Свидетели Иеговы: за стеной тотального спасения

Свидетели Иеговы абсолютизировали идею избранности человека ко спасению. Жизнь Свидетеля Иеговы подчинена стремлению энергично спасти других людей и спастись самому. Пребывание в организации Свидетелей Иеговы уже является предопределением ко спасению, поскольку воля Божия проявляется именно через эту корпорацию и организацию. В рамках данной жесткой структуры бог также, соответственно, один-единственный, стоящий во главе, — Иегова. Жесткая организация является государством-сообществом этого бога на земле, а поэтому только принадлежащий к ней верующий сможет впоследствии спастись. В этом угадывается давняя идущая от блаженного Августина христианская идея, что церковь — Град Божий на земле, который в конце времен соединится с Церковью Небесной. Все, кто находится за пределами Града Божьего, не получат спасения.

Иеговизм — решение проблемы спасения в ее самом жестком и последовательном варианте, в виде создания организации, исполнение законов которой уже гарантирует спасение. В иеговизме воплощена мечта многих о строго организованном ордене, ожидающем конца света. Это учение без компромиссов, но и без мучительных вопросов о бессмертии души и троичности Бога. Распространенное в массовом сознании представление о грозном ветхозаветном Боге воплотилось в организации могущественного и строгого Иеговы. Практически партийная организация Свидетелей Иеговы с тотальным контролем и дисциплиной привлекла к себе массу интеллигенции среднего звена, по большей части технической, и бывших партийных и комсомольских работников. Иеговизм дал веру, которая заставила работать примерно так же, как это было в советские времена, только теперь это работа ведется «на Иегову».

Движение Свидетелей Иеговы является традиционной христианской ересью, несмотря на отказ от некоторых элементов христианской доктрины. Его основателем стал американский фермер Чарльз Расселл (1852—1916). После смерти Расселла организацию в 1917 г. возглавил его ближайший сподвижник Джозеф Рутерфорд (1869—1942). Он придумал для своей организации современное название, которое существует с 1931 г. Рутерфорд сконцентрировал в своих руках огромную власть, организационно оформил структуру движения и наладил работу аппарата. Именно ему принадлежит идея, что Иегова выражает свою волю через строго иерархическую и авторитарную по сути Руководящую корпорацию.

Основой доктрины, как и основой и богословским обоснованием структуры организации, является строгий монотеизм. Поскольку для Свидетелей Иеговы существует единственный бог — Иегова, творец и хранитель Вселенной, Христос не может быть богом — он существо, сотворенное Иеговой, поэтому к нему даже не обращаются с молитвой. Иегова наградил Христа бессмертием за выполненную на земле миссию и позволил ему осуществлять царскую власть на земле начиная с 1914 г. В последующей битве во время Армагеддона Христос должен возглавить Божественное воинство. Наряду с этим учение о троичности божества — это происки сатаны, который пытается запутать учеников Иеговы.

По антропологии и сотериологии иеговизм можно назвать околохристианским течением. Организация спасает только избранных — своих членов, а остальные просто исчезнут, так как Свидетели Иеговы отрицают существование ада и бессмертной души. Неоднократно назывались сроки Армагеддона, как и обозначалось число спасенных, равное апокалипсическому числу 144 000. Однако со временем иеговисты стали считать, что в «семью Бога» войдут 144 тыс. бессмертных духов и некоторое неизвестное число бессмертных людей. Для того чтобы пройти сложный путь и войти в «семью Бога», Руководящая корпорация предлагает методику, главный принцип которой — послушание и отказ от критического осмысления доктрины. «Одним из самых плохих влияний, — указывают учителя иеговистов, — является дух независимости. Иегова помогает нам избегать его, разоблачая ответственного за него сатану... и давая нам совет через Свою Организацию».

В «домах Царства», которые разбросаны по разным странам, проживают и работают особо приближенные к руководству адепты, которые составляют «семью Дома Царства», нечто вроде ордена или гвардии. Для служения в Доме Царства производится тщательный отбор. Свидетели Иеговы заполняют подробную анкету, где отвечают на вопросы, касающиеся профессии, социального положения, состояния здоровья, семейного положения и пр. Принимаются только абсолютно здоровые верующие начиная с 25-летнего возраста.

Для отношения Свидетелей Иеговы к государству характерна двойственность. С одной стороны, они тщательно соблюдают законы государства — регистрируются и платят налоги. С другой стороны, государственная власть является узурпатором Царства Небесного, по правилам которого живут сами Свидетели. Поскольку главная идея иеговизма — создать теократическое царство во главе с Иеговой, верующим внушается отвращение к любой форме государственности и ее институтам. Иеговист не должен учиться в высших учебных заведениях, служить в армии (включая альтернативную службу), участвовать в выборах, отмечать национальные, гражданские, религиозные праздники, в том числе свой день рождения, посещать развлекательные мероприятия. Иеговист как бы закрывается от общества в своем государстве, но следствием этого стало то, что именно организация иеговистов обладает лучшими юристами и формально соблюдает все законы.

В России Свидетели Иеговы заняли нишу одного из самых массовых околохристианских НРД. Благодаря своей похожести на христианство иеговизм стал фактически частью «русского сектантства», которое активно развивалось с конца ХIХ в. В этом течении русские люди находят и альтернативное более упрощенное христианство, и жесткую рациональную структуру, подчиняющую себе человека. Отдельные общины и группы иеговистов стали создаваться уже в 1920-х годах. Деятельность Свидетелей Иеговы в СССР была запрещена, ее члены подвергались репрессиям, чем объясняется антикоммунистическая ориентация Руководящей корпорации. В 1949—1951 гг. последовала волна репрессий и ссылок Свидетелей Иеговы, в основном в Среднюю Азию. Их обвиняли в отказе от регистрации, в уклонении от политической деятельности и службы в армии, а также в нелегальном ввозе Библии в СССР. В декабре 1991 г. Свидетели Иеговы получили официальную регистрацию на территории России.

После двадцати лет религиозной свободы среди новых религиозных движений Свидетели Иеговы являются самым многочисленным — около 130 тыс. человек по всей России. Иностранные миссионеры возглавляют собрания, которые разбросаны по всей территории России. Например, в Санкт-Петербурге — столице российского иеговизма — работают 20 собраний, причем некоторые в две смены, так как число адептов непрерывно растет. Собрания, как правило, арендуют актовые залы школ и общежитий. В каждом Собрании имеется Служебный комитет, в который входят молодые мужчины от 25 до 35 лет. Каждый из них руководит более мелкой структурой — Студией. Студии собираются по частным квартирам для изучения иеговистской доктрины. Именно студии как низовые ячейки организации занимаются миссионерством.

Основным способом миссионерства и «визитной карточкой» Свидетелей является проповедь по квартирам. В отличие от ярко выраженной и агрессивной миссионерской деятельности Свидетелей Иеговы социальная работа у них практически отсутствует. Это связано с тем, что социальное служение осуществляется в основном среди членов общин. В строгой иерархии и дисциплине, отгороженности от мира Свидетелей Иеговы многие россияне нашли спасение от экономических и политических потрясений 1990-х годов, а вместо коммунистической идеологии появилось «царство Иеговы». Для многих иеговизм стал тем образом организованной церкви строгого божества, какой существует в сознании большинства людей и связан скорее со стереотипным образом «средневековой церкви» и партийной организации.

В 2017 году запрещена как экстремистская организация. Решение Верховного суда вступило в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: