Мормоны: путь к земному раю

Мормоны, как и Свидетели Иеговы, стали порождением протестантской христианской традиции. Если протестанты обращались к тексту Библии как к фундаменту своей жизни, к истинам Нового Завета, к буквальному следованию словам Евангелия, то мормоны столь же фундаменталистски отнеслись к нормам Ветхого Завета (например, к многоженству). Они захотели сделать его своей священной книгой, чтобы следовать ей как протестанты. И для этого они написали собственное священное писание — «Книгу Мормона». В ней нашли отражение как элементы протестантизма, так и собственные богословские воззрения основателей мормонства — создание своей богодухновенной Библии, попытка объяснить Троицу, ожидание Царства Божьего, похожего на земную жизнь, всеобщее священство и пребывание в общине святых.

Мормонское мировоззрение максимально приближает к людям и к их пониманию христианские идеи. История мормонов начинается с 1830 г., когда американец Джозеф Смит в результате долгих религиозных исканий обрел откровение и основал свою церковь. Себя мормоны называют Церковью Иисуса Христа святых последних дней. Они верят, что откровение не прекращается и насчитывает множество установлений — от Адамова до Дж. Смита.

Представление о мормонском христианстве было воспринято и в России, где общество было готово принять христианство и в такой форме, без парадоксов традиционного христианства, но с отдельными христианскими постулатами. Мормоны своеобразно воспринимают троичность Божества — они считают, что Троица представляет собой конгломерат трех отдельных личностей, связанных родственными узами и единой задачей. Был приближен к земному и образ Иисуса Христа, который стал считаться старшим Духом или старшим братом людей. Одновременно с этим повышается статус человека — мормоны считают, что люди также участвовали в Творении земли и они живут и будут жить вечно. В рамках этой картины мира понятие первородного греха исчезает.

Идея святой, счастливой жизни в достатке чрезвычайно ярко отражена в мормонстве, однако ключевой в их мировоззрении является идея святости каждого члена церкви. Именно поэтому понятия рая и ада у мормонов существуют, но в аду людские души испытывают скорее не мучения, а некий дискомфорт от того, что не смогли должным образом реализовать себя в земной жизни. После Страшного суда установится Царствие Божие. В нем есть три степени славы — царство целестиальное (высшая ступень, его жители находятся в присутствии Бога Отца и Иисуса Христа), царство террестриальное (средняя ступень) и царство теллестиальное (низшее). Практически все попадают в эти царства.

Вечность райской жизни подкрепляется высоким статусом самог о верующего и всей его родни. Все лица мужского пола начиная с 12 лет являются носителями священства. В храме совершается ряд таинств, непосредственно связанных с учением мормонов о плане спасения, — запечатывание семей навечно (т. е. после этого запечатывания семья сохраняется в том же составе и после смерти супругов), крещение за умерших (креститься могут только члены семьи за членов семьи, хотя в первые годы существования мормонов крестили кого и как попало). В храм могут войти только члены церкви. При храмах ведутся генеалогические изыскания — верующие находят своих предков, оформляют на них документы и крестятся за них. Мормоны считают, что таинства, совершаемые в храмах, совершаются навечно, — семьи могут существовать и на том свете, а умершие, за которых крестились на том свете, если уверуют, получат свою степень славы.

Взяв за основу протестантскую картину мира, мормоны предельно четко разрешили многие мучающие протестантов богословские вопросы — о спасении (теперь могут спастись все, даже умершие члены семьи, которых можно крестить), о будущем Царстве Божием (в нем будут все жить так же, как на земле). Всеобщее священство стало стопроцентной гарантией земного спасения здесь и сейчас.

Идеология мормонов — типичное проявление американской культуры с ее культом семьи, свободы, благополучия. И именно в современной культуре эти идеи смогли найти свое место. Образ «американской мечты» в мормонстве стал ярким и привлекательным для русских людей. В России мормоны впервые появились в 1895 г., когда старейшина из Швеции крестил первых последователей в Санкт-Петербурге. После 1917 г. одним из первых мероприятий, предпринятых мормонами, стал перевод «Книги Мормона» на русский язык, что увеличило приток новообращенных. Активно началась проповедь и на Дальнем Востоке. После резкого ужесточения советской властью религиозной политики немногочисленные последователи мормонов, объединенные из-за своей малочисленности в кружки, а не в общины, подверглись репрессиям. Воссоздание мормонских общин началось только в начале 1990-х годов, когда в России появились первые миссионеры. Мормоны занимались и занимаются (хоть и не так массированно) активной гуманитарной деятельностью. В 1991 г. была зарегистрирована Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа последних дней. В Москве действует Миссионерский центр, который посылает проповедников по всей стране. В Москве и Петербурге, а также в больших городах в регионах мормонам удалось создать небольшие группы верующих, в том числе с помощью бесплатных курсов английского языка, которые ведут миссионеры. По данным самих мормонов, в их организации на территории России состоит более 18 тыс. человек. Зарегистрированы 53 местные религиозные организации, которые объединяют 123 прихода. На территории России работают 600 миссионеров. Мормоны активно занимаются социальной работой через различные общественные фонды, распространяют гуманитарную помощь, помогают больницам и домам инвалидов, однако, как правило, эту работу не афишируют.

Поскольку Россия не протестантская страна, то и русские новообращенные мормоны нашли в этой вере не ответы на протестантские вопросы, а скорее увидели новую веру, которая предлагает вполне понятное земное Царство Божие, а главное — святость для отдельного человека. Русские мормоны сумели привнести свою национальную составляющую — активный духовный поиск, некое своеобразно понимаемое ими «подвижничество» — как путь религиозного самосовершенствования. Именно это, по их словам, и является главным отличием русского мормона от западного. Уникальность спасению души мормона придает и то, что оно совершается по уникальной священной книге, а не по Библии, как у всех. Для большинства россиян, которые жили в советском атеизированном обществе, мормонство стало своеобразной формой христианства с простыми и понятными Иисусом, Троицей и «вечным раем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: