Цепочка становления технической стороны навыка чтения

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвертые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. Т.е. первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок.

Формирование навыка чтения можно представить в виде лесенки ни одну ступеньку, которой нельзя пропустиь

      Целое слово (группы слов)
    Слово + слог  
  Слог + слово    
Слог + слог      

Правильность – это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний и т.д. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки.

На первой ступени (слоговой) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, таккак при чтении слогов (слов) с этими буквами, ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

Если говорить о правильности чтения на втором ступени, когда ребенок читает по слогам и целыми словами, то здесь мы можем обнаружить ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки, пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке,то забегая вперед, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребенок в основном читает орфографическим способом. Орфографическим чтением называется такое чтение, при котором слово читается так, как его надо писать. На первых порах ребенок читает только этим способом, но постепенно наряду с орфографическим чтением необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение, т.е. просить ребенка произнести слово так, как оно произносится. Нередко дети испытывают при этом затруднения. Дело в том, что первоклассники еще не могут удержать (запомнить) сразу несколько требований: заменить «о» на «а» в слабой позиции (в безударном слоге), «ч» на «ш» в словах «что», «чтобы», звонкую согласную на глухую в конце слова (например, в словах «дуб» - [д у п] или «дождь» - [д о ш т']).

На третьей ступени, когда ребенок читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ребенку легче будет справиться с этой проблемой, так как он уже читает целым словом с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует от него соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями; подбирать синонимы при передаче основного смысла всего содержания прочитанного, т.е. при пересказе всего текста или отдельных его эпизодов. Важна способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность. Собственно говоря, если сравнить все составляющие компоненты навыка чтения, такие, как: способ чтения, осознанность, темп чтения, выразительность и правильность, то именно осознанности принадлежит ведущее, главенствующее место в этом комплексе. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Таким образом, осознанность, его глубина определяется не только технической стороной навыка (тем способом, каким читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познает ребенок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание необходимо уделять развитию речи ребенка. Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Хорошо известно, что дети очень любят, когда книги читаются эмоционально, с яркими интонационными акцентами. придающими особый смысл сюжетной линии произведения, но тол я ющими познать все тонкости авторской мысли. Между тем выразительность является одним из компонентов навыка чтения, и научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы все другие стороны навыка чтения – способ чтения, темп, правильность и осознанность – только способствовали приданию читаемому материалу выразительности, а не отвлекали от содержания. Это значит, что полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована. В то же время и на начальных этапах обучения мы можем учить ребенка выразительному чтению. Прежде всего, обращать внимание ребенка на необходимость, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений), делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Необходимо показать ребенку, что одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить ее смысл. Помните знаменитое предложение из мультфильма, где главному герою нужно было поставить знак препинания, и от его места смысл фразы менялся? а

аВыразительное чтение в школе требуется от ребенка не только на уроках чтения, но и при чтении задачи в учебнике математики правила или упражнения в учебнике русского языка, параграфа учебника по природоведению и т.п. Во всех этих случаях ребенок должен осознанно использовать средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения или хотя бы уметь вовремя распознать стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую этим знаком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: