Направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающей детей с ОВЗ

1. Выявляются проблемы и перспективы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

1. Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция». Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах.

 2. Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья - предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем.

3. Проблема, касающаяся недостатка знаний и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком. Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.

2. Разработка программно-методического обеспечения инклюзивного обучения на всех ступенях школы в сочетании с программами для школ VII вида.

3. Создание комфортной образовательной среды для детей с различными нарушениями развития.

4.Внедрение в практику школьного обучения технологий дифференцированного обучения.

5. Оптимизировать труд учителя, работающего в инклюзивных классах в направлениях учебной и методической работы.

6. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся инклюзивных классов.

7. Изучить оптимальные пути сопровождения в учебной и внеучебной деятельности учащихся инклюзивных классов

8. Разработать модель сопровождения учащихся инклюзивных классов специалистами службы сопровождения..

 Была разработана модель деятельности школы, согласно которой миссия школы определяется как центр образовательных услуг на селе для детей с различными образовательными потребностями. В школе действуют общеобразовательные классы, специальные (коррекционные) классы, работающие по программе для школ VII вида, инклюзивные классы. Осуществляется дополнительное образование для всех детей. Для реализации данной модели проведены семинары и рабочие встречи с педколлективом, педагоги прошли дополнительное обучение по теме «Организация и содержание учебно-воспитательной работы с учащимися с задержкой психического развития» и профессиональную переподготовку по программе олигофренопедагогики и олигофренопсихологии», разработаны рабочие программы и учебные планы классов инклюзивного обучения, внедряются технологии дифференцированного обучения, разрабатываются конспекты уроков инклюзивных классов.

В  штат школы введены специалисты служб сопровождения: 1. Заместитель директора по учебно-воспитательной и коррекционной работе, отвечающий за деятельность коррекционного блока, а также за организацию процесса обучения в коррекционном и инклюзивном классах. 2. Дефектолог для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися. 3. Логопед для коррекции и профилактики речевых нарушений. 4. Педагог-психолог для выявления индивидуальных особенностей развития детей, адаптации проблемных и здоровых детей в инклюзивном классе, работы с педколлективом и родителями.

Работа осуществляется по нескольким направлениям.:

Диагностическое направление. После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка. Коррекционное направление. Цель этого направления - оказание помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого-педагогической помощи их родителям.

Консультативное направление. Консультативная помощь осуществляется посредством системы индивидуальных консультаций.

  Просветительское направление. В рамках этого направления проходят семинары, круглые столы, мастер-классы, проводятся лектории для родителей, публикуются сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), осуществляется выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов-психологов.

Работа в семейных группах проводится поэтапно.

 На подготовительном этапе происходит знакомство педагога-психолога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия. Знакомство с родителями ребенка начинается с педагогического изучения особенностей семьи. Оно проводится в первые две недели посещения ребенком семейной группы.

Формы работы включают беседу и анкетирование, наблюдение за игрой матери и ребенка, диагностику уровня развития ребенка. Данные формы работы позволяют выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье, выработать правильное отношение к особенностям развития своего ребенка, научиться делать самооценку своих педагогических умений, настроиться на сотрудничество со специалистами.

 На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка проводится изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования, анализируются беседы с родителями и данные анкет. Проводится наблюдение за игрой родителей с ребенком. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляется индивидуальная программа обучения и воспитания.

Основная часть индивидуальной коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию программ и включение родителей в образовательный процесс.

На этом этапе у родителей формируется установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, активная позиция по отношению к его воспитанию в семье. Родителей обучают приемам адекватного взаимодействия со своим ребенком, развивают приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2 - 3 ребенка). Применяются следующие формы работы:

1. Наблюдение за ребенком во время занятий. Эта форма работы с родителями может использоваться в период всего пребывания ребенка в группе.

 2. Кратковременное включение родителей в ход занятия. На этом этапе происходит включение родителей в проведение игр. Педагог-психолог знакомит их с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирует внимание на значимости вербальной инструкции.

3. Партнерское участие родителя в проведении занятия с ребенком. На заключительном этапе вновь планируется проведение беседы и анкетирования, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, диагностика уровня развития ребенка.

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, овладевает навыками сенсомоторной и игровой деятельности, обогащает пассивный и активный словарный запас.

Родители начинают больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого- педагогической компетентности, возрастает интерес и желание общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: