На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.
Реабилитирующая функция
Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть:
- семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
- школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.
Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;
- по запросу учителя (воспитателя);
- по запросу психолога;
- по запросу учителя-логопеда;
- по запросу родителей;
- по запросу социального работника;
- по запросу медицинского работника;
- по запросу ученика.
При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:
· - зам. директора по учебной работе,
· - организатор воспитательной работы,
· - логопед,
· - учителя-дефектологи,
· - психолог,
· - врач, медсестра,
· Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
· Медиком:
· -уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
· -биологический возраст;
· -состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;
· -кривая заболеваемости за последний год;
· -факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации);
· педагогом-психологом:
· -школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;
· -система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
· -психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.);
· - социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;
· сформированность познавательных процессов и их произвольность;
· наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
· педагогом:
· -познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);
· -развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
· -педагогический прогноз учебных возможностей;
· -потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
· - устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь);
· - письменная речь (состояние чтения и письма);
· - речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.).
· социальным педагогом:
· -характеристика форм семейного воспитания;
· -психологический климат в семье,
· - социальный паспорт семьи.
Выводы:
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум: старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся, разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса, проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций, защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия, выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика, выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия, проводит семейную реабилитацию.
В заключение остаётся только добавить, что заключения ПМПк носят строго рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Это нужная структура в образовательном учреждении, которую нужно умело использовать в помощь ребёнку.