Отраслевая характеристика организаций культуры

Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учеб­ные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализирован­ные, предназначенные для обслуживания определенных категорий на­селения.

Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо­культурные комплексы, центры досуга и т.п.

Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественнонаучные, художественные и т.п.

Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)

В состав концертных организаций входят филармонии, самостоя­тельные концертные залы (ГЦКЗ "Россия", Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, Московский международный дом музыки и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.

Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническими эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зооцирки, группы "Цирк на сцене".

В системе Минкультуры России подавляющее большинство цирков входят в состав Российской Государственной цирковой компании "Росгосцирк".

Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусствОИИ (в более ранней терминологии — театрально-зрелищные предприятия — ТЗП)

Каждая организация культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций куль­туры меняются под воздействием общественных отношений.

Основные тенденции развития отрасли "культура и искус­ство" на современном этапе.

1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муни­ципальном уровнях.

2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч­реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.

3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде­ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор­мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреж­дений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — цен­тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.

4.Развитие альтернативных государственным организаций культу­ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концерт­ном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.

5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммер­ческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культур­ную деятельность как вид бизнеса.

6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан­сирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо­творительных фондов и т.п.

7.Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея­тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма­рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: