Процесс чтения состоит из трех фаз

Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Уровни понимания текста

Третья фаза (постчтение) — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

· эрудированность,

· уровень образования,

· интуиция,

· чуткость к слову,

· интонации,

· умение эмоционально переживать,

· духовная тонкость.

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Овладение навыками смыслового чтения

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо:

· точно и полно понимать содержание текста,

· составлять свою систему образов,

· осмысливать информацию,

т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

· проблемно-поисковый способ,

· дискуссия,

· обсуждение,

· моделирование,

· рисунок.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Понятие «стратегии смыслового чтения»

Стратегии смыслового чтенияразличные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

1. стратегии предтекстовой деятельности;

2. стратегии текстовой деятельности;

3. стратегии послетекстовой деятельности;

4. стратегии работы с объёмными текстами;

5. стратегии компрессии текста;

6. общеучебные стратегии;

7. стратегии развития словаря.

Н. Сметанникова приводит такой перечень стратегий работы с текстами разного вида:

1. стратегии работы с информационным текстом;

2. стратегии работы с текстами убеждающее- рассуждающего типа;

3. стратегии фреймов текстов;

4. стратегия «Мониторинг чтения».

Описание стратегий смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой

По сути, технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник, Л. Концевой и С. Бондаренко и создателями технологии продуктивного чтения в ОП «Школа 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

В настоящее время известно около ста стратегий, многие из которых активно применяется в учебном процессе.

Критическое мышление и смысловое чтение

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

· вызов (побуждение),

· осмысление (реализация),

· рефлексия (размышление).

Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: