия. 

Без оказания своевременной психолого-педагогической помощи у детей с патологией дефекты становятся, более выраженными, психосоциальное развитие, препятствует социальной адаптации и успешному обучению в школе. Поэтому существует необходимость создания для обучающихся детей с задержкой психического развития максимально возможных условий для обучения и социализации.

Существенным ресурсом оптимизации педагогического воздействия на обучающихся с проблемами в развитии является использование искусства, рассматриваемое не только как фактор становления личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции сенсорных нарушений и сохранения здоровья детей.  Возможностью обновления содержания процесса обучения изобразительному творчеству представляется использование песочной арт-терапии, научные основы которого разработаны автором метода интегративной песочной терапии, швейцарским  психоаналитиком Дорой Кальфф.    Песочная терапия является  эффективным средством для сенсорного развития так, как  при рисовании песком ребёнок использует свои кисти полностью: пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны ладони, расширяя, таким образом, свой сенсорный опыт и знание о своих телесных границах. Сенсорный опыт обогащает детскую картину мира, позволяет видеть и чувствовать больше.

В связи с этим определяется Цель костатирующего эксперимента:  исследовать особенности сенсорного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.   

Объект исследования:  нарушения сенсорного восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: содержание диагностической работы по выявлению уравня  сенсорного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития   в условиях инклюзивного образования.  

  Гипотезой исследования стало предположение о том, что у детей с задержкой психического развития восприятие поверхностное, его кинестическое  восприятие находится на низком уровне развития. Что выражается в таких операциях как мышление, обобщение, классификация.

Предполагается, что предложенное нами содержание диагностического материала позволит выявить уровнь  развития сенсорного восприятия  детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с поставленной целью определены следующие  задачи констатирующего эксперимента:

1.Подобрать диагностические методики по изучению уровня сенсорного развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

2.Провести экспериментальное исследование по изучению уровня сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

3.Осуществить количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие  методы исследования:

- теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;  

- эмпирические: констатирующий эксперимент;

- статистические: количественная и качественная обработка полученных результатов.

 Теоретическая  значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования позволят расширить представления об особенностях детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

  Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный диагностический инструментарий может найти применение в работе педагогов-психологов с детьми  задержкой психического развития в условиях инклюзии. Выявленные у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития психомоторные и сенсорно–перцептивные нарушения позволят учителям целенаправлено отбирать содержание и определять характер коррекционно – педагогической работы с данной категорией обучающихся.

 Организация исследования: Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Вологда». В исследовании приняли участие обучающиеся 1 класса.

     Для проведения эксперимента были использованы следующие методики: «Рукавичка» Цукерман Г.А., «Словесно – логического мышления» разработана Э.Ф. Замбацявичене, Тест «Кубики Коса» Р. Амтхауэра.

Для достижения цели и решения задач констатирующего эксперимента разработаны следующие компоненты их критерии и показатели, которые представлены в таблице 1.

                                                                                                                        

                                                                                                                           

                                                                                                                       Таблица 1.

Критерии и показатели сенсорного развития    детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Компонент  Цель Критерии Методики

 

 

Когнитивный

 Выявить поведенческие показатели навыков взаимодействия. Продуктивность совместной деятельности   Цукерман Г.А. «Рукавичка»
Оценика интеллектуального потенциала ребенка    пространственный анализ и синтез зрительного восприятия и двигательной координации Тест «Кубики Коса»
Исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления.  уровень сформированности логических операций (общая осведомленность, классификация, установление отношений по аналогии, обобщение). Методика Словесно – логического мышления разработана Э.Ф.Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта         Р. Амтхауэра.

 

 

Аффективный

 Определить особенности эмоционального состояния.   эмоциональное отношение к совместной деятельности. Цукерман Г.А. «Рукавичка»
 Определить особенности эмоционального состояния. Эмоциональные реакции на успех и неудачу. Тест «Кубики Коса»

 

 

 

Перцептивный

 

 

Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий.  умение детей прийти к общему решению; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; реакция на взаимопомощь по ходу рисования. Цукерман Г.А. «Рукавичка»
Выявить уровень пространственого восприятия.   количество ошибок, количество подсказок Тест «Кубики Коса»

 

На основании представленных критериев нами были предложены качественные характеристики уровней сенсорного развития младших школьников с задержкой психического развития.  

Высокий уровень (55 –98 баллов) –  преобладает устойчивый познавательный интерес. Сформированы операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.  Эмоционально – волевая  сфера соответствует возрастной норме.  Могут принимать и оказывать помощь. Переносят полученный опыт на самостоятельную деятельность. Сформированны коммуникативные навыки.

  Средний уровень (26 - 52 баллов) –  познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение сформированы частично. Может наблюдаться незрелость  эмоционально – волевой сферы. Могут принимать и оказывать помощь. Переносят полученный опыт на самостоятельную деятельность. Сформированны коммуникативные навыки.

Низкий уровень (0 – 23 баллов) –  отсутствует познавательный интерес. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение сформированы частично. Наблюдается не зрелость эмоционально – волевой сферы. Нуждаются в организующей помощи взрослого. При оказании помощи самоустраняются. Полученный опыт  и знания на самостоятельную деятельность перенести затрудняются. Коммуникативные навыки не сформированы.

Проанализировав результаты по всем методикам, мы можем выявить среднее число участников эксперимента по каждому уровню и соответствующий ему процент. Отобразим результаты экспериментальной и контрольных групп в таблице 2.

                                                                                                

 

                                                                                                Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: