Мои тренировки и старты

Евгений Илюхин

БЕГАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ

(автобиографическая проза с методическими рекомендациями)

СОДЕРЖАНИЕ

В детском саду

В школе

В институте

Мои тренировки и старты

Лечебная физкультура

Спортивная медицина

Улучшение результатов

Методы тренировки

Восстановление спортивной формы

Основные физические качества бегуна

Личные результаты

В армии

В ДЮСШ

О древней Греции и наших днях

Легкая атлетика в России

Легкая атлетика в Туве

Служба и бег

Ветеранский спорт

Полезен ли бег?

Бег- это внутренняя работа

Бег после инсульта

Бег против рака

Бег от инфаркта

Бег для женщин

Оздоровительный бег

Бег от ожирения?

Бег от алкоголизма

Советы для тех, кто начинает бегать

Бегайте на здоровье

Бег для пенсионеров

Мои марафоны

 

В ДЕТСКОМ САДУ

С оветские ясли я почти не помню, а вот детский сад запомнился интересными эпизодами, когда несколько раз я домой убегал сам, не дождавшись родителей. Детсад находился от дома в 20-30 минутах ходьбы в среднем темпе, но видимо в детстве для меня расстояния уже не были такими длинными. Домой я прибегал быстро. Помню, что купить игрушки у родителей не просил никогда, но как-то получилось, что светло-зеленый велосипед «школьник», был мне подарен уже до первого класса. И почему-то я этому был очень рад. Укрощать «железного коня» мне пришлось не очень долго, но и прогулки на «двухколесном друге» уже надоели через некоторое время. Катания во дворе, а позже по улицам, с обязательным возвращением «к ужину», через две-три недели стали невыносимыми. Другие игрушки из детства, которые бы оставили в памяти привязанность, даже не вспомню. Они были, но меня как-то к ним не тянуло. Мне больше нравилось бегать …«на своих – двоих». С пяти до восьми лет, мы с Сашкой Востриковым и еще двумя-тремя, чуть постарше нас, ребятами с нашего двора, бегали около дома и в радиусе полукилометра от двора. Отец и мать всегда были на работе и мне такая свобода очень нравилась. Мама моя, всегда работала в Кызылской школе №1, до настоящего времени в школе и работает, учителем физкультуры (теперь в №3). До школы оставался целый год и меня мама отдала в подготовительную группу музыкальной школы. Но так, как сама мама из школы отлучиться не могла, чтобы отправить меня в «музыкалку», этим занимались старшие школьники. Она давала свой спортивный велосипед ученику 9 или 10 класса, он мчался за мной в садик, увозил в музыкальную школу, а через два-три урока, другой ученик забирал меня из «музыкалки» и привозил в школу к маме. Я рано научился читать. Дома у нас было много книжек разного рода, а детских конечно больше. Мне всегда было интересно их перелистывать, но почему то наоборот. То есть от окончания к началу книги. Хотелось узнать «концовку», а про себя домыслить развитие сюжета. После этого прочитать и сравнить, как же автор на самом деле «разрешил тему вопроса». Меня интересовало: «Как же книжки сочиняют и печатают?». Какое-то трепетное отношение было конечно к детским писателям. Мне очень нравились Сергей Михалков и Агния Барто. Читая стихи и сказки, я думал, что обязательно, когда вырасту большим, то буду сочинять сказки и писать книжки для детей. Но больше книжек я любил бегать и один раз убежал… со стадиона им.5 лет Советской Тувы в городе Кызыле. Помню, как многие спортсмены собрались на трибунах для фотографирования по случаю какой-то даты или спортивного события. Моя мама была в их числе. Пока взрослые «тусовались», я каким-то образом со стадиона убежал в парк культуры. Меня конечно через несколько часов нашли, хотя мне было тогда пять с половиной лет, но я уже тогда понял: «Надо быстрее бегать, чтобы не догнали!»

В ШКОЛЕ

            У колов я в детстве боялся, как бешеных собак из подворотни. В первом классе нам делали прививки под лопатку и все жутко «трусили». Первыми заходить в школьный кабинет к медику никто не хотел. Дело было ранней осенью. Чтобы медик быстрее сделала свою работу, моя мама (кабинет учителя физкультуры находился рядом с кабинетом медика в школе №1) педагогически оценила ситуацию: «Первые десять «первоклашек», которые получат прививки, вместо урока по расписанию будут играть в футбол на школьной площадке!» Эта «волшебная» фраза, меня одним из первых заставила оголить свою лопатку для укола. Физкультуру и футбол я полюбил с детства, но вот по скорости в беге я очень длительное время уступал своим сверстникам. Удары по мячу, финты, дриблинг, как-то получались лучше. Но из-за слабой скорости приходилось играть защитником. Хотя, даже играя защитником в городской команде «Горлица», на республиканских соревнованиях по футболу на призы Всесоюзного детского клуба «Кожаный мяч» в 1975 году мне вручили путевку в пионерский лагерь «Артек». Если современным языком, то можно сказать эту путевку вручили мне в номинации «лучший защитник». Во Всесоюзный лагерь «Артек» (сейчас территория Украины), что на Крымском полуострове, мне посчастливилось попасть в международную смену. Девиз международной смены «Салют Победа!» был в честь 30-й годовщины со дня Великой Победы над фашизмом. Пионеры Советского Союза вместе со сверстниками из более, чем сорока стран мира отдыхали в летние каникулы на Черноморском побережье. Кроме пассивного отдыха мы играли в футбол и соревновались в беговых дисциплинах. После «Артека» я еще долго вспоминал, как это было здорово. Лагерь «Прибрежный», дружина- «Полевая», отряд № 14. «Аюдаг»- гора, действительно похожа на медведя, который пьет воду. Мне все нравилось. Вернувшись в Кызыл после летних каникул, я снова окунулся в любимый футбол. Надо уточнить о моих футбольных успехах, а они случились годом раньше. Именно в 1974 году среди 4-5 классов на школьной площадке проводились футбольные соревнования. Современным языком правильней сказать: «Проводился турнир по мини-футболу». Судьей на площадке, да и «запевалой» всей физкультурной истории школы №15 был Николай Яковлевич Григорьев. Я думаю, он и тогда знал, что мы его между собой называли «НикЯк», а сейчас он на это не должен сердится. Некоторые учителя «с нашей подачи» получили менее «звучные» прозвища. «НикЯк» просто сокращенное имя-отчество нашего учителя физкультуры, которое было уважительным за те успехи и достижения нашей школы, которые прямым образом являются заслугой Николая Яковлевича. С 1972 по 1980 годы в городских и республиканских соревнованиях по всем видам спорта, представители нашей школы часто выигрывали, а призерами становились почти всегда. Продолжу о футбольном турнире, команда нашего 4 «в» на удивление всем выиграла Кубок и заняла 1 место. До сих пор помню, как наша «пятерка» – Сагачев Рубен, Тринкман Игорь, Быков Миша, Николаев Вася, Тарасов Петя, Зимарин Юра и я долго радовались этому успеху. Наша радость понятна, а соперники долго не могли понять, как мы с ними «расправились», ведь наш класс претендентом не считался. Не знаю, может быть в 1977 году? Самое интересное, что в 1977 году все повторилось с точностью, когда среди 7-8 классов на подобном турнире мы повторили успех трехлетней давности. 7 «в» вновь выиграл у всех соперников.

Кроме футбола, зимой мне нравилось играть в хоккей с шайбой. Я играл в хоккей, но не на крытом ледовом катке, который теперь украшает микрорайон «Южный» в городе Кызыле под названием «Субедей», а на «свежем воздухе». В 70-х годах в Кызыле было построено около 8-10 хоккейных коробок для зимних катаний на коньках и игр. Во дворах при домоуправлениях, в те годы, для детворы проводилось много спортивных мероприятий. И в нашем дворе - на пересечении улиц Кочетова и Титова, была хоккейная коробка, в которой я проводил все зимнее время. Кстати, она и сейчас стоит, правда отреставрированная. Точнее сказать работает, ведь зимой на ней и в настоящее время «плавится лед» от горячих хоккейных схваток. Надо низко поклониться тем благородным людям, которые стали уважаемыми предпринимателями (со многими из них мы вместе играли в детстве), но любовь к хоккею и мальчишкам на льду отдают безвозмездно. В душе, я думаю они до сих пор школьники. Продолжу о хоккейных буднях. После школьных занятий, с ноября- как только замерзает вода, заливали лед и до апреля - пока не растает, с -10 до -40 градусов проводил время в хоккейных баталиях. Вначале между дворовыми мальчишками, потом в команде при домоуправлении, которую тренировал Владимир Прокопьевич Нелюбин (сам он играл очень долго в республиканской команде «Динамо»). Кстати в футбольную команду к нему я пришел на тренировку летом, когда мне было 11 с половиной лет. В какой-то период я уходил в футбольную секцию к Алексею Ахмедовичу Аракчаа (он очень долгое время работал тренером по футболу, а позже завучем в РДЮСШ), но потом вернулся. Этим двум тренерам, через настоящую книгу хотелось бы выразить особую благодарность за активную тренерскую работу с ребятишками, которым они отдавали все свои знания и умения. Я часто пропускал занятия в «музыкалке», ради того, чтобы не опоздать на тренировки по футболу и хоккею. Но так получилось, что увлекся легкой атлетикой. Здесь все зависит от самого себя - винить и корить в проигрыше больше некого. А в игровых видах совсем другое дело. Там если ты хорошо сыграл, а твой товарищ плохо, победы никогда не добьешься. Но скорее всего, легкую атлетику я выбрал из-за того, что у меня было больше предрасположенности к ней. Иные рождаются с задатками боксера, борца, тяжелоатлета, а у меня было шансов добиться успехов именно в легкой атлетике. Меня обычно спрашивают: «Наверное спортивные задатки тебе достались по наследству от матери- известной всей Туве Кузьминой Нины Максимовны, учителя физкультуры, в прошлом успешной спортсменки?» На такой вопрос я и сейчас отвечу, через настоящую книгу. Мама в какой-то мере оказала влияние на выбор моей профессии, ведь я после школы поступил в Омский институт физкультуры на педфак, который успешно закончил в 1985 году. Речь о студенческих годах пойдет в следующей главе, но пока я продолжу мысль. То, что я стал спортсменом, как и моя мама, вряд ли это зависело от нее. Можно привести сотни примеров, когда у родителей известных чемпионов и рекордсменов дети были совсем равнодушны к спорту. Да и генетики утверждают, что спортивные гены не передаются. Можно передать цвет глаз, черты лица, музыкальный слух, но нельзя передать умение делать сальто, высоко прыгать или быстро бегать. Другое дело музыкальные способности. У Давида Ойстраха- сын Игорь, у Дмитрия Шостаковича- сын Максим, у Леонида Когана – сын Павел, все известные музыканты. А вот спортивные гены не передаются. Другое дело, когда вся обстановка в семье, где родители - спортсмены, настраивает на занятия физкультурой и спортом. Я работал и учителем физкультуры и тренером по легкой атлетике в спортивных школах, но в 1993 году оставил профессию, точнее профессия бросила меня в «шальные девяностые». Действительно, с 1991-92 годов то на месяц, то на два, а позже бывало и на 5-6 месяцев зарплату задерживали, что приходилось «садиться на диету». Учительский труд не только стал самым низкооплачиваемым, но и никому не нужным. Просто поражает та степень несерьезности, с которой учителей «кидали», спекулируя на сознательности преподавателей. Как было можно работать в этой сфере, если нельзя прокормить не только семью, но и самого себя. Поэтому при выпусках из ВУЗов, новоиспеченные учителя физкультуры шли работать куда угодно, но не в школу. В лучшем случае в тренажерные залы, в худшем- охранниками или вышибалами. Я снова отвлекся- об этом расскажу позднее. В школьные годы, футбол и хоккей мне очень помогли в том, что я в легкой атлетике себя уже новичком не чувствовал. Естественным было и то, что средние дистанции я выбрал сразу. До тренировок в легкоатлетической секции РДЮСШ я несколько раз за школу № 15 выступал в кроссовых соревнованиях на 500 метров и 1000 метров, в зависимости от возрастной группы. Но первых мест еще не занимал, а хотелось. Я уже выше упоминал, что в школе мне повезло с учителем физкультуры, который с 8 по 10 класс нас «гонял», теперь я понял, что не зря. Отдельная благодарность Григорьеву Николаю Яковлевичу. Именно он и указал: «Чтобы выиграть в беге- урока физкультуры мало. Нужна система тренировок в беге, а она только в секции по легкой атлетике в спортивной школе!» В 1978 году, в первой четверти 9 класса я записался в секцию легкой атлетики в республиканскую спортивную школу. С сентября 1978 года по апрель 1979 года в спортивном зале «Херел» наматывал круги, прыгал в длину в высоту, метал набивные мячи, занимался общей физической подготовкой. Разнообразные упражнения на различные группы мышц, в сочетании с систематическими занятиями, помогло мне в 9-10 классах выступать на соревнованиях и часто выигрывать. А ранг соревнований был от городских до республиканских. Два старта были и «крупнее». Как правило, участниками были мои сверстники и ребята на год-два старше. Так как республиканская спортивная школа была в ведомстве «Профсоюзов» мы выступали за общество «Спартак». Летом 1979 года в Красноярске на зональных соревнованиях Сибири и Дальнего Востока в беге на 800 метров мне удалось занять 3 место. Я ликовал от восторга. Через несколько недель после Красноярска, школьники из Тувы «на прямую», то есть без отбора зональных соревнований, стали участниками Всесоюзных соревнований в Харькове - «Юный спартаковец». На этих стартах я первый раз в беге на 400 метров пробежал по 3 взрослому разряду, хотя и призового места не занял. Ранг соревнований был уж слишком высок. Фамилии и имена чемпиона и призеров среди мальчиков я не помню, но для сравнения приведу пример. Я показал такой же результат в беге на 400 метров, как чемпионка среди девочек, правда я пробежал по 3 взрослому разряду, а у девочка (уже давно входившая в состав сборной команды СССР (юношеского возраста) звание «Мастер спорта Советского Союза». Конечно, после таких соревнований у меня возникло желание бежать быстрее. Но желания мало, нужно было правильно тренироваться, а чтобы правильно тренироваться, необходимо знать методику тренировок, а об этом уважаемый читатель может узнать ниже. После летних соревнований 1979 года, я для себя решил не бросать тренировки. Более того, «откопал» какую-то литературу для повышения физической подготовки бегунов. Хорошо, что дома у мамы было много книг о спорте, методических рекомендаций по физкультуре, мне было из чего взять нужные темы. Кроссовая подготовка и «круговая» физическая подготовка из 8-10 упражнений на силу ног, для мышц брюшного пресса в сочетании с плаванием по 5-10 минут, не выходя на берег, помогли мне уже в сентябре-октябре 1979 года на городских и республиканских соревнованиях выиграть у своих сверстников. Этот первый мой сезон был скоротечным и удачным, но к следующему сезону я знал, что нужно в своей подготовке устранить слабые стороны в моем беге. В первую очередь надо было «работать» над финишным ускорением. Оно меня подводило и на 400 метров и в беге на средние, и длинные дистанции. В тот первый свой легкоатлетический сезон, я лишь однажды бежал дистанцию больше 1 км. Первенство Республики по осеннему кроссовому бегу проводилось в октябре в Парке культуры и отдыха имени Н.Гастелло в Кызыле. В программе были две дистанции 1000 метров и 3000 метров для школьников. Среди школьников 10-х классов у меня был лучший результат, но вне конкурса бежал Коля Монахов, у которого на 2 секунды результат был лучше моего. Мне бы успокоиться, ведь Коля уже два года, как закончил школу, а я уже выиграл Первенство республики. Но эмоции были выше здравого смысла, через 15-20 минут после финиша на 1000 метров я уже решил, что пробегу и вторую дистанцию. Вот где мне было тяжело, как никогда до этого забега, просто трудно описать мои мучения. Эти 3 километра кроссового бега, после финиша для меня показались марафонской дистанцией. Я тогда еще не предполагал, что в будущем на тренировках у меня будут «работы» типа: 5 раз по 1000 метров за 2 минуты 55 секунд, через 500 метров легкого бега. Или 3 раза по 3000 метров за 9 минут 45 секунд через 5 минут отдыха. Это будет через 5-6 лет после моего прихода в легкую атлетику, а кроссовый бег осенью 1979 года, хотя для меня и был победный на двух дистанциях (3 километра я тоже выиграл), натолкнули на одну мысль, которая стала основным средством для результатов и побед. Хочешь бежать и побеждать- тренируйся еще больше.

 

В ИНСТИТУТЕ

Т ренироваться с осени 1979 года по июль 1980 года мне пришлось под мощным «прессом» школьных занятий, которые проходили «с прицелом» на выпускные экзамены и поступление в институт. При такой загруженности улучшить результат в беге с 3 взрослого разряда до 2-го взрослого, было нереально. Я к тому же был в школьном комитете ВЛКСМ в редколлегии, где приходилось одному оформлять сцену в актовом зале для школьных тематических вечеров. К тому же «музыкалка» для меня «заложила фундамент» к музыкальному творчеству. Ребята из параллельного класса взяли меня в школьный ВИА «Алые Паруса», в репертуар которого я написал несколько песен. Мы играли на школьных танцевальных вечерах, а в мае 1980 года участвовали в «Гала-концерте» республиканского смотра художественной самодеятельности от нашей школы. Диплом 1 степени, как «лучший школьный ВИА республики» мы получили из рук директора школы- Безъязыкова Альберта Васильевича, но уже в июне на выпускном вечере, а не в Муз.драм.театре, где проходил  «Гала-концерт». С Альбертом Васильевичем общаться было легко и непринужденно. Он был требовательным, но умел когда надо использовать свое чувство юмора. Помню, как на алгебре кому-то из громко беседующих, за последней партой (моим одноклассникам) он грозным голосом обещал: «Кто на «галерке» говоруновы? Язык вырву и сделаю своим однофамильцем!»

Нынешней молодежи нас- школьников 70-80-х годов трудно понять. Часто, после занятий я на полчаса забегал домой пообедать, а до позднего вечера возвращался в школу  оформлять актовый зал для пионерских, комсомольских или партийных торжеств. Рисовал стенгазеты, молнии и боевые листки. В другие дни тренировался в спортивной школе или ходил на репетицию в «ВИА», но это для меня было нормой. Школа в те времена могла «окружить заботой», тогда любой выходил из нее человеком. А если из учеников кто-то не соглашался и «шел ни тем путем», такого «окружали заботой» уже исправительные учреждения. Я немного отвлекся. К июлю 1980 года, по сравнению с 1979 годом, в одном из соревнований мой результат в беге на 800 метров был улучшен на 4 секунды. Этого конечно было недостаточно, чтобы гарантировать положительный исход для поступления в институт в этой дисциплине, но параллельно я активно готовился и на дистанцию вдвое короче. Бег на 400 метров была моей второй дистанцией, если соревнования проводились в два дня. Обычно «средневики» выбирают 1500 метров, но я эту дистанцию до 1984 года бегал всего два-три раза. Когда в школах, «отгудели» выпускные балы я уже решил, что буду поступать в институт физкультуры в город Омск. Не потому, что с высшим образованием престижнее, а для того, чтобы попробовать самому поступит в институт, где потом можно научиться еще быстрее бежать. Я предполагал, что в ИФК классные тренеры и преподаватели из меня уж точно сделают бегуна. Самому хотелось больше узнать, как целенаправленно, методично можно улучшать с годами результат и до какого предела? О традициях ОГИФК, которые имеют мощные корни и истоки, вот уже как 60 лет, я рассказывать не буду. Сейчас, кому интересно, может в интернете историческую справку легко найти. Но в 1980 году интернета не было. Я в справочнике для поступающих в ВУЗы нашел адрес ОГИФК и написал в приемную комиссию письмо, на которое получил ответ с условиями поступления для абитуриентов. Подробности поступления я не буду описывать, скажу только, что «первый блин» оказался как всегда- «комом». Но из этой неудачи я извлек урок на будущее. Вот об этом подробнее стоит рассказать. Вступительный экзамен на спортивном факультете по специализации нужно было сдать на «5», показав 1 взрослый разряд, «4» поставят, если результат будет между 1 и 2 взрослым разрядом. Ну, а результат не хуже 2 взрослого гарантирует твердую «тройку». День экзамена по специализации был очень холодным, дождливым и с порывистым ветром, поэтому приемная комиссия решила со стадиона ОГИФК всю «абитуру загнать» в легкоатлетический манеж. Беговая дорожка с двухсотметровым овалом для меня была двойным испытанием. Дело в том, что в «крытых стадионах» с синтетическим покрытием я никогда не бегал. К тому же бежать 400 метров предстояло с четырьмя поворотами. Но по виражам нужно правильно бежать, чтобы не заступить за линию своей дорожки- в лучшем случае, в худшем – можно просто «вылететь» за вираж. В любом случае результат будет аннулирован, да еще можно травму получить серьезную. Так получилось, что я готовился на 800 метров на стадионе, а бежал 400 метров в манеже, к тому же в первый раз. Долго рассказывать не стоит, но гарантированную «тройку» мне поставили. Самое главное, что с этой «тройкой», я впервые пробежал по 2 взрослому разряду. Это мне прибавило настроя на дальнейшие испытания. Следующий экзамен- по специальной физической подготовке включал в себя четыре дисциплины, а оценка выводилась общая. «Забегая» вперед скажу, что мне поставили «4». А бежал я 100 метров, прыгал в высоту, толкал ядро и все же 800 метров в манеже пробежал. В экзамен по общей физической подготовке, который был очередным испытанием для меня в большей степени, чем для других абитуриентов, входило: гимнастические виды- прыжок через «козла», комбинация «вольных упражнений» и плавание на время 100 метров. Подробности снова «опускаю», скажу, что и этот экзамен я сдал на «тройку». По общеобразовательным предметам: сочинению, биологии и химии получил «четверки». На спортивный факультет по специализации легкая атлетика на 15 мест претендовало 75 поступающих. К последнему экзамену, тех, кто без «двоек» все экзамены сдал, осталось 17 абитуриентов. Меня и еще одного моего «коллегу» по «несчастью» попросили забрать документы в приемной комиссии, так как именно нам не хватило проходного балла для зачисления в институт. Так завершилась моя первая попытка поступления в ОГИФК. Как я мог отказаться от второй попытки в будущем году, если кафедра легкой атлетики ОГИФК за свою историю выпустила классных спортсменов. Судите сами, среди них: участники Олимпийских Игр (Солодов Г., Гойщик Т., Евсюков Е., Волков К., Белова И., Бычков С.), 19 заслуженных мастеров спорта, 3 заслуженных тренера СССР, 37 мастеров спорта международного класса. Ну а мастеров и кандидатов в мастера спорта и не пересчитать. Вернувшись из Омска в Кызыл, я твердо решил, что в 1981 году я обязательно буду обучаться в ОГИФК. Правда для этого нужно будет сделать многое.

В РДЮСШ (Республиканской детской спортивной школе) я был принят на работу тренером по легкой атлетике, тренировал две группы- с воспитанниками и тренировался сам. Правда воспитанники были всего на год-два младше меня, поэтому мы друг -друга понимали с полуслова. Навыки тренерской работы, в сочетании с самоподготовкой и личным спортивным совершенствованием мне очень помогли. К вступительным экзаменам в институт я был готов и физически, а главное психологически. Чтобы исключить любую случайность, я решил подавать документы в приемную комиссию педагогического факультета. Специализацию я сдал на «5», на педагогическом факультете это 2 взрослый разряд. Бежал 800 метров, из девяти поступающих у меня был второй результат (2.02,8) «Четверку» я заработал по общефизической подготовке. Из общеобразовательных предметов за сочинение мне поставили «четверку», а биология с химией были сданы на «пятерку». На педагогический факультет по специализации легкая атлетика на 25 мест было 125 поступающих. В заветное число- «25» я попал вторым в списке, которые были зачислены на 1 курс ОГИФК. Так я стал студентом на целых четыре года, которые пролетели так быстро, что я не успел и оглянуться. Про учебу рассказывать не буду, ведь каждый, будучи студентом, может похожих историй рассказать много сотен. Но у студентов ИФК специфическая студенческая жизнь, тем она мне и дорога до сегодняшнего дня. Хотелось бы добавить только одно. В институте физкультуры молодые люди учатся с разными целями. Одни, для того, чтобы только получить диплом через четыре года. Другие, чтобы стать классным тренером или преподавателем физкультуры, тренироваться и повышать свое спортивное мастерство. У меня тренировки и старты были главной целью все четыре года, но теоретические знания, которые мне давали преподаватели «с большой буквы» (по всем без исключения предметам), были благодатной почвой для «будущих всходов» - то есть результатов в беге, а позже на тренерском поприще.

 

МОИ ТРЕНИРОВКИ И СТАРТЫ

  Т ренироваться с первого по четвертый курс ОГИФК мне довелось в очень сильной группе под руководством Александра Викторовича Майера. До сих пор лишь добрым словом вспомнаю всех из этой группы: Лисицына Юру, четверых Сергеев- Козакова, Котлярова Шестернина и Баталова. Валитова Хатима, Мирузаева Валеру, Рябова Вадима, Тюрина Володю. Конечно в особенности Алексея Максименко, с которым мы четыре года учились в одной группе, тренировались у одного тренера, да и с 1983 по 1985 годы «ютились» в общежитии института. Более того были друзьями и соперниками на всех соревнованиях. Алексею было чуть легче испытывать тренировочные нагрузки, ведь он до института в школьном возрасте активно занимался и лыжными гонками. То есть «набеганный километраж» в зимний период позволял ему в летних стартах чувствовать себя «комфортнее», чем мне. У Александра Викторовича в группе тренировались бегуны на средние и длинные дистанции разной квалификации. Как мы с Алексеем – «второразрядники», больше «перворазрядников». Были и мастера спорта СССР. Естественно о «скидках» в тренировочном процессе для «новичков» (первокурсников) говорить не приходилось. Поэтому, если сравнить мои тренировки до института и на 1 курсе, это было, как небо и земля. Для меня нагрузки были «заоблачными». С такими нагрузками тренер планировал мой прежний результат на 800 метров к лету 1982 года в районе 1 взрослого разряда (1 минута 57 секунд). То есть мне нужно было улучшить свой результат на 4-5 секунд. Но получилось далеко не так, как хотелось. Начиная с января- во всех стартах «под крышей» (в л/а манеже) из 2 минут я так и не мог выбежать. Летом картина была такой же. Лишь 14 июня 1982 года на стадионе «Шинник» в Омске, мне удалось «разменять» двухминутный рубеж. Мой результат 1.58,2 стал в этом сезоне окончательным, но все-таки личным достижением. Хотя получилось улучшение результата всего на 3,2 секунды, от моего прежнего результата. Финишное ускорение мне так и не удавалось. Я часто проигрывал своим соперникам на последних 30-40 метрах. Участвовал в соревнованиях среди факультетов и кафедр института по кроссу, бегал этапы эстафеты по г. Омску за институт. Но почему-то членом спортивного общества «Буревестник» я не считался. Как-то так получилось, что став студентом, мне пришлось четыре года выступать за «Урожай». Вот такой парадокс. Дело в том, что Майер А.А. кроме основной работы на кафедре легкой атлетики ОГИФК, был тренером Обл.Совета «Урожай». Поэтому своих подопечных из ОГИФК Александр Викторович включал в состав команды области на соревнования различного ранга. За это я ему очень благодарен. Так бы я четыре года только учился и все, а мне хотелось то, что и произошло. Под «флагом» Обл.Совета «Урожай» объездил большую часть городов Советского Союза (я как-то подсчитал- более 50 получилось).  Благодаря Александру Викторовичу многие легкоатлеты поступали в ОГИФК из сельской местности Омской области. Скажу больше, некоторые из сельских спортсменов стали мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Что легкая атлетика является «королевой спорта» я знал еще в школьном возрасте, но когда после второго семестра среди студентов начинался оживленный разговор о «КОРОЛЕВЕ СПОРТА»(далее- «КОРОЛЕВА») и подготовке к ней, я вначале не мог понять по какому поводу такой «шум». Оказывается в Омской области с 1971 года проводится ежегодная сельская спартакиада.  При активной поддержке администрации Омской области, глав всех районов и ДСО «Урожай», сельские спортсмены впервой декаде июля на 3 дня приезжают в район, команда которого победила годом раньше. Победа району присуждается по итогам участия более чем в 20 летних видах спорта. Тоже происходит зимой, правдаспартакиада называется«ПРАЗДНИК СЕВЕРА». Самое интересное, что уже сорок лет как эти Спартакиады в Омской области проходят, а из-за различного рода политических, или экономических причин в нашей стране, сельские спортсмены не переставали активно готовиться к стартам. Более того, с неутомимым азартом продолжают соревноваться между собой. Честь и хвала всем руководителям Омской области, кто за сорок лет «стоял у руля» и поддерживал здоровый образ жизни среди сельского населения.

Поговорим о «КОРОЛЕВЕ». Мой тренер- Майер А.А. конечно же включал бегунов из своей группы в соревнования на «КОРОЛЕВЕ».В 1983 году в районном центре Кормиловка (Омской области) я тоже впервые стал участником этого спортивного праздника. Выступал первый раз, но не под своей фамилией. Чтобы было ясно, уважаемым читателям, уточню.По положению о спартакиаде, участие в соревнованиях принимали сельские спортсмены с пропиской в том районе Омской области, «цвета которого он защищает». Я был студентом, у которого в паспорте стояла временная прописка в г.Омске (на период учебы). Большинство студентов из сельской местности были стипендиатами- то есть от своего района они поступили в институт, учились, получая стипендию от своего района, а по окончании института должны были вернуться и три года отрабатывая, полученную стипендию. Такие студенты выступали за свой район, а я впервые на «КОРОЛЕВЕ» бежал за команду Б…го района, не под своей фамилией. В беге на 400 метров я стал «бронзовым призером», медаль конечно оставил себе, а диплом 3 степени отдал Александру Б…ву (из этических соображений фамилию Александра и район не указываю). Бег на 800 метров я завершил с пятым результатом. Атмосфера трехдневного праздника спорта, среди сельских спортсменов мне очень понравилась. В 1984 году в районном центре Марьяновка, я выступал за «хозяев» праздника на трех дистанциях. Успех был уже более весомым, чем год назад. Две серебряные и две золотые медали были в «моей копилке». В беге на 400 и 800 метров я был вторым, а на 1500 метров и в «квартете» эстафетной команды 4Х400 метров праздновал победу. Еще семь раз с 1985 по 1992 годы с большим настроением и жаждой соревноваться я ездил на «КОРОЛЕВУ», пропустив только 1986 год, когда служил в армии. Более того, часто в борьбе с равными соперниками у меня получались призовые места. Добавлю, что уже с 1985 года на «КОРОЛЕВЕ» я выступал за Русскополянский район.Почему? Уточняю.В деканате педагогического факультета появились разнарядка для выпускников ОГИФК, которые после окончания института должны будут отработать в месте распределения. Список ограничивался лишь Сибирским регионом. Я подумал, что южный район Омской области, мне бы подошел. Уточнив, что в спортивной школе районного центра есть легкоатлетический манеж и тренеру предоставят жилье, я выбрал Русскую Поляну. Я в деканате «застолбил» за собой место будущего трудоустройства. А главное, что на семи «КОРОЛЕВАХ» выступал я уже только за Русскополянский район. Об этих и других стартах, которые будут для меня успешными чуть позже.

Несмотря на тренировки и удачные старты в соревнованиях, травмы от нагрузок у меня частенько бывали. Мой опорно-двигательный аппарат часто «давал сбои». То растяжение голеностопного сустава, то надкостница заболит, а то неделю приходилось ходить на физио.процедуры коленных суставов. Тем, кто уже занимается бегом или только начнет бегать, будет тоже полезно познакомиться с лечебной физкультурой. Об этом рассказ в следующей главе.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

 

Н астоящая книга мной писалась, чтобы рассказать о совершенствовании спортивного мастерства в беге, а также с целью «освещения» некоторых тем, неразрывно связанных с бегом. Поэтому начнем с лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура не просто физические упражнения, но способ профилактики и лечения различных заболеваний. Сейчас во многих клиниках России имеются специальные залы для занятий лечебной физкультурой (далее ЛФК), которые оборудованы целым набором тренажеров ведущих мировых производителей оборудования. Квалифицированные специалисты по ЛФК внимательно изучат вашу историю болезни и назначат оптимальный комплекс занятий. Занятия обычно проводятся в непринужденной обстановке, увлекательно и не слишком обременительно. В среднем, наиболее эффективным является курс ЛФК, состоящий из десяти-двенадцати занятий. Время, потраченное на лечебную физкультуру, возместится вам отменным здоровьем и хорошим настроением. ЛФК представляет собой совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным пациентам. На общих тренировках укрепляется и оздоравливается организм в целом, и специальные тренировки направлены на устранение нарушенных функций определенных систем и органов. ЛФК комплексно воздействует на организм через нейрогуморальную регуляцию и на локальный очаг болезни. При заболеваниях позвоночника и суставов эти методы призваны укреплять мышечный корсет и воротник, улучшать кровообращение в пораженных мышечных, фиброзных и нервных элементах, уменьшать отек корешка нерва. Важнейшей целью ЛФК является создание и укрепление двигательных стереотипов. В лечебной физкультуре гимнастические упражнения классифицируются:

а) по анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.);

б)по самостоятельности -активные (выполняемые полностью самим больным);

в)пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Лечащий врач назначает лечебную физкультуру, учитывая особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий.

Что это вообще такое - лечебная физкультура? Многие из нас ошибочно полагают, что под эту категорию подпадают аэробика, шейпинг и даже спортивные танцы. Однако это не совсем так. К лечебной физкультуре относятся методы лечения, профилактики и медицинской реабилитации, состоящие из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений. То есть именно врач ЛФК сумеет правильно определить, какая форма нагрузки в данный момент необходима вашему организму, чтобы активизировать процессы выздоровления и восстановления, после того, или иного заболевания. А так же, следует знать, что в основе оздоровительного действия лечебной физкультуры лежат физические нагрузки, строго дозированные применительно к пациентам с ослабленным здоровьем (что собственно отличает ЛФК от обыкновенного фитнеса, занятия которые проводятся со спортивным инструктором, но не с врачом). И еще, о лечебной физкультуре можно сказать, что это не только приятно, но и радостно, особенно, когда начинаешь замечать, что результаты (повышение подвижности позвоночника, суставов, травмированных конечностей) не заставляют себя долго ждать. В современных российских центрах и клиниках с отделениями ЛФК применяются программы с использованием тренажеров с компьютерным управлением, которые позволяют минимизировать сроки лечения и добиться высочайших результатов в плане восстановления пациентов. Индивидуально, для каждого конкретного больного составляется оздоровительная программа, включающая и гимнастику, и силовые упражнения, и массаж. Каждая из таких программ, составляется с учетом состояния здоровья, физической формы и функциональных резервов организма пациента. Остановлюсь на очень полезном методе ЛФК. Кинезотерапия - это лечебные движения, направленные на разработку и улучшение подвижности крупных и мелких суставов, сегментов позвоночника, увеличение эластичности сухожилий, мышечной ткани. Данная методика не требует специальных условий и не занимает много времени. При этом лечебная гимнастика (ей обязательно будет предшествовать полный осмотр врачом ЛФК) в зависимости от вашего состояния, может проводиться как в виде индивидуальных занятий, так и в форме групповых тренировок. Каждая из них проходит под строгим контролем мониторирования частоты сердечных сокращений системой POLAR.

Лечебная гимнастика в бассейне проводится только по индивидуально подобранным комплексам, включая тренажеры в воде. Регулярные тренировки позволят значительно улучшить обмен веществ, кровообращение, лимфоотток, осанку, костно-мышечный аппарат, зрение, гибкость и общее физическое состояние.

Занятия на силовых и циклических тренажерах позволяют специалистам одновременно провести мышечное тестирование пациента и в зависимости от этого подобрать соответствующую нагрузку. Например, тренировка на циклических тренажерах EN Cycle и EN Mill проводится при динамическом контроле частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Пневматические силовые тренажеры En Dynamic Track фирмы Enraf Nonius, активно используемые в процессе тренировки, также дают возможность контролировать объем выполняемой нагрузки, а по окончании занятий выдают пациенту отчет, где указаны рекомендуемые тренажеры и норма нагрузки для продолжения занятий вне центра или клиники. При нарушении осанки, подвижности суставов верхней конечности, понижении общего тонуса организма, специалисты предложат вам занятия на блоковом тренажере EN Tree M, которые будут включены в курс лечебной физкультуры. Пациентам, страдающим заболеваниями позвоночника, крупных суставов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, специалисты обязательно порекомендуют пройти курс занятий на тренажерах ритмической пространственно-ориентированной гимнастики GYROTONIC. Тем, кто страдает патологией опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, хронической венозной недостаточности нижних конечностей, а также недавно перенесшим операцию, врачи обязательно предложат пройти курс занятий на тренажере пассивно-активной гимнастики Multimaster. При сложных заболеваниях опорно-двигательного аппарата успешно пройти курс реабилитации помогут тренажеры для пассивной разработки суставов фирмы Аrtromot. Пациентам также будут предложены самые разные виды массажа. Классический, сегментарный, аппаратно-вибрационный, баночный, массаж в пульсирующем электростатическом поле HIVAMAT - все они являются не только идеальными методами лечения и реабилитации, но и лучшим способом восстановления сил и душевного равновесия. Лечебная физкультуру может быть назначена сразу же по прекращении острых болей, когда чувство усталости и боли появляется при длительно сохраняемых однообразных позах или определенных нагрузках, когда любое не координированное движение на фоне демобилизации мышц может стать причиной рецидива. Ранняя мобилизация мускулатуры (допустимые движения) - лучшее средство ускорения выздоровления. Кстати, это касается и лиц пожилого возраста, а также страдающих ожирением, людей с недостаточно развитой мускулатурой, физически малотренированных. Они особенно нуждаются в устранении патологических двигательных стереотипов, в развитии мышечного воротника и корсета.

Противопоказания к ЛФК немногочисленны, это в первую очередь тяжелая сердечная декомпенсация и другие серьезные соматические расстройства. ЛФК может оказаться малоэффективной или вредной в случае применения неадекватных приемов и доз. Вследствие этого самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Физические упражнения имеют не только профилактический эффект, но и применяются в качестве метода лечения многих болезней. Упражнения помогут укрепить здоровье, повысить тонус и сбросить вес.

Уважаемый читатель думает, что побывал в сказке, прочитав вышеописанное. Если честно, я теперь тоже смотрю на эти достижения, как на сказку. А когда в 80-х годах прошлого века мне приходилось тренироваться, участвовать в соревнованиях, средств на восстановление моего молодого организма было меньше, чем сейчас.Врачебно-физкультурный диспансер контролировал все группы, которые готовились к соревнованиям, а все спортсмены проходили медицинское освидетельствование. Но было это не так, как сейчас. Теперь же ЛФК «шагнула» далеко вперед, хотя физкультурных диспансеров стало на порядок меньше. Судите сами. По данным официальной статистики, за семь лет число врачебно-физкультурных диспансеров в России сократилось более чем на четверть (со 158 - по итогам в 2001 года, до 115 в 2009 году). В ближайшем будущем дела должны сдвинуться «с мертвой точки» потому, что в настоящее время группа законодателей предложила помочь спортклубам и врачебно-физкультурным диспансерам, вернув им часть прежних льгот. Достойных будет определять правительство. Соответствующие поправки в закон «О физической культуре и спорте в РФ» внесли в Госдуму депутаты ТРЕТЬЯК, СИХАРУЛИДЗЕ, ГИЛЬМУТДИНОВ, СВИЩЕВ, ЗАВАРНИЦИН и ШЕСТАКОВ. Законопроект призван «создавать условия для организации бесплатных занятий физической культурой и спортом детей и подростков на территориях субъектов РФ». Он предусматривает отнесение к субъектам физической культуры и спорта в стране врачебно -физкультурных диспансеров, центров лечебной физкультуры и спортивной медицины, какового статуса они пока лишены. Причина нововведения в том, что указанные организации осуществляют медицинское обеспечение лиц, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе медицинское наблюдение и контроль, за состоянием здоровья спортсменов сборных команд. Уточняются полномочия центра и региональных властей в части оказания содействия развитию студенческого спорта. (Акцент на развитие студенческого спорта в деятельности органов власти сделало и руководство страны - в 2013 году в Казани пройдет 27-я Всемирная летняя универсиада.) Региональные власти наделяются правом создавать условия для развития материально-технической базы врачебно-физкультурных диспансеров, центров лечебной физкультуры и спортивной медицины – «и увеличения их количества». Авторов данного «законопроекта» печалит то, что в нынешних условиях спортивные клубы не могут получить «в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещения, здания, сооружения, являющихся государственной либо муниципальной собственностью». Проектом предлагается определить передачу в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду «на льготных условиях указанных помещений, зданий, сооружений в порядке, установленном правительством РФ», что позволит «создать благоприятные условия для поддержки спортивных клубов со стороны органов власти и местного самоуправления». Правовое управление аппарата Госдумы раскритиковало законопроект за неконкретность и избыточные нормы. Так, проектом предлагается отнести к числу субъектов физкультуры и спорта врачебно-физкультурные диспансеры и центры лечебной физкультуры и спортивной медицины. При этом ни в законе о физкультуре и спорте, ни в других законодательных актах «не определено, в каких именно правоотношениях должны участвовать такие врачебно-физкультурные диспансеры и центры лечебной физкультуры и спортивной медицины как субъекты физической культуры и спорта». (Нет такого уточнения и в законопроекте.) То есть чем они будут заниматься в своем новом статусе - вопрос... Вдобавок законопроектом предлагается отнести к полномочиям ФЦ (федерального центра) содействие развитию студенческого спорта. Однако уже сейчас к полномочиям центра отнесено «полномочие по содействию развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта». Думские эксперты-правовики указали, что «молодежный спор, включает в себя занятия спортом как граждан, обучающихся в вузах, так и иных граждан молодого возраста». Отчего и предлагаемое изменение полагают излишним... Если вспомнить, ранее парламент принял закон, по которому ставшие «бесхозными» детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) получат статус учреждений дополнительного образования, что позволит им в будущем рассчитывать на господдержку. Соответствующая поправка в ст. 26 закона РФ «Об образовании» дополняет список видов «образовательных учреждений дополнительного образования», включив в него ДЮСШ, устанавливает, что дополнительные образовательные программы реализуются и в учреждениях дополнительного образования - спортивных школах, а значит, место детских спортивных школ и детских спортивных школ олимпийского резерва в системе образования определено более четко, и они могут надеяться на помощь государства...

Неразрывно от бега, кроме лечебной физкультуры, разговор можно продолжить, коснувшись темы спортивной медицины.

 

 

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

  П ока организм молодой, а тренировочные нагрузки идут на пользу, можно только благодарить тренера за правильную методику тренировочного процесса. А если даже у первокурсника после того, как он в школе практически не имел системы в тренировках, а в институте стал получать нагрузки наравне с «перворазрядниками», то травмы и переутомления неизбежны. В ОГИФК мне понравилась дисциплина «спортивная медицина». Уважаемым читателям, которым тоже интересна эта тема, предлагаю немного узнать про эту науку.  Надо сказать, что в 80-е годы прошлого века, да и в наше время, со стороны тренеров отмечается тенденция откровенного недоверия к возможностям спортивной медицины. А вот спортивные врачи выражают недовольство. Недовольство, что их не задействуют в процессе подготовки спортсменов. Однако снижение значимости спортивной медицины в единственной области человеческой деятельности, благодаря которой эта специальность, собственно, и существует, не может не беспокоить. Спортивные врачи должны понимать, что изначальная причина создавшейся ситуации - не в предвзятости и не в менталитете тренеров: она - в неспособности сегодняшней официальной российской спортивной медицины в полном объеме соответствовать своему назначению. Реально спортивная медицина сегодня представлена лишь кое-как существующей спортивной травматологией и врачебным контролем, не отвечающими требованиям даже массового спорта, а в элитном спорте - еще и балансирующей «на грани фола» спортивной фармакологией и надуманными «иммунологическими» концепциями. Пока тренеры вынуждены обращаться в оставшиеся «в живых» врачебно-физкультурные диспансеры за допуском к соревнованиям. Но тренеры, когда особой необходимости нет, обращаются лишь за помощью специалистов самых разнообразных медицинских специальностей, чаще всего не имеющих отношения к спортивной медицине. А это продолжается из-за того, что сегодня большинству спортивных врачей нечего противопоставить в своей специальности многочисленным «пришельцам» из других областей медицины. Можно назвать множество причин сложившейся ситуации, но одна из них - фактическое отсутствие позитивных изменений в спортивной медицине за три прошедших десятилетия. Судите сами: сегодня не определена даже цель спортивной медицины, а в формулировках ее задач имеются значительные расхождения даже в работах именитых специалистов в названной отрасли медицины. Следует вспомнить и о том, что сегодня в России нет ни одного учреждения (или подразделения в любом учреждении), занимающегося подготовкой спортивных врачей. Негативную роль в создании сложившейся в спортивной медицине ситуации сыграли и официальные спортивные органы. Дело в том, что существование двух структур (Олимпийского комитета России и Комитета по физической культуре, спорту и туризму России), непонятно в какой мере участвующих в подготовке российских спортсменов, обособленность федераций по видам спорта от той и другой, абсолютное невнимание тренеров и спортивных функционеров к проблемам и любым разработкам в области медико-биологического обеспечения спортсменов - все это привело к тому, что сегодня большинство специалистов по спортивной медицине, потеряв интерес к специальности, перекочевали в медицинскую реабилитацию, а немногие оставшиеся не в состоянии обеспечить элементарную «заполненность» образовавшейся ниши. На дворе уже давно 21-й век, а нынешнее руководство управления медицинского обеспечения Комитета по физической культуре, спорту и туризму, не желает делать выводы из опыта прошлых лет и продолжают работать «по-старинке». В результате спортивные организации России имеют ту спортивную медицину, которую имеют.

Спортивные педагоги считают, что только соответствие спортивной медицины современным требованиям (определяемым, кстати, не специалистами по спортивной медицине и не тренерами, а прежде всего уровнем спортивных достижений сегодняшнего дня и запросами современного спорта) дает право говорить о реальной значимости данной медицинской специальности, а значит, и о ее праве на существование. Ведь любое значимое достижение в спорте - это всегда результат многолетнего труда не только спортсмена, но и большого круга специалистов, своими знаниями обеспечивающих возможность реализации индивидуумом его притязаний в том или ином виде спортивной деятельности. И не последнюю роль в этом должны играть спортивные врачи. Согласно одному из существующих рабочих определений спортивная медицина является отраслью медицинской науки, призванной заниматься проблемами охраны здоровья людей, занимающихся физической культурой и спортом. Но даже элементарный анализ данного определения дает возможность подвергнуть сомнению его состоятельность, поскольку физическая культура и спорт хотя и имеют общие корни, кардинально различаются в стратегических целях и задачах. Если основная цель физической культуры - воспитание здоровой, гармонично развитой личности, то в спорте здоровье - лишь одно из условий достижения высшего спортивного результата. З.Г. Орджоникидзе, С.Е. Павлов (2000 г.) предлагают иное определение специальности «спортивная медицина»: современная спортивная медицина - это отдельная специфическая область медицинской науки, основной задачей которой является медико-биологическое обеспечение многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов. Принятие данного определения дает основание для выделения спортивной медицины из искусственного по сути «объединения» - «медицинская реабилитация, физиотерапия и спортивная медицина». Более того, в указанном определении обозначена возможность для объединения разрозненных сегодня направлений медико-биологического обеспечения спортсменов под единым флагом спортивной медицины. В этом же случае становится понятной необходимость централизации службы медико-биологического обеспечения спорта и устранения имеющихся межведомственных препон. Спортивная медицина обязана изучать и наблюдать спортсмена, прежде всего в процессе осуществления им этой специфической спортивной деятельности, а спортивный врач вместе с тренером должен готовить его именно к этой деятельности. Помимо этого в багаже спортивного врача должны присутствовать знания основ теории и методики спортивной тренировки, спортивной фармакологии, спортивной психологии, гигиены спорта.

Спортивный врач обязан знать особенности течения биохимических процессов в организме спортсмена - без этих знаний трудно ожидать от врача грамотных рекомендаций, в том числе по проблемам восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Каковы же требования, предъявляемые спортивному врачу его специальностью? В основе специального образования любого врача лежат базовые дисциплины, без которых он не может состояться как врач: анатомия, физиология, биохимия. Однако спортивный врач должен изучить эти дисциплины еще и в разрезе специфики спортивной деятельности человека. Так, спортивный врач обязан знать особенности анатомического строения тела представителей различных видов спорта. При этом программа курса нормальной анатомии медицинских институтов не предусматривает даже поверхностного ознакомления с тонкостями спортивной морфологии. Знание физиологии организма абсолютно необходимо спортивному врачу. Однако ему необходимы не просто знания частной физиологии, преподаваемой сегодня в медицинских и спортивных вузах, но прежде всего знания системной физиологии. Именно в этой области сегодня благодаря теоретическим и практическим работам отдельных советских и российских исследователей сделан заметный шаг вперед, хотя апологеты спортивной медицины и физиологии с удивительным упорством цепляются за свои безнадежно устаревшие позиции. С системных позиций совершенно по-другому выглядят и решаются, например, проблемы восстановления и повышения работоспособности спортсмена, как, впрочем, и проблема его подготовки в целом.

Спортивный врач обязан знать основы теории и методики спортивной тренировки. Без знаний в этой области он не может состояться как специалист по спортивной медицине. Однако сегодня при создании этого курса для спортивных врачей следует учитывать многочисленные кардинальные разногласия, возникшие в данном направлении спортивной науки в последние десятилетия. Поэтому не исключено, что курс основ теории и методики спортивной тренировки должен быть построен заново при непосредственном участии спортивных педагогов-физиологов новой формации и подаваться врачам и спортивным педагогам, прежде всего с физиологических позиций. Спортивный врач обязан владеть методами современной психодиагностики. Однако следует отметить, что современная психология оторвана от физиологических реалий. Поэтому, до появления нового направления науки - психофизиологии спорта, пользуются только прогнозами. 

Спортивная травматология благодаря прежде всего таланту и усилиям З.С. Мироновой - одна из наиболее развитых областей спортивной медицины. Принято считать, что спортивная травматология отличается от обычной травматологии тем, что ее основной задачей является лечение травм, полученных при занятиях спортом.Однако такой подход в определении различий между этими двумя родственными медицинскими специальностями не выдерживает элементарной критики. Спортивные педагоги России считают, что основное отличие спортивной травматологии от обычной заключается в необходимости не просто дать человеку возможность осуществлять двигательные функции после травматизации и лечения, но и обеспечить спортсмену возможность осуществлять специфические двигательные функции в том же объеме, что и до травмы. Более того, последствия травм и лечение не должны препятствовать дальнейшему профессиональному росту спортсмена. Плюс к этому лечение спортивных травм должно осуществляться в кратчайшие сроки.

Врачебный контроль - одна из традиционных составных частей спортивной медицины. Однако до настоящего времени существует тенденция считать, что врачебный контроль и является собственно спортивной медициной. Во многом формированию такого мнения способствовало, с одной стороны, незнание врачами (включая специалистов по врачебному контролю) основ системной физиологии, с другой - непонимание ими реальных целей и задач, стоящих перед спортивным врачом. При этом неоправданные амбиции специалистов по врачебному контролю зачастую распространялись на сферы влияния спортивной педагогики.

Исходя из выше рассказанного, надо уважаемым читателям заметить, что спортивные педагоги Российской Федерации не стоят в стороне, а предлагают спортивной медицине основные задачи для решения проблем, возникающих в период многолетней подготовки спортсменов:

1. Медико-биологический отбор для занятий тем или иным видом спорта в соответствии с генетически обусловленными возможностями индивидуума и допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании оценки состояния здоровья индивидуума;

2. Контроль за функциональным состоянием спортсмена не только в лабораторных условиях, но и (прежде всего!) в условиях осуществления им избранной спортивной деятельности;

3. Коррекция функциональных состояний спортсмена с применением средств и методов официальной и народной медицины или методов, разработанных на основе методов клинической медицины;

4. Обеспечение роста тренированности (повышение специальной работоспособности) спортсмена с применением средств и методов, разработанных на основе методов клинической медицины;

5. Профилактика травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности;

6. Лечение травм и заболеваний спортсменов;

7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний;

8. Контроль за легитимностью использования может спортсменами фармакологических препаратов и стимулирующих работоспособность средств.

Спортивные педагоги считают, что система функционального контроля в спортивной медицине должна строиться только в соответствии с четким пониманием стоящих перед исследовательским коллективом задач и основываться на принципах системности. А создание специализированной службы функциональной реабилитации спортсменов и повышения их спортивной работоспособности, решит проблему не только элитного, но и массового спорта. Пока эти проблемы, например, в сборных командах страны, сегодня пытаются решать в основном спортивные фармакологи. Вместе с тем проблема восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок не решится исключительно с использованием фармакологических средств. Необходимо комплексное решение с применением, как средств фармакологии, так и физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Но, несмотря на обилие исследовательских работ в области восстановления и повышения спортивной работоспособности, сегодня отсутствует элементарная теоретическая база для создания системы комплексной функциональной реабилитации спортсменов. Не секрет, что течение соматических заболеваний у спортсменов имеет свои особенности и это связано, прежде всего, со специфическим характером их деятельности. Эти особенности должны учитываться при лечении того или иного консервативного лечения травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, всегда было вторично, хотя в практике спорта именно эффективное лечение травм, не требующих хирургического вмешательства, всегда было насущной задачей. При этом спортивные травматологи не имеют оснований жаловаться на невнимание к данной проблеме со стороны ученых: разработке методов консервативного лечения повреждений костно-мышечной системы посвящено достаточно много опубликованных работ.

Медицинская реабилитология - сравнительно молодая в России специальность, «вышедшая» из лечебной физической культуры. Однако сегодня можно говорить лишь о смене названия специальности, поскольку реабилитология сегодня - это и по сути и по содержанию - вчерашняя лечебная физическая культура (ЛФК). И даже попытки некоторых медицинских коллективов внедрить в практику отечественной медицинской реабилитологии отдельные методики из арсенала кинезитерапии (западного аналога ЛФК) ничего коренным образом не меняют в ее содержании. Между тем внутреннее содержание самого термина «медицинская реабилитация» по сути своей более объемно, чем то же содержание терминов «ЛФК» или «кинезитерапия». Медицинская реабилитация должна включать в себя весь спектр средств и методов (в том числе средства и методы фармакологии, ЛФК, кинезитерапии, физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д.), используемых сегодня в медицине. Но основная проблема современной медицинской реабилитологии состоит отнюдь не в том, чтобы собрать в рамках одной специальности средства и методы, используемые в различных областях медицины. Сегодня для медицинской реабилитологии более важно получить физиологические обоснования и выработать физиологически оправданную концепцию эффективного проведения комплексных реабилитационных процедур

Спортивная фармакология - одно из важнейших направлений функциональной реабилитации спортсменов. Но это направление никогда не разрабатывалось официальными органами здравоохранения и всегда было прерогативой подведомственных Комитету по физической культуре, спорту и туризму РФ закрытых структур. Сегодня ни в одном из вузов страны не готовят специалистов по спортивной фармакологии, более того, эта дисциплина ни в каком варианте никогда не входила и не входит в программу подготовки специалистов по лечебной физической культуре, врачебному контролю и спортивной медицине.

      Из вышеизложенного, назрел вопрос в четком определении функции специалистов по врачебному контролю. Ведь это должно быть прежде всего экспертно -медицинское направление работы. При этом следует упомянуть недопустимую ограниченность методологической базы сегодняшнего врачебного контроля и еще раз - физиологически не оправданную амбициозность специалистов в данной области в плане их возможностей в оценке функционального состояния спортсменов. В основе функционального контроля в спорте должен лежать постулат о невозможности оценки деятельности целостных функциональных систем (функциональных систем поведенческих актов) организма человека на основании данных о работе отдельных компонентов этих систем и заболевания, но прежде всего они должны быть изучены. Однако задача изучения особенностей течения соматических заболеваний у спортсменов требует от врача специальных знаний человеческого организма в различных видах спортивной деятельности. Таким образом, мы вновь приходим к необходимости создания общей теории болезни, без которой современная медицина вынуждена заниматься частностями. В середине XX века уже предпринимались попытки создания общей теории болезни, но они были малопродуктивны. А вспомнив о том, что «…для каждой патологической формы существует физиологический образец и что происхождение такой формы всегда может быть сведено на один из предсуществующих уже в организме образовательных процессов», оценив направленность развития современной медицины в основном в сторону изучения частных патологических процессов в организме человека и признав несостоятельность господствующей по сей день «несистемной» теории адаптации, следует констатировать неготовность и современной медицины к решению данной задачи. Сделав вывод из вышесказанного, можно обнародовать крамольную мысль о неспособности современных терапевтов (из-за отсутствия реальных знаний о системных особенностях функционирования организма человека вообще и спортсмена в частности) оценивать соматическую патологию у спортсменов и эффективно бороться с нею. Но вышесказанное - не эпитафия на надгробной плите терапевтического направления в спортивной медицине. Это лишь означает, что спортивной терапии как одному из направлений спортивной медицины еще только предстоит быть зачатой и родиться.

    Заканчивая эту главу, хотелось бы добавить, что спортивные педагоги России (я по этому вопросу, с ними полностью солидарен) не претендуют на роль носителей истины в последней инстанции. Просто в одной главе настоящей книги невозможно рассмотреть все проблемы, связанные с организацией медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Однако надеюсь, что изложенное не останется без внимания тех, кто реально заинтересован в будущем отечественного спорта, а следовательно и отечественной спортивной медицины. Мне очень отрадно, что попытка разобраться с проблемами спортивной медицины предпринята именно спортивными педагогами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: