Приемы смыслового чтения

Классификация приемов смыслового чтения Смысловое чтение: · осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; · поиск и отбор информации; · использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…; · извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; · определение основной и второстепенной информации; · свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; · понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Традиционная система записи В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему? Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся. В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов. Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности. Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому, что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет. Ментальные карты Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию. Бьюзен предлагает действовать следующим образом. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. 1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов. 2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. 3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. 4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. 5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков. 8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3. 9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании. Описание стратегий смыслового чтен Рассмотрим стратегии смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой. Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Мозговой штурм Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации. I 3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распре­делением по концептам текста, добавляя различную информацию; - когда и где появилось кино; - кто был его создателем; - где состоялся первый просмотр; - как развивался кинематограф; - какие ваши любимые фильмы и актёры; - ваше отношение к кино. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.   Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Глоссарий Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: фотография фабрика братья Люмьер движущиеся картинки поезд Эдисон целлулоидная плёнка техник Мельес иллюзия движения Нью-Йорк Зворыкин Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребле­ние слов, использованных в тексте. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.   Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Ориентиры предвосхищения Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
До чтения текста Суждения После чтения текста
  Родина документальных и художественных фильмов — Париж.  
  Синематограф — это аппарат для демонстрации фильмов  
  Первые показы были неудачны.  
  Изобретателем аппарата для демонстрации картинок явля­ется Зворыкин.  
  Родоначальник художествен­ных фильмов неизвестен.  
  Братья Люмьер создали первые кинофильмы.  

 

2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: