Таблица 24. Силы европейских союзников фашистской Германии, выделенные для агрессии против СССР 9 страница

 

Боевой состав армии в обороне на важном операционном направлении мог достигать 12 — 15 стрелковых, 1 — 2 танковых, 1 авиационной дивизий, 4 — 5 артиллерийских полков РГК и других средств усиления. Армия строила оборону, располагаясь, как правило, в один эшелон с выделением в резерв 1 — 2 дивизий, в том числе танковой.

 

Армейская оборонительная операция представлялась как искусно организованные боевые действия войск сначала в передовой оперативной зоне и, если врагу удастся ее преодолеть, то в главной — тактической зоне обороны. Затем ослабленный враг попадал под мощный фланговый контрудар сил армии и фронта, который сокрушал противника.

 

Таким образом, советская военно-теоретическая мысль, активно отозвавшись на события начавшейся мировой войны, за короткие сроки сумела с достаточной полнотой определить характерные особенности развертывавшихся военных действий. Были конкретизированы и получили развитие важнейшие положения военного искусства. Хотя советская военная теория оказалась несвободной от целого ряда недостатков, ее выводы и обобщения во многом обогатили практику строительства вооруженных сил. Специфической особенностью развития советской военной теории являлось то, что почти одновременно с обобщением опыта мировой войны шло внедрение в жизнь научных рекомендаций. Разрабатывался новый Полевой устав, проект которого вышел в июне 1941 г., вносились [415] изменения в боевые уставы родов войск. Нападение фашистской Германии произошло в тот момент, когда внедрение в практику новых военно-теоретических положений началось во всех штабах и соединениях.

 

2. Организационное укрепление и техническое оснащение Советских Вооруженных Сил

 

Опасность быть втянутым в мировую войну, возраставшая по мере расширения фашистской агрессии в Европе и усиления военных приготовлений милитаристской Японии в Маньчжурии, потребовала от Советского государства осуществления крупных мероприятий по повышению обороноспособности страны и боеготовности армии и флота.

 

1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, который закрепил переход армии и флота на кадровый принцип комплектования и организации. Закон установил новые сроки службы для рядового и младшего начальствующего состава: в сухопутных войсках и авиации — до трех лет, на флоте — до пяти лет. Призывной возраст по новому закону понижался с 21 года до 19 лет, а для окончивших полную среднюю школу — до 18 лет.

 

Введение всеобщей воинской обязанности имело важное значение для укрепления оборонной мощи Советского Союза. Оно позволило значительно увеличить численность Вооруженных Сил, повысить уровень обучения войск, готовить многочисленные людские резервы.

 

Одновременно с осмысливанием уроков первых кампаний войны в Европе, а также опыта боевых действий Советской Армии органы военного управления разрабатывали предложения по реорганизации Вооруженных Сил и повышению их боевой готовности. В Наркомате обороны были созданы комиссии по военно-воздушным силам, автобронетанковым войскам, партийно-политической работе, штатно-организационной структуре войск, военному снабжению, командным кадрам, боевой подготовке и другие. Они выработали рекомендации, на основе которых ЦК ВКП(б) и Советское правительство приняли важные решения об улучшении руководства Вооруженными Силами, их техническом оснащении, обучении и воспитании.

 

Были произведены изменения в руководстве Советской Армией. 8 мая 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР назначил народным комиссаром обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Бывший нарком обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов возглавил Комитет Обороны при СНК СССР.

 

Маршал С. К. Тимошенко, незадолго перед этим успешно руководивший боевыми действиями советских войск в вооруженном конфликте с Финляндией, приобрел богатый боевой опыт. Он приступил к выполнению своих обязанностей, получив задачу устранить недостатки в организации и подготовке войск, выявленные в ходе боевых действий Советской Армии.

 

Перестройка органов военного управления проходила под непосредственным руководством ЦК ВКП(б). В середине 1940 г. партийно-правительственная комиссия, изучив работу руководящих органов армии, указала на пути ее совершенствования. Было установлено, в частности, что Положение о Народном комиссариате обороны, утвержденное правительством в 1934 г., устарело, не соответствует структуре армии и не отражает современных задач{1236}. Во второй половине 1940 г. штатная организация Народного комиссариата обороны подверглась изменениям, обеспечивавшим [416] превращение его в более гибкий орган управления Советской Армией.

 

Структура Генерального штаба была приведена в соответствие с его возросшей ролью в разработке планов обороны, организации и вооружении войск, руководстве боевой подготовкой и обобщением опыта войны. Основные отделы Генерального штаба были реорганизованы в управления. В январе 1941 г. он состоял из восьми управлений (оперативного, разведывательного, организационного, мобилизационного, военных сообщений, устройства тыла и снабжения, укомплектования войск и военно-топографического) и четырех отделов (укрепленных районов, военно-исторического, кадров и общего). В центральном аппарате Народного комиссариата обороны наряду с Генеральным штабом имелись главные управления, управления, различные инспекции, отдел материальных фондов и бюро изобретений.

 

В начале 1941 г. были утверждены положения о главных и центральных управлениях Наркомата обороны. На начальников управлений возлагалась ответственность за боевую и мобилизационную подготовку определенного рода войск, своевременное его материальное обеспечение, совершенствование вооружения и техники и использование кадров. Для проверки боевой учебы войск создавались инспекции.

 

К началу войны Советская Армия имела 1 фронтовое, 16 окружных и 20 армейских управлений. С объявлением мобилизации предусматривалось на базе приграничных округов развернуть фронты, а на базе внутренних округов — резервные армии. Каждый приграничный округ включал 2 — 4 армии, отдельные механизированные и стрелковые корпуса, военно-воздушные силы, несколько полков артиллерии РГК, части специальных войск, тыловые части и учреждения.

 

Каждое армейское управление было рассчитано на руководство 2 — 3 стрелковыми корпусами. В случае войны в состав некоторых армий намечалось включить по одному механизированному корпусу и одной смешанной авиационной дивизии.

 

Реорганизацию претерпел и Военно-Морской Флот. Были укреплены управления и отделы Главного морского штаба. Флоты пополнялись новыми соединениями и кораблями, на Балтике строились новые базы. В 1940 г. были сформированы Дунайская и Пинская речные военные флотилии.

 

Одновременно с реорганизацией армии и флота проходило организационное укрепление и техническое переоснащение пограничных войск и войск НКВД, которым отводилась важная роль в обороне Советского государства.

 

Развертывание армии и флота потребовало увеличения численности командного, политического и инженерно-технического состава. Создавались новые и расширялись существовавшие военно-учебные заведения. Быстро росло число военных училищ. Только в 1940 г. было сформировано 42 училища. Всего к началу войны работало 19 академий, 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях, 7 высших военно-морских училищ, 203 военных училища и 68 курсов усовершенствования. В 1941 г. в военно-учебных заведениях и на курсах обучалось свыше 300 тыс. слушателей и курсантов{1237}. В первой половине 1941 г. было направлено в войска из училищ и академий почти 70 тыс. выпускников. Значительно расширилась сеть военно-политических училищ. К началу 1941 г. их стало 26. Однако командного состава накануне войны недоставало, так как шло быстрое увеличение численности Вооруженных Сил. [417]

 

Реорганизация армии и флота, в частности переход войск на новые штаты, вызвала большую перестановку кадров. Многие командиры среднего и старшего звеньев были повышены в должности или переведены на службу в технические рода войск. К началу войны они не успели приобрести опыта работы в новых должностях. Должности же командующих округами и армиями на 100 процентов были укомплектованы генералами, имевшими боевой опыт, 70 процентов из них закончили высшие военно-учебные заведения.

 

В августе 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в Вооруженных Силах было установлено единоначалие, упразднен институт военных комиссаров и введен институт заместителей командиров и начальников по политической части. Командир-единоначальник нес полную ответственность за обучение, материально-техническое обеспечение войск, воспитание личного состава.

 

Введение единоначалия укрепляло авторитет командира и улучшало условия для повышения боевой готовности войск. В мае 1940 г. были остановлены генеральские и адмиральские звания для высшего командного состава армии и флота, в ноябре 1940 г. — новые звания для рядового и младшего начальствующего состава.

 

Сложной задачей военного строительства являлось обеспечение оптимального соотношения между видами вооруженных сил. С одной стороны, требовалось продолжить усиленное развитие таких технически емких видов вооруженных сил, как авиация, войска противовоздушной обороны военно-морской флот. А с другой — необходимо было учитывать, что вероятные противники — Германия и Япония — имеют большие сухопутные армии и военные действия развернутся прежде всего на сухопутных фронтах. Был взят курс на то, чтобы при общем увеличении численности вооруженных сил еще быстрее возрастал удельный вес сухопутных войск. К началу Великой Отечественной войны он достиг четырех пятых общей численности армии и флота.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: