Анкета читательских предпочтений

1. Категория читателя:

- Читаю книги постоянно (01).

- Читаю две и больше книг в месяц (02).

- Читаю 1-2 книги в полгода (03).

- Не удаётся читать (04).

2. Социальный статус:

- Пол.

- Возраст.

- Образование.

- Род занятий.

- Место жительства.

- Количество книг в домашней библиотеке.

3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего?

- Детективы.

- Фантастика, приключения.

- Зарубежная классика.

- Современная отечественная художественная литература.

- Современная зарубежная художественная литература.

- Исторические романы.

- Русская классика.

- Книги русского зарубежья.

- Поэзия.

- Философия.

- Профессиональная литература.

- Садоводство, кулинария.

- Справочники, словари.

- Мемуары.

- Научно-популярная литература.

- Женский роман.

4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.

 

Как я читаю?

(Компетенции чтения)

Пара­метры 1 2 3 4
А Беглое и гибкое чтение про себя текстов из раз­ных источников с полным пони­манием. Достаточно бе­глое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошимпониманием. Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошим пониманием за­труднено. Угадывание зна­чений слов, непо­нимание текста при трудностях техники чтения в случае самосто­ятельного чтения текстов своего уровня.
Б Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные поло­жения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, вы­движение обо­снованных гипо­тез о содержании текста. Достаточно точ­ный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основ­ные положения и детали, изложен­ные в тексте, не­которые детали подтекста; воз­можна контек­стуальная до­гадка. Пересказ, вклю­чающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет ло­гической схемы изложения от общего, важно­го, к частному, возможно отры­вочное понима­ние подтекста; контекстуальная догадка, уга­дывание и фан­тазирование. Воспроизведение отдельных поло­жений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; кон­текстуальная до­гадка подменяет­ся угадыванием и фантазирова­нием.
В Ясное и уверен­ное разделение фактов и мне­ний, реальности и фантазий. Разделение фак­тов и мнений, реальности и фантазий. Трудности при разделении фак­тов и мнений. Нет разделения между фактами и мнениями.
Г Беглое выразитель­ное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух. Беглое, фо­нетически и коммуника­тивно-близкое к грамотному, чтение вслух. Медленное чте­ние, с коммуни­кативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких по­пыток. Медленное чтение вслух с большим коли­чеством ошибок, которые не ис­правляются са­мостоятельно.
Д Самостоятель­ный поиск информации в различных ис­точниках по­исковое чтение для извлечения информации. В большинстве случаев осущест­вляется поиск информации с помощью чте­ния. Может осущест­вляться поиск с посторонней по­мощью, требует­ся напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в за­висимости от его цели. Не умеет рабо­тать с разнообраз­ными источника­ми информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависи­мости от разных целей чтения.
Е Увлечённый чи­татель, который предпочитает проводить сво­бодное время за чтением. Читает при необ­ходимости, ино­гда для себя в свободное время. Читает, когда «надо», для себя в свободное вре­мя не читает. Плохо читает про себя, избегает чтения.

Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим пара­метрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделе­ние фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и инфор­мационная грамотность (Д), качества читателя (Е).

Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и пони­мает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и сред­него уровней.

1 2 3 4
Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для на­блюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впослед­ствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio).

Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организа­ции и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастер­ства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы».

Раздел «Портрет» — это своего рода визитная карточка автора, ко­торый предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся.

«Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, лето­писью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике.

Войти|Последняя активность сайта|Пожаловаться|Печать страницы|На основе Google Сайтов

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытногосмысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Понятие смыслового чтения

Смысловое чтениевид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтениямаксимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Осмысленное чтение связано с пониманием

Что такое «смысл»?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является об ъективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Способы смыслового чтения

Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.

Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.

Основные этапы смыслового чтения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: