Экспертно-диагностическая функция

Введение

Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные, агрессивные и т.д.

Классному руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом и причиной объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.

Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Актуальность работы заключается в том, чтобы подробно остановиться на ключевых моментах направлений деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, его роли в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями на уровне общеобразовательного учреждения

Цель: знакомство с функциональными обязанностями членов психолого-медико-педагогического консилиума в школе, с основными направлениями деятельности.

Основная часть

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

- психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

- более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

- выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

- объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

- определение программы индивидуального развития ребенка;

- распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

- координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

 

Обязанности членов

Руководитель (председатель) ПМПк — заместитель директора школы

— организует работу ПМПК;

— формирует состав участников для очередного заседания;

— формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;

— координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;

— контролирует выполнение рекомендаций ПМПК

Педагог-психолог школы

— организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

— обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;

— формулирует выводы, гипотезы;

— вырабатывает предварительные рекомендации

Социальный педагог

— дает характеристику неблагополучным семьям;

— предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне

Учителя, работающие в классах

— дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;

— формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации

Школьный врач (медсестра)

— информирует о состоянии здоровья учащегося;

— дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;

— обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости)

 

ПМПк выполняет следующие функции:

Нормативная функция

Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:

ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.

Прогностическая функция

Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

Организационная функция

ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

Экспертно-диагностическая функция

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: