Введение
Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные, агрессивные и т.д.
Классному руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом и причиной объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.
Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Актуальность работы заключается в том, чтобы подробно остановиться на ключевых моментах направлений деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, его роли в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями на уровне общеобразовательного учреждения
Цель: знакомство с функциональными обязанностями членов психолого-медико-педагогического консилиума в школе, с основными направлениями деятельности.
Основная часть
Организация психолого-медико-педагогического консилиума
Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:
- психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;
- более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,
- выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;
- объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
- определение программы индивидуального развития ребенка;
- распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;
- координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.
Обязанности членов
Руководитель (председатель) ПМПк — заместитель директора школы
— организует работу ПМПК;
— формирует состав участников для очередного заседания;
— формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
— координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;
— контролирует выполнение рекомендаций ПМПК
Педагог-психолог школы
— организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
— обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;
— формулирует выводы, гипотезы;
— вырабатывает предварительные рекомендации
Социальный педагог
— дает характеристику неблагополучным семьям;
— предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне
Учителя, работающие в классах
— дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;
— формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
Школьный врач (медсестра)
— информирует о состоянии здоровья учащегося;
— дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
— обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости)
ПМПк выполняет следующие функции:
Нормативная функция
Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
Прогностическая функция
Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.
Организационная функция
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
Экспертно-диагностическая функция
Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).
Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.
Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.