Таблица 24. Силы европейских союзников фашистской Германии, выделенные для агрессии против СССР 5 страница

 

Важную роль в укреплении экономической базы обороны страны играло индустриальное строительство. В 1939 г. подчиненные различным ведомствам строительные организации были объединены под руководством Наркомата по строительству (Наркомстроя). Это позволило постепенно переходить к прогрессивному подрядному способу строительства промышленных объектов и добиваться более производительного использования строительной техники. Созданные в системе Наркомстроя специализированные строительные организации выполняли задачи большого государственного и оборонного значения: сооружали крупные промышленные предприятия, дороги, каналы, мосты, аэродромы, порты и т. п. Перевод строительства на промышленную основу создавал условия для быстрого развертывания военного производства.

 

Сельское хозяйство Советского государства, претерпевшее коренные преобразования на социалистических началах, развивалось успешно. К 1940 г. СССР располагал развитым сельскохозяйственным производством. В стране насчитывалось 236,9 тыс. колхозов и 4,2 тыс. совхозов, 7,1 тыс. МТС. Сельское хозяйство имело 531 тыс. тракторов, 182 тыс. зерноуборочных комбайнов, 228 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники.

 

Перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы и техническое его перевооружение позволили расширить посевные площади до 151 млн. гектаров и содержать к началу 1941 г.: крупного рогатого скота — 54,8 млн. голов, свиней — 27,6 млн., овец и коз — 91,7 млн. голов.

 

Производство сельскохозяйственной продукции в СССР в 1940 г.{ 1138}

Зерно (валовой сбор), млн. т 95,6
Хлопок-сырец, млн. т 2,2
Сахарная свекла (фабричная), млн. т 18,0
Подсолнечник, млн. т 2,6
Льноволокно, тыс. т 349,0
Картофель, млн. т 76,1
Овощи, млн. г. 13,7
Мясо (в убойном весе), млн. т 4,7
Молоко, млн. т 33,6
Яйца, млрд. шт. 12,2
Шерсть, тыс. т 161,0

 

Советский Союз занимал первое место в мире по сельскохозяйственному машиностроению, валовому сбору пшеницы, ржи, овса, ячменя, льна-долгунца, сахарной свеклы и подсолнечника; второе — по производству тракторов и поголовью скота; третье — по производству хлопка-сырца и суперфосфата. Хотя зерновая проблема еще была решена не полностью, крупное социалистическое сельское хозяйство было в состоянии обеспечить страну и ее армию сельскохозяйственной продукцией в случае нападения врага.

 

Ускоренное развитие получил транспорт, ведущая роль в котором принадлежала железнодорожному. На его долю к началу Великой Отечественной войны из всего грузооборота приходилось 85 процентов, а пассажирооборота — 92,2 процента. В 1940 — 1941 гг. по указанию Политбюро ЦК ВКП(б) объем капиталовложений в железнодорожное [378] строительство был увеличен. Эксплуатационная длина железнодорожных путей НКПС достигла в 1940 г. 106,1 тыс. км, в том числе 1900 км электрифицированных. Советский железнодорожный транспорт отличался высокой эффективностью использования подвижного состава. Его грузооборот возрос по сравнению с 1913 г. в 6 раз, тогда как длина железных дорог за это же время увеличилась лишь на 81 процент.

 

Быстро развивался морской транспорт. Коммунистическая партия и Советское правительство твердо держали курс на повышение его роли в обеспечении нужд народного хозяйства. Развитие флота проходило ускоренными темпами, возводились новые и реконструировались старые порты, создавалась мощная судоремонтная база. Для морских перевозок осваивались северный и дальневосточный бассейны, более интенсивно использовался Северный морской путь. Грузооборот морского транспорта за годы первых пятилеток увеличился в 2,5 раза и достиг в 1940 г. 12,8 млрд. тонно-миль, а объем морских перевозок — 31,2 млн. тонн{1139}. Намного возрос грузооборот речного транспорта.

 

В предвоенные годы быстро повышалась значимость магистральных трубопроводов. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов к началу 1941 г. составила 4100 км, почти в 4 раза больше, чем в 1913 г. Количество нефти, перекачанной по трубопроводам в 1940 г., достигло 7,9 млн. тонн.

 

Воздушный транспорт СССР в те годы был относительно молод. Однако и он достиг значительных успехов. Уже в 1940 г. протяженность воздушных линий равнялась 143,9 тыс. км, а грузооборот — 23,2 млн. тонно-километров. В том же году воздушным транспортом было перевезено 58,4 тыс. тонн грузов и 400 тыс. пассажиров.

 

На базе отечественного автомобилестроения успешно развивался автомобильный транспорт. Были построены многие тысячи километров новых шоссейных дорог и автомагистралей. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу 1940 г. достигла 143,4 тыс. км, стала почтив 4 раза больше, чем в 1913 г. В 1940 г. автомобильным транспортом было перевезено 858,6 млн. тонн грузов и 590 млн. пассажиров.

 

Советский многоотраслевой транспорт был готов к тяжелым испытаниям надвигавшейся войны{1140}.

 

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры, чтобы ускорить развитие и внедрение современных средств связи. В 1940 г. в СССР насчитывалась 51 тыс. предприятий почты, телеграфа и телефона, из них в сельской местности было 44 тыс. Количество телефонных аппаратов составило 1,7 млн. единиц. Была установлена телефонная связь почти со всеми государствами мира.

 

Большое значение придавалось рациональному размещению военной промышленности. Главные ее отрасли располагались на линии Ленинград, Москва, Тула, Брянск, Харьков, Днепропетровск{1141}. Наряду с этим военная промышленность развивалась в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Удельный вес этих районов в производстве военной продукции составлял к лету 1941 г. 18,5 процента{1142}. В годы Великой Отечественной войны экономика восточных районов превратилась в главную базу, опираясь на которую Советский Союз одержал победу в войне. Ускоренное развитие экономики на востоке страны не носило характера [379] военно-экономической автаркии, а было подчинено общим задачам развития народного хозяйства СССР. В восточных районах страны были достигнуты крупные успехи в производстве промышленной продукции стратегического значения.

 

Таблица 26. Производство важнейших видов промышленной продукции в восточных районах СССР в 1940 г. {1143}

Виды продукции   В абсолютных данных В процентах ко всему производству
Электроэнергия, млрд кВт-ч 10,7 22,1
Нефть, млн. т 3,6 11,6
Уголь, млн. т 59,5 35,9
Чугун, млн. т 4,3 28,9
Сталь, млн. т 5,9 32,2
Прокат, млн. т 3,7 28,0
Железная руда, млн. т 8,6 28,8
Медная руда, тыс. т 7950,0 96,8
Никелевая руда, тыс. т 1041,1 85,8
Бокситы, тыс. т 326,0 49,9
Цинк, тыс. т 41,3 44,8
Свинец, тыс. т 85,5 93,0
Минеральные удобрения, млн. т 1,0 31,5
Металлорежущие станки, тыс. шт. 4,1 7,1
Металлургическое оборудование, тыс. т 7,5 31,9
Тракторы, тыс. шт. 8,6 27,1
Тракторные плуги, тыс. шт. 18,7 48,5

 

На гигантских просторах востока успешно развивалось крупное социалистическое сельское хозяйство. В 1940 г. здесь имелось 59,9 тыс. колхозов, 2208 МТС. Товарность сельского хозяйства по восточным районам была выше, чем по СССР в целом. В восточных районах находилось 25 процентов колхозов и 27 процентов совхозов страны. Однако проданная ими продукция в 1940 г. составила от общегосударственных закупок: более 28 процентов зерна, 32 процента молока и молочных продуктов, более одной трети скота и птицы, более одной трети различных кож и 45 процентов шерсти. Что касается хлопка-сырца, то на восточные районы приходилось около 90 процентов всех его закупок в стране.

 

Капитальные вложения в народное хозяйство в предвоенные годы были самыми крупными за всю историю развития Советского государства. Если в первой пятилетке они составляли 7,3 млрд. рублей, во второй — 16,6 млрд. рублей, то лишь за три с половиной года третьей пятилетки (1938 г. — июнь 1941 г.) они составили 17,3 млрд. рублей{1144}.

 

Это позволяло увеличивать ввод в строй основных фондов. Если за первое пятилетие всего было введено в действие основных фондов на сумму 7,8 млрд. рублей, во второе — на сумму 14,5 млрд. рублей, то за три с половиной года третьего пятилетия — на 15,6 млрд. рублей больше, чем за всю вторую пятилетку{1145}. За эти три с половиной года только крупных государственных промышленных предприятий было построено 3 тыс.{1146}. [380]

 

Обобщенным показателем военно-экономических возможностей страны может служить национальный доход и темпы его роста.

 

Таблица 27. Темпы роста национального дохода СССР и главных капиталистических стран (в процентах){1147}

Страна   1937 г. 1940 г.
СССР 100 133
США 100      
  100   113
  100 87
  100 125

Из таблицы видно, что темпы роста национального дохода в Советском Союзе были выше, чем в крупнейших капиталистических странах.

 

В 1940 г. национальный доход в СССР составил 128,3 млрд. рублей (в ценах 1926 — 1927 гг.){1148} и распределялся следующим образом: фонд накопления — 19 процентов, фонд народного потребления — 70, фонд военных расходов — 11 (из них фонд средств ведения войны — 7 и фонд личного потребления военнослужащих — 4){1149}.

 

Государственный бюджет, через который в СССР происходит распределение значительной части национального дохода страны, ярко отражал главные направления экономической политики Коммунистической партии и Советского правительства.

 

Таблица 28. Главные статьи государственного бюджета СССР (млрд. рублей в ценах соответствующих лет) {1150}

Статьи бюджета

 

 

1938 — 1940 гг. (три года 3-й пятилетки)

В том числе в 1940 г.

 

общая сумма в среднем в год
Всего доходов 462,2 154,1 180,2
В том числе: налог с оборота и отчисление от прибылей   331,2   110,4   127,6
средства государственного социального страхования   23,1   7,7   9,0
налоги, сборы, займы 53,8 1,5 20,8
Всего расходов 451,7 0,6 174,4

В том числе:

на народное хозяйство 170,6 56,9 58,3
на социально-культурные мероприятия 113,6 37,9 40,9
на оборону 119,1 39,7 56,8

В таблице 28 показано, что наряду с ростом ассигнований на народное хозяйство возросли, особенно в 1940 г., расходы на оборону страны. [381] Если среднегодовые расходы на оборону за три года третьей пятилетки составили 26,4 процента, то в 1940 г. они достигли небывало высокого уровня за всю историю Советского государства — 32,6 процента.

 

Усилия Коммунистической партии в области военной экономики находили отражение в динамике годовых расходов на оборону по государственному бюджету. Если среднегодовые расходы на оборону страны в 1933 — 1937 гг. принять за 100 процентов, то в 1938 — 1939 гг. они возросли в четыре раза, а в 1940 г. более чем в шесть раз. Среднегодовые бюджетные расходы государства за эти же годы выросли на 235 процентов. Следовательно, в предвоенные годы темпы роста расходов на подготовку к обороне более чем в два раза превышали темпы роста суммарных бюджетных расходов.

 

На расширение материальной базы обороны страны огромное влияние оказывал рост производительности труда. В 1940 г. по сравнению с 1928 г. он составил: в промышленности — 313, в строительстве — 247, в сельском хозяйстве — 171 и на железнодорожном транспорте — 269 процентов.

 

За три года третьей пятилетки производительность труда в промышленности увеличилась на 33 процента. Таких высоких темпов не знало в то время ни одно капиталистическое государство. Тем не менее возможности роста были использованы далеко не полностью. Ряд отраслей промышленности (лесная, строительных материалов и др.), а также сельского хозяйства в 1940 г. недовыполнили план роста производительности труда и объема производства. На эти недостатки указывала XVIII партийная конференция.

 

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР являлся могучей индустриальной державой с развитым народным хозяйством и крепкой экономической базой для обороны страны. Однако военно-промышленная база главного противника СССР — фашистской Германии и оккупированных ею стран была значительно мощнее, чем Советского Союза.

 

3. Дальнейшее развитие оборонной промышленности и создание государственных резервов

 

В. И. Ленин указывал, что «самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены...»{1151}. Коммунистическая партия постоянно руководствовалась этим указанием.

 

За три с половиной года третьей пятилетки капиталовложения в военную промышленность составили более четверти всех капиталовложений в индустрию. Это обеспечивало повышение темпов ежегодного прироста военной продукции. В 1939 г. выпуск продукции всей промышленности увеличился на 16 процентов, а предприятий наркоматов оборонной промышленности — на 46,5 процента. В 1940 г. объем военной продукции возрос более чем на треть. Таким образом, военная промышленность развивалась примерно в три раза быстрее, чем вся остальная.

 

Однако нарастание военной опасности требовало более быстрого обновления военной техники и повышения темпов ее производства, создания запасов вооружения, строительства новых оборонных заводов и реконструкции старых. Коммунистическая партия усилила внимание к развитию военной промышленности, и особенно к таким ее отраслям, как авиационная, танковая, судостроительная, артиллерийская.

 

В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных [382] заводов». Ставилась задача в течение 1940 — 1941 гг. построить 9 новых заводов и реконструировать 9 старых. Это увеличивало производственные мощности самолетостроения более чем в полтора раза. В постановлении Политбюро ЦК «О развитии авиамоторных заводов» намечалось расширить в два раза производство авиационных моторов.

 

По решению ЦК партии Наркомат авиапромышленности получил 7 заводов из других отраслей народного хозяйства. Кроме того, к изготовлению авиационных двигателей привлекались машиностроительные заводы. Следовательно, уже в это время начался перевод некоторых гражданских предприятий на производство военной продукции.

 

В январе 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) обсудило вопрос о работе Наркомата авиационной промышленности. По решению Политбюро наркомом этой отрасли военной промышленности был назначен член ЦК ВКП(б) А. И. Шахурин, его заместителем по опытному самолетостроению — авиаконструктор А. С. Яковлев. В это время реорганизуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), создается Институт летных испытаний. Из опытно-конструкторского бюро, во главе которого стоял А. Н. Туполев, выделялись самостоятельные конструкторские бригады В. М. Петлякова, А. А. Архангельского, П. О. Сухого и В. М. Мясищева. Были созданы новые конструкторские бюро, руководимые А. И. Микояном, М. И. Гуревичем, С. А. Лавочкиным, М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым.

 

Произошли существенные изменения и в моторостроении. Наряду с уже действовавшими в этой отрасли конструкторскими бюро В. Я. Климова, А. А. Никулина, А. Д. Швецова приступили к работе конструкторские коллективы С. К. Туманского, Е. В. Урмина, А. Д. Чаромского и других.

 

В ноябре 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) обязало директоров самолетостроительных и авиамоторных заводов ежедневно сообщать в ЦК о количестве выпущенной продукции. На народных комиссаров, директоров предприятий и руководителей транспортных ведомств возлагалась личная ответственность за выполнение заказов и перевозку грузов для авиационной промышленности в установленные сроки.

 

К концу 1940 г. авиационная промышленность была существенно перестроена. Число ее предприятий по сравнению с 1937 г. увеличилось на три четверти, а производственные мощности к лету 1941 г. превысили мощности авиазаводов Германии почти в 1,5 раза{1152}.

 

В течение 1939 — 1940 гг. авиаконструкторы в содружестве с работниками авиационной промышленности проделали огромную творческую работу. Были созданы истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2. Новые советские боевые машины по своим летно-техническим данным были на уровне требований времени, а некоторые — лучшими в мире. Например, МиГ-3 превосходил по боевым характеристикам самолеты такого же типа Англии, США и Германии. Самолет Пе-2 был лучше, чем немецкие самолеты такого же типа Ю-87 и Ю-88. Высокими летно-техническими качествами обладал штурмовик Ил-2.

 

В 1940 г. производство самолетов новых конструкций успешно осваивалось, но промышленность вынуждена была наряду с новыми машинами выпускать устаревшие самолеты. В первой половине 1941 г. производство новых самолетов с более высокими тактико-техническими данными возросло.

 

Советский Союз в 1939 и 1940 гг. производил самолетов больше, чем Германия. Однако Германия выпускала самолеты новых типов, а СССР — боевые машины новых и старых конструкций. Большое внимание уделялось [383] созданию более совершенных средств обнаружения воздушного противника. В 1939 г. была принята на вооружение отечественная радиолокационная станция РУС-1. Несколько позже были созданы другие типы станций для Войск ПВО{1153}.

 

В марте 1941 г. для ускорения строительства аэродромов было создано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС). Эта организация получила квалифицированные кадры, в ее распоряжение поступила мощная строительная техника. ГУАС занялось созданием аэродромов с бетонными взлетно-посадочными полосами.

 

Со второй половины 1938 г. начался новый этап в советском танкостроении. В августе этого года в ЦК партии состоялось совещание, на котором рассматривались вопросы развития танкостроения. Было вынесено решение о принятии на вооружение тяжелого и среднего однобашенных танков, которые обладали повышенной броневой защитой, высокой маневренностью и мощным вооружением.

 

Выполняя задание Коммунистической партии, конструкторский коллектив Ж. Я. Котина в короткий срок разработал опытный образец тяжелого танка КВ-1 (1939г.), а коллектив конструкторов под руководством М. И. Кошкина, А. А.Морозова и Н. А. Кучеренко создал средний танк Т-34 (1940 г.). Оба танка имели высокие тактико-технические характеристики.

 

Превосходными качествами обладал танк Т-34. Конструкторам удалось блестяще решить проблему оптимального сочетания мощной брони, эффективного вооружения и большой маневренности. Танк Т-34, как признают буржуазные специалисты, был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины двадцатого века лучше, чем кто-либо на Западе{1154}.

 

Когда опытные образцы тяжелого и среднего танка были созданы, нарком обороны К. Е. Ворошилов, нарком тяжелого машиностроения В. А. Малышев и нарком среднего машиностроения И. А. Лихачев доложили ЦК партии, что советские танкостроители «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки, равных которым нет»{1155}.

 

Политбюро ЦК приняло решение о начале серийного производства новых типов танков. К их выпуску привлекалось значительное количество заводов. В результате производственные мощности советского танкостроения к лету 1941 г. превысили мощности танковой промышленности Германии в полтора раза.

 

Однако трудности организационного и технологического порядка, в частности необходимость доработки отдельных узлов, в первое время сдерживали выпуск новых боевых машин. В 1940 г. было изготовлено только 246 танков КВ и 115 (при плане 600) танков Т-34. В Германии за то же время было произведено средних танков 1,4 тыс. В первом полугодии 1941 г. производство новых танков в СССР значительно возросло. Промышленность выпустила 393 танка КВ и 1110 танков Т-34. Однако для перевооружения армии этого было недостаточно.

 

Широкое развитие получила артиллерийская промышленность. Артиллерия считалась главной огневой ударной силой в войне. Артиллерийская промышленность (в особенности производство орудий) всегда находилась в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. За производство артиллерийской техники отвечал Наркомат вооружения, руководителем которого был талантливый организатор Б. Л. Ванников. [384]

Артиллерийская промышленность располагала опытными конструкторскими кадрами. Выдающиеся советские конструкторы В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин в предвоенные годы создали новые оригинальные типы орудий, многие из которых остались на вооружении армии и во время войны.

 

В первой половине 1941 г. в серийном производстве находились: полевые орудия — 76-мм, 122-мм пушки, 152-мм гаубица, 152-мм гаубицапушка, 203-мм гаубица; зенитные орудия — 37-мм автоматическая пушка и 85-мм пушка; танковые орудия — 45-мм и 76-мм и др. Некоторые образцы артиллерийских орудий — 210-мм пушка, 280-мм мортира, 305-мм гаубица и другие — были в это время сняты с производства.

 

Выдающимся успехом увенчался труд ученых и конструкторов по созданию реактивного оружия. Были усовершенствованы реактивные снаряды калибром 82 мм и 132 мм и боевая установка БМ-13. В декабре 1939 г. было решено изготовить опытные образцы. Создатели нового оружия Ю. А. Победоносцев, И. И. Гвай, Л. Э. Шварц, В. А. Артемьев, Ф. Н. Пойда, А. П. Павленко, А. С. Попов, А. С. Пономаренко удостоились Государственной премии.

 

В июне 1941 г. на смотре образцов вооружения Советской Армии, на котором присутствовали руководители Коммунистической партии и Советского правительства, были представлены четыре боевые установки, смонтированные на шасси автомобиля ЗИС-6. Из боевых установок произвели по одному залпу.

 

Как показали испытания, сила нового оружия заключалась в массированном огне. Каждая боевая установка БМ-13 залпом за 8 — 10 секунд выпускала 16 снарядов, батарея из четырех машин — 64 снаряда. 21 июня 1941 г. было решено начать серийное производство реактивных снарядов и боевых установок БМ-13.

 

Артиллерийские орудия советского производства, как правило, имели высокие боевые качества, а многие из них были лучшими в мире: 122-мм гаубица образца 1938 г., 152-мм гаубица-пушка образца 1937 г., 37-мм зенитная пушка образца 1939 г., 85-мм зенитная пушка образца того же года.

 

Однако некоторые орудия по своим боевым и эксплуатационным данным уже устарели. Не отвечала новым тактико-техническим требованиям 76-мм зенитная пушка образца 1938 г. (ее производство было приостановлено в 1940 г.), не оправдала себя в боевой обстановке 107-мм пушка образца 1940 г. (ее выпуск прекратился в 1941 г.), а также противотанковая 45-мм пушка образца 1937 г.

 

Общий объем производства орудий в СССР был сравнительно высоким. В 1940 г. артиллерийская промышленность выпустила более 15 тыс. артиллерийских систем всех калибров и типов (полевых, противотанковых, танковых, зенитных и авиационных){1156}.

 

С мая 1940 г. до начала Великой Отечественной войны орудийный парк СССР возрос более чем в полтора раза.

 

Увеличивалось производство минометного вооружения. Бои с японскими агрессорами в районе реки Халхин-Гол и военный конфликт с Финляндией показали, что Советская Армия недостаточно вооружена минометами. В январе 1940 г. вопрос об увеличении производства минометного вооружения обсудило Политбюро ЦК партии{1157}. В 1940 г. и первой половине 1941 г. производство минометов, в том числе 120-мм и 82-мм, значительно возросло. [385] Промышленность производила все виды стрелкового вооружения. Многие из них не уступали лучшим образцам пехотного оружия капиталистических государств.

 

В 1940 г. промышленность выпустила около 2 млн. винтовок, пулеметов и другого стрелкового оружия. К лету 1941 г. была произведена первая большая партия пистолетов-пулеметов (автоматов) — более 100 тыс. штук.

 

Сравнительно небольшой объем производства пистолетов-пулеметов объяснялся тем, что промышленность в то время еще перестраивалась на выпуск этого вида стрелкового вооружения. В целом же масштабы производства стрелкового оружия удовлетворяли нужды армии и флота.

 

Германия производила автоматического оружия в это время больше, чем Советский Союз. В 1940 г. она выпустила стрелкового автоматического оружия для пехоты 171 тыс., а в 1941 г. — 325 тыс. штук{1158}.

 

Быстро развивалась советская военная судостроительная промышленность. В систему Наркомата судостроительной промышленности входил 21 завод. На судостроительных предприятиях трудились десятки тысяч рабочих. Заводы имели хорошо оборудованные стапеля, в том числе для постройки крупнейших кораблей — линкоров и тяжелых крейсеров. Промышленность располагала развитой сетью конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Над созданием новых кораблей работала большая группа ученых, конструкторов и инженеров, среди них С. В. Киткин, В. Н. Костенко, А. Н. Маслов, Б. М. Малинин, В.Ф.Попов, М. Я. Яновский и другие.

 

Производство военных кораблей в СССР характеризовалось высоким уровнем специализации и кооперирования. В кооперации с предприятиями Наркомата судостроительной промышленности находилось более 200 заводов других отраслей промышленности.

 

В 1939 г. Комитет Обороны при СНК СССР вынес решение о резком сокращении числа строящихся линкоров и тяжелых крейсеров, а с начала июля 1941 г. их строительство было прекращено. Основные усилия были перенесены на строительство легких сил флота. За 1939 — 1940 гг. мощности судостроения увеличились в 3 раза.

 

В течение 1938 — 1940 гг. промышленность передала Военно-Морскому Флоту 265 новых боевых кораблей различных классов{1159}.

 

Большое внимание уделялось улучшению базирования флота. В декабре 1939 г. в системе Наркомстроя было создано Главное управление специального гидростроительства (Главспецгидрострой) под руководством заместителя народного комиссара по строительству А. Н. Комаровского. Эта организация сосредоточила в своих руках осуществление работ по реконструкции основных баз флота. Главспецгидрострой успешно справлялся с полученными заданиями, внося тем самым вклад в повышение боеготовности флота.

 

Сложным и затяжным процессом было развитие промышленности боеприпасов. С возрастанием опасности войны ускорялось строительство новых и расширение действующих заводов боеприпасов на Урале, в Сибири, в Заволжье.

 

В январе 1941 г. для централизации руководства строительством предприятий боеприпасов в Наркомстрое было создано отдельное управление — Главбоеприпасстрой. В результате принятых организационных мероприятий и развития научно-технической мысли в СССР было налажено производство почти всех видов боеприпасов, за исключением [386] подкалиберных и кумулятивных снарядов. Выпуск их был освоен лишь в годы войны.

 

Боеприпасы, поступавшие в Советскую Армию и на Флот, имели высокие баллистические свойства, а некоторые виды боеприпасов по своим данным превосходили зарубежные образцы.

 

Выпуск снарядов, мин и авиационных бомб в предвоенное время возрастал из месяца в месяц. Так, если их производство в январе 1941 г. принять за 100 процентов, то в марте оно составляло 128,3, в мае — 146,2, а в июне — 166,4 процента. Следовательно, всего за шесть месяцев выпуск важнейших видов боеприпасов увеличился более чем в 1,5 раза{1160}. Это был значительный успех. Однако фашистская Германия в это время производила боеприпасов больше, чем Советский Союз. В 1940 г. она выпустила орудийных снарядов только калибром свыше 75 мм — 27 млн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: