Международное общество сознания Кришны (кришнаиты)

Кришнаиты считают себя последователями философско-теологиче-ской системы, созданной в XVI в. религиозным деятелем Чайтанья (1486—1533). Чайтанья провозгласил универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, бхакти — путь любви и преданности Богу. Кришна был объявлен верховной ипостасью Бога, в то время как Вишну отво­дится второстепенная роль одного из воплощений Кришны.

Возникновение Международного общества сознания Кришны связа­но с деятельностью индуса Абхая Бхактиведанты Свами Прабхупады. В возрасте 59 лет он оставил семью, принял санньясу (монашеский обет) и в 1966 г. прибыл в США, чтобы проповедовать веру Кришны амери­канцам. В Америке Прабхупада привлек к новому учению множество молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, в большинстве своем при­надлежавших к хиппи и наркоманам. Но среди уверовавших в Кришну было и немало находившихся в духовных исканиях.

В 1996 г. Прабхупада объявляет о создании Международного обще­ства сознания Кришны (MOCK). Общество состоит из ассоциации мест­ных автономных центров. Их деятельность координируется коллегиаль­ным руководящим органом — управляющим советом (Джи-би-си), об­разованным Прабхупадой в 1971 г. из его старших учеников.

Главной священной книгой кришнаитов является «Бхагавадгита», составляющая часть шестой книги «Махабхараты» — эпического про­изведения Древней Индии. «Бхагавадгита» содержит наставления Кришны своему близкому другу Арджуне. Однако более всего почита­ется не санскритский текст «Бхагавадгиты», а комментарии к этой кни­ге, написанные на английском языке Прабхупадой уже в наше время и озаглавленные «Бхагавадгита как она есть».

В соответствии с ведической традицией последователи движения «Сознание Кришны» отмечают свои праздники по лунному календарю. Один из двух главных праздников — Гаура Пурнима — отмечается в марте. В этот день Господь явился на землю как Шри Чайтанья с целью научить людей простому и эффективному методу духовного совершен­ствования — пению имен Бога. Другой главный праздник — Шри Кришна Джаннаштами — приходится на конец августа — начало сен­тября. В этот праздник отмечается день явления Кришны на землю 5 тыс. лет назад. На алтарь возносят не менее 108 блюд ведической кухни, а затем раздают всем собравшимся. На следующий день празд­нуется явление Свами Прабхупады — основателя Международного об­щества сознания Кришны.

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны складывается из поклонения скульптурным изображениям Виш­ну-Кришны в различных его проявлениях, а также культы святых, наи­более выдающихся гуру (учителей). Наиболее распространенной фор­мой преданного служения Верховному Господу является повторение махамантры. Считается, что она состоит из имен Бога, приводимых в Ведах: «Харе Кришна, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе».

Согласно вероучительной традиции Общества сознания Кришны, Харе происходит от слова зара, обозначающего трансендентную энер­гию Господа. Кришна — имя Господа, указывающее на его всепривле-кающую природу, а имя Рама означает, что Господь является верхов­ным в духовном и материальных мирах1. Маха-мантра произносится с помощью четок, состоящих из 108 бусин. Это должно быть повторено минимум 16 раз ежедневно (полный круг), что в общей сложности со­ставляет 1728 маха-мантр в день. Наряду с произнесением маха-мантр индивидуально на четках, называемых джака, существует повторение ее за кем-то, это называется киртан. Киртан обычно сопровождается иг­рой на музыкальных инструментах и хлопаньем в ладоши.

Общество сознания Кришны состоит из постоянных членов и при­хожан. Часть постоянных членов, как правило, молодые люди, прожи­вают в храмах, где они получают духовное образование. Лицам до 18 лет не разрешается жить в храмах даже при согласии родителей. Посто­янные члены общества, имеющие семью, живут дома, также проживают дома и прихожане, занимаясь самостоятельно духовной практикой, по­сещают храмовые службы и лекции.

Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, реко­мендуется избрать себе наставника (гуру) и получить от него специаль­ное духовное посвящение (дикшу). Рупа Госвами — философ и ученик Чайтаньи, живший в XVI в., сформулировал шесть признаков подлин­ного гуру. Им может стать «любой здравомыслящий человек, который способен контролировать свое желание говорить, запросы ума, вспыш­ки гнева и требование языка, желудка и гениталиев, обладает всем необходимым для того, чтобы иметь учеников повсюду в мире»1. Гуру бе­рет на себя руководство духовной жизнью ученика. Он помогает ему разобраться в многочисленных правилах и наставлениях, касающихся преданного служения Кришны.

Ученик также должен обладать определенными качествами. Наибо­лее важным условием для получения посвящения в ученики является совершение обряда, во время которого ученик произносит перед духов­ным учителем обеты, а затем получает от него четки для повторения маха-мантры. Во время обряда духовного посвящения ученик обязуется соблюдать четыре заповеди или регулирующих морально-этических принципа.

Первый принцип состоит в употреблении в пищу только прасад, т. е. пищу, которая сначала была предложена Кришне. При этом запрещено употребление в пищу продуктов, получение которых связано с убийст­вом животных. Второй принцип налагает запрет на употребление нар­котиков, алкоголя и прочих одурманивающих веществ. Третий принцип запрещает половую жизнь вне брака. Четвертый принцип устанавливает запрет на участие в азартных играх. Помимо этого ученик дает обеща­ние изучать теологию Общества сознания Кришны, осваивать духов­ную практику, участвовать в жизни общины.

Кришнаиты считают идеальной формой социального устройства об­щество, основанное на доктрине варнашрам-карме. В соответствии с ней в течение тысячелетий структура общества состояла из четырех профессиональных групп (варн), обеспечивающих социальную, эконо­мическую и политическую стабильность. Духовными наставниками об­щества были брахманы, учившие всех остальных исполнять заветы Бо­га. Правители государства следовали указаниям ученых и мудрых брах­манов.

Основной причиной упадка данной социальной эпохи называется наступление Кали-юги — эпохи, продолжающейся и сегодня. Для Ка-ли-юги характерен прогрессирующий упадок духовного знания, что ве­дет к деградации человечества. Из 432 000 лет, отпущенных Кали-юге, прошло уже 5000 лет.

Развитие движения сознания Кришны в России началось в 1971 г. после трехдневного визита Прабхупады в Москву. Однако в соответст­вии с действовавшим тогда законодательством объединение кришнаи­тов не было зарегистрировано. В 1988 г. Министерство юстиции России зарегистрировало всероссийское объединение кришнаитов — Центр об­щества сознания Кришны (ЦОСК), располагающийся в Москве. ЦОСК
охватывает в общей сложности около 100 различных организаций, включая храмы, проповеднические центры, школы и отдельно зарегист­рированные благотворительные программы «Пища для жизни». Деяте­льность общин кришнаитов координируется Национальным советом, куда входят представители регионов, президенты храмов и руководите­ли проповеднических центров.

Задание

Прочитайте текст ответьте на вопросы

1. Какой закон РФ регулирует деятельность религиозных организаций?

2. Какие пять групп религиозных культов, действующих на территории России можно выделить.

3. О каком из представленных религиозных течений вы слышали.

Ответы присылайте на электронный адрес kulishkina.natalya@mail.ru

или в группу техникума в контакте.

Это последнее занятие. Жду до конца недели и выставляю итоговые оценки. Те, кто не выполнял задания,  получат за них 2. Еще можно выслать задания тем, кто это не сделал.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: