Примеры наиболее распространенных стратегий

Системно-деятельностный подход и смысловое чтение

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность.

Критериями познавательного интереса являются:

· активное включение в учебную деятельность,

· сосредоточенность на этой деятельности,

· появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы в ыделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Экранное смысловое чтение

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.

2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном.

Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио-изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотностьспособность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Актуальность, научная и практическая значимость.

Современная ситуация в обучении чтению и письму предполагает решение следующих противоречий: с одной стороны, растет количество детей с задержками речевого развития; с другой — это явление не должно становиться тормозом для умственного развития всех детей.

Новая технология должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.

Следовательно, обучение детей с отставанием в речевом развитии и без него требует таких методов обучения, которые помогали бы преодолевать общее недоразвитие речи и в то же время могли продвигать в обучении тех, кто не имеет речевых отклонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: