РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Автор высказывания - «Вода всем прародитель»:
a. Анаксимен
b. Демокрит
c. Фалес
d. Платон
e. Пармени
Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?
a. Гераклит
b. Анаксимандр
c. Анаксимен
d. Фалес
e. Платон
Автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»
a. Парменид
b. Фалес
c. Анаксимандр
d. Гераклит
e. Платон
Автор слов: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы".
a. Юм
b. Гегель
c. Фейербах
d. Кант
e. Бэкон
Автор слов: “Ценные знания, являющиеся истинными – рождаются в спорах”:
a. Гераклит
b. Фалес
c. Анаксимандр
d. Платон
e. Аристотель
Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:
a. Белл;
b. Арон;
c. Дж. Гэбрейт;
d. Масуда;
e. Тоффлер.
Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”
|
|
a. Кампанелла
b. Роттердамский
c. Кузанский
d. Макиавелли
e. Петрарка
Автор учения об антиномиях разума:
a. Фихте
b. Шеллинг
c. Гегель
d. Кант
e. Фейербах
Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:
a. Платон
b. Аристотель
c. Сократ
d. Демокрит
e. Гераклит
Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:
a. Аристотель
b. Демокрит
c. Платон
d. Сократ
e. Пифагор
Априорными формами Кант называл:
a. врожденные идеи
b. продукты разума
c. доопытные знания
d. чувственные восприятия.
Аристотель первичным называл:
a. Атомы
b. Первоматерию
c. Человека
d. Идеи
e. Бога
«Без субъекта нет объекта» утверждал:
a. Беркли
b. Демокрит
c. Платон
d. Локк
e. Юм
Бог по Фейербаху:
a. антропоморфен
b. наделен человеческой родовой сущностью
c. абстрактен и существует на небесах
d. существует в душе каждого человека
В диалетическом материализме "материя" понимается как:
a. Атомы.
b. Физические тела.
c. Масса.
d. Философская категория.
e. Вакуум.
Вера противопоставлялась в средневековье …
a. Желанию
b. Разуму
c. Чувству
d. Эмоциям
e. Умению
Впервые в истории философии «наивную диалектику» создал:
a. Фалес
b. Платон
c. Гераклит
d. Бэкон
e. Юм
Высказывание: «Наш мозг выделяет наши мысли, как печень выделяет желчь» характеризует позицию:
a. Идеалистическую,
b. Субъективно идеалистическую,
c. религиозную,
d. вульгарно материалистическую,
e. диалектического материализма.
Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:
a. Экзистенциализму
b. Неотомизму
|
|
c. Неопозитивизму
d. Прагматизму
Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:
a. Чувство справедливости
b. Вера в Бога
c. Чувство юмора
d. Чувство прекрасного
e. Возможность познания
Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
a. «Вещь в себе» непознаваема, познаваемо только «явление»
b. «Вещь в себе» и «явления» непознаваемы
c. Разум единственный источник и критерий истины
d. Явление непознаваемо, познаваема лишь «вещь в себе»
e. Критерием истины является сам человек
Главным условием для движения атомов, по мнению Демокрита, является:
a. Энергия атомов
b. Сгущение и разрежение воздуха
c. Беспредельность мира
d. Пустота
e. Божественная воля
Гоббс "естественное состояние людей" понимает как:
a. война всех против всех
b. любовь к ближнему
c. равновесие любви и ненависти
d. примирение с реальностью
e. наслаждение
Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:
a. Анаксимандр
b. Анаксимен
c. Гераклит
d. Фалес
e. Демокрит
Дуалистической является философская система:
A. Декарта
b. Бэкона
c. Гоббса
d. Локка
e. Спинозы
Значение категории "апория":
A. Неразрешимое противоречие
b. Опыт
c. Доопытное знание
d. Исходная посылка
e. Основа законов природы
Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:
a. Протагору
b. Пифагору
c. Гераклиту
d. Сократу
E. Аристотелю
Исторически первая попытка постижения количественной стороны мироздания принадлежит:
A. Пифагорейской школе
b. Милетской школе
c. Элейской школе
d. Аристотелизму
e. Эпикуреизму
Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:
a. объективный
b. последовательный
c. диалектический
d. критический
e. субъективный
Исторические формы диалектики:
a. стихийная диалектика античности;
b. диалектика неопозитивизма;
c. идеалистическая диалектика;
d. антропологическая диалектика;
E. диалектика К. Маркса.
Источником нашего сознания для материалиста выступает…
a. объективный мир
b. ощущения субъекта
c. разум человека
d. бог.
Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:
a. Чувственное восприятие
b. Априорные формы рассудка
C. Сомнение
d. Агностицизм
e. «Вещь в себе»
Исходный пункт философии Гегеля:
A. Абсолютная идея
b. Материя
c. "Вещь в себе"
d. Сознание субъекта
e. Бог
Кант проблемы познания изучает в труде:
A. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
Кант вопросы этики рассматривает в работе:
a. «Критика чистого разума»
B. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
Кант проблемы эстетики и телеологии рассматривает в труде:
a. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
C. «Критика способности суждения»
Кант проблемы естествознания рассматривал:
a. в «Критике чистого разума»
B. в трудах «до критического» периода
c. в «Критике практического разума»
d. в «Критике способности суждения»
Кант отрицает возможность познания…
a. человека
b. мира явлений
c. природы
d. бога
e. «вещей в себе»
Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:
A. Абсолютная идея
b. Закон отрицания отрицания
c. Вещь в себе
d. Философское сомнение
e. Категорический императив
Категории, относящиеся к философской системе Канта:
a. Вещь в себе
b. Априорные формы
c. Категорический императив
d. Субстанция и модусы.
e. Интеллектуальная интуиция
Категории, относящиеся к этике классического периода древнегреческой философии:
a. cчастье
b. апатия
c. нравственная личность
|
|
d. разумный эгоизм
e. благо государства
Классификацию основных форм движения произвел:
a. Бэкон.
b. Декарт.
c. Лейбниц.
d. Фейербах.
E. Энгельс.
Концепцию автономной морали обосновал:
A. Кант
b. Фихте
c. Шеллинг
d. Гегель
e. Фейербах
Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:
a. Макиавелли
b. Кальвин
c. Лютер
d. Коперник
e. Галилей
Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …
a. Постижения сущности прекрасного
b. Обоснования догматов веры
c. Развития частных наук
d. Построения основ общества
e. Утверждения гуманистический идеалов
«Майевтика» является методом познания:
A. Сократа
b. Пифагора
c. Платона
d. Аристотель
e. Эпикура
"Макиавеллизм" осуждался современниками так как:
a. он опирается на религиозное понимание мира
b. в его основе лежит принцип "цель оправдывает средства"
c. макиавеллизм лишен объективности и научности
Материализм Фейербаха является:
a. Диалектическим
B. Антропологическим
c. Наивным
d. Механистическим
Материализм Фейербаха является:
e. Диалектическим
f. Антропологическим
g. Наивным
h. Механистическим
Материя и форма в качестве двух взаимозависимых начал выступают в философии:
a. Гераклита
b. Демокрита
c. Платона
d. Аристотеля
e. Анаксагора
Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:
a. Нового времени
b. Античности
c. Средних веков
d. Возрождения
?Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду:
a. религиозные
b. этические
c. бессознательные
d. осознанные
e. Аффективные
f. социальные
Мыслитель-гуманист во второй половине ХХ в., создавший Римский клуб:
a. Дж. Форрестер;
b. Печчеи;
c. Пестель;
d. Д. Сахаров;
e. Нэсбитт.
Мыслитель, сформулировавший философское определение материи:
a. Кант
b. Фейербах
c. Маркс
d. Ленин
e. Энгельс
Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:
a. Гегель
b. Кант
c. Фихте
d. Шеллинг
e. Фейербах
Носителем человеческого сознания для материалиста является:
|
|
a. мозг
b. бог
c. душа
d. априорные формы
Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы…
a. Гераклит
b. Сократ
c. Демокрит
d. Платон
e. Аристотель