Нормативно-правовое обеспечение управления физической культурой и спортом в России

На современном этапе развития России завершается процесс формирования нового демократического государства, в котором признается право граждан на занятия физической культурой и спортом и устанавливается обязанность государства в лице его органов способствовать развитию соответствующих общественных отношений.

Грамотная организация управления в настоящей области общественных отношений невозможна без комплексного изучения действующей нормативной базы в России.

Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих управленческие физкультурно-спортивные отношения, состоит из групп нормативно-правовых актов различной иерархии. И первая группа состоит из

Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

 Федеральное законодательство устанавливает общие правовые рамки для функционирования физической культуры и спорта в масштабах всей страны.

Конституция РФ провозгласила, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта (ч. 2 ст. 41), тем самым установив цель организации управления в соответствующей сфере общественных отношений. Это конституционное положение детализируется в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[8]. Данный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Акты Президента Российской Федерации оказывают серьезное влияние на организацию управления физической культурой и спортом в стране. Они регулируют широкий круг вопросов, связанных с обеспечением федеральной политики в рассматриваемой области общественных отношений, мерами государственной поддержки и материального обеспечения работников физической культуры и спорта, а также решают ряд других проблем, связанных с упорядочением управленческих отношений в исследуемой сфере. Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ (Указ Президента РФ от 28.07.2012 N 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта»[9], Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 659 «О Министре спорта Российской Федерации»[10] и т.д.).

Вторая группа - нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов государственного управления, имеющие подзаконный характер (постановления Правительства, Федерального агентства РФ по физической культуре и спорту, Минобразования и науки России и т. д.). Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, непосредственно связанным с реализацией положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений. Причем особое место в системе нормативно-правовых актов Правительства занимают утверждаемые его постановлениями положения о государственных органах управления физической культурой и спортом и их полномочиях, а также федеральные целевые программы и концепции в исследуемой области социальной сферы. Так, например Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»[11], Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[12] и др.

Третья группа - законы и подзаконные акты субъектов РФ - республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Так еще положение п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит регулирование общих вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Именно второе из приведенных конституционных положений в совокупности с нормами ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, предопределили структуру законодательства о физкультуре и спорте.

Региональным законодателям федеральный закон «О физической культуре и спорте» оставляет широкое поле для законотворческой деятельности. Местные законодатели совместно с органами исполнительной власти вправе принимать собственные правовые акты, которые дополняют и конкретизируют положения федерального закона, учитывают национальные, географические, исторические и прочие особенности региона, его традиции и обычаи. В частности, Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте» в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относит:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

2) развитие школьного спорта и массового спорта;

3) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей;

4) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

5) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;

6) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО;

7) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

8) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

9) осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

11) наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

12) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.

При этом органы местного самоуправления имеют право:

1) утверждать порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществлять их обеспечение;

2) участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта Российской Федерации, проводимых на территориях муниципальных образований;

3) оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;

4) создавать центры тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в форме некоммерческих организаций.

И, наконец, четвертая группа нормативных актов - постановления и решения органов местного самоуправления.

Такая группировка определяет уровень и масштабы действия принимаемых нормативных правовых актов.

Физическая культура и спорт являются отраслью, составной частью социально-культурного комплекса страны, на нее действуют все современные российские нормы права, вся современная система законодательства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: