double arrow

Внешняя среда организации:

Группа № 26

Преподаватель: Петрова Н.В.

ПМ 03. "Менеджмент в социально-культурной сфере»

МДК 03.01. «Менеджмент в социально-культурной сфере»

                                  для специальности 51.02.02.      

«Социально-культурная деятельность» (по видам)

«Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Материал для студентов

По разделу (учебной дисциплине)

«Менеджмент в социально-культурной сфере»

 

30.04.2020

 

Раздел 3. Управление и менеджмент в сфере культуры.

Тема 3.5. Управление и руководство отраслью «культура и искусство», ее организациями и учреждениями.

Тема 3.5.1. Сущность и задачи управления. 

1.Отрасль«культура и искусство»

 Государственное управление отраслью.Органы исполнительной власти.

2.Отраслевая характеристика организаций культуры.

3.Структура государственного управления сферой культуры.

 

Литература: 

1. Конспект лекций (высылается с заданием).

Дополнительная литература.

1. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие./ Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. – 5-е изд., испр. и доп.– Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015.–544с. – 978-5-8114-0517-6

Доступ из ЭБС Лань. Глава «Управление и менеджмент в сфере культуры».

 

Пакет задания:

1. Прочитать лекцию.

2. Сделать конспект лекции.

 3. Выполнить задание: Расписать внутреннюю и внешнюю среду организации культуры.

Ход урока:

Начало урока в 09.00, окончание 10.25.

1). С 09.00 -09.05 – получаете пакет задания от преподавателя (через старосту).

2). С  09.05 - 09.55: Изучаете пакет задания и выполняете его:

А). Изучаете конспект лекций (разбираем на уроке через систему zoom).

В). Конспектируете вопросы

С). Выполняете задание (начинаете выполнять с 09.55).

3). 09.55. - 10.25. В течение указанного времени на уроке выполняете задание и высылаете преподавателю.

 4). 10.15.- 10.25. После выполнения каждый студент  высылает на почту преподавателя выполненное задание (natalia.v.petrova1@gmail.com) (Петрова Наталья Владимировна, тел. 89006517417).

Все возникающие вопросы отправляете старосте в часы занятия и в конце (за 5-10 минут до окончания) урока Староста  пересылает эти вопросы преподавателю. Вопросы можно оставить в группе в вотсап, только указать, для кого нужен ответ.

Преподаватель в день проведения урока письменно или устно (при вашем звонке, если есть такая необходимость, сразу после лекции) отвечает вам на вопросы,  ответы высылает старосте или отвечает в группе вотсап.

5).Преподаватель проверяет выполненные работы студентов, выставляет оценки. Высылает старосте архивом (или каждому, если позволит время) проверенные работы для того, чтобы студент мог ознакомиться с выставленной оценкой, сделанными замечаниями и рекомендациями преподавателя.

Работа выполняется на уроке и пересылается каждым студентом лично преподавателю на почту.

  

Оформление:

Задание 1. Выполнить задание: расписать внутреннюю и внешнюю среду организации.

                                               Дата 30.04.2020

ФИО_________________________________________________________

 26 группа

 Предмет «Менеджмент в социально-культурной сфере»

  Тема:

Внутренняя среда организации:______________________________

Внешняя среда организации:_________________________________

Критерии оценивания Задание 1.

 

 «5» - Работа выполнена студентом в полном объеме. Студент правильно расписал внутреннюю и внешнюю среду организации.

«4» - Работа выполнена студентом в полном объеме. Студент расписал внутреннюю и внешнюю среду организации, но допустил одну неточность.

«3» - Работа выполнена студентом. Студент расписал внутреннюю и внешнюю среду организации, но допустил две-три неточности.

«2» - задание выполнено не полностью, студент расписал внутреннюю и внешнюю среду организации, перепутал составляющие.

Работы, высланные позже, оцениваются на балл ниже.

Работа, выполненная с нарушением всех сроков, оценивается не более чем на «3» балла.

 

Конспект лекций

 

Петрова Н.В.

1.Отрасль«культура и искусство»

 Государственное управление отраслью.Органы исполнительной власти.

2.Отраслевая характеристика организаций культуры.

3.Структура государственного управления сферой культуры.

1. Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или ока­зывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответ­ствующих органов управления.

Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность ор­ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз­данием, распространением и представлением культурных благ и ценно­стей, а также органов управления культурой.

Отрасль "культура и искусство" имеет внеэкономические, социаль­но-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов.

Можно назвать следующие черты, ха­рактерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культура:

– продукция отрасли - культурное благо - предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и на­правлена на эстетическое развитие потребителя;

– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. интел­лектуальной деятельности, обладающей чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художест­венного восприятия;

– преобладающая экономическая форма продукции - услуга;

– основные факторы, определяющие цену продукции - уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть про­дукции не подвержена моральному старению, наоборот, время  - ­фактор роста ее цены;

технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, кол­лективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не пред­полагает систематического характера и не основано на администра­тивном воздействии;

– продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, в связи, с чем производство имеет характер единичного или мелкосерийного;

– предметом производства, его основным «материалом» явля­ется потребитель продукции, что требует высокого уровня затрат на формирование тру­дового фактора производства - работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к ра­ботникам, - высокими;

– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависят технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства (техника, оборудование) играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

– в организации производства значительна роль подготови­тельных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, ор­ганизации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих боль­шую часть временных и трудовых затрат.

Отрасль "культура и искусство" имеет экономические и админист­ративные (или организационные) границы.

Экономические границы отрасли определяются характером выпол­няемых функций. Совокупность видов деятельности, обладающих этими черта­ми, и образует отрасль культуры, состав которой можно предста­вить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

1. Подотрасль - «искусство» - объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, кино­студий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллекти­вов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музы­кантов, скульпторов и других представителей творческих художест­венных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников - фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской экономике и статистике традиции эти виды деятельно­сти не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культу­ры, а при классификации органами статистики их включают в лег­кую промышленность (ОКОНХ до 2003 г.) или в обрабатывающую промышленность (ОКВЭД, после 2003 г.).

II. Подотрасль - «культурное просвещение» - область сохране­ния, распространения, применения созданных в подотрасли «искус­ство» художественных форм, включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и от­дыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на:

- управленческие;

- производственные;

- образовательные;

- научно-методические;

- снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (усло­виями) производства.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями (отношениями).

Основное звено отрасли "культура и искусство"— организации культуры и искусства (далее — организации культуры).

Организация культуры — организация, основная деятельность ко­торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концерт­ные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и т.д.

 

Функции отраслевого управления осуществляют следующие орга­ны исполнительной власти:

—на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (до 2004 г. Министерство куль­туры Российской Федерации);

—на региональном уровне — управления, комитеты, департамен­ты, министерства культуры субъектов РФ;

—на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, де­партаменты культуры администраций муниципальных образований.

В условиях децентрализации системы управления органы управле­ния культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим само­стоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культурой раз­ных уровней.

Административные границы отрасли определяются ведомственной принадлежностью к тому или иному органу управления независимо от характера выполняемых организациями функций.

Административные границы отрасли отражают экономические гра­ницы, но не совпадают с ними. Эти границы подвижны и связаны с административными реформами, проводимыми в стране.

В настоящее время основным федеральным органом управления отраслью "культура и искусство" является Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры Рос­сии).

В систему Минкультуры России входят:

—организации культуры и искусства;

—кинематография;

—телевидение и радиовещание;

—периодическая печать и издательства;

—архивы;

—учебные заведения культуры и искусств (ВУЗы, ССУЗы, детские школы искусств).

Помимо этого в его административном подчинении находятся па­мятники истории и культуры, а также соответствующие промышлен­ные, реставрационные, строительные, транспортные организации, науч­ные и информационные институты и центры и др.

В то же время часть организаций культуры не включается в систе­му Минкультуры России. К ним относятся организации культуры, кото­рые находятся в ведении:

—Администрации Президента РФ, других министерств и ведомств (Министерства образования и науки, Министерства обороны, Мини­стерства внутренних дел и др.);

—общественных организаций — творческих союзов, профсоюзов, различных обществ (ДОСААФ, Всероссийского общества "Знание", Все­российского музыкального общества и т.д.); а также организации, соз­данные (учрежденные) другими юридическими и физическими лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: