Наименование и калибр орудия | Вес снаряда, кг | Начальная скорость, м/сек | Дальность стрельбы, км | Скорострельность, выстр./мин | Вес системы в боевом положении, кг |
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. | 14 | 760 | 4,6 | 20 | 560 |
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. | 6,2 | 387 | 8,5 | 10 — 12 | 1620 |
76-мм дивизионная пушка обр. 1939 г. | 6,2 | 680 | 13,3 | 15 — 20 | 1480 |
122-мм гаубица обр. 1938 г. | 21,7 | 515 | 11,8 | 5 — 6 | 2500 |
122-мм пушка обр. 1931/37 г. | 25 | 800 | 19,7 | 5 — 6 | 7120 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. | 43,5 | 655 | 17,2 | 3-4 | 7129 |
152-мм гаубица обр. 1938 г. | 40 | 508 | 12,3 | 3 — 4 | 4150 |
203-мм гаубица обр. 1931 г. | 100 | 607 | 18,0 | 0,5 — 1 | 17700 |
280-мм мортира обр. 1939 г. | 286 | 356 | 14,4 | 0,5 | 17600 |
305-мм гаубица обр. 1939 г. | 465 | 410 | 10,4 | 0,5 | 45700 |
25-мм зенитная пушка обр. 1940 г. | 0,28 | 910 | 2,4/2,0{~1} | 250 | 1060 |
37-мм зенитная пушка обр. 1939 г. | 0,77 | 880 | 4 0/3 0{~1} | 180 | 2100 |
76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. | 6,6 | 813 | 14,6/9,5{~1} | 20 | 4300 |
85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. | 9,2 | 800 | 15,5/10,5{~1} | 15 — 20 | 4300 |
82-мм миномет обр. 1937 г. | 3,4 | 211 | 3,1 | 25 | 61 |
120-мм миномет обр. 1938 г. | 16 | 272 | 5,7 | 12 — 15 | 280 |
{~1}Знаменатель — досягаемость по вертикали.
|
|
Перед войной происходило сокращение кавалерии. Личный состав и боевая техника многих кавалерийских дивизий поступали на формирование механизированных корпусов. К началу Великой Отечественной войны в армии оставалось четыре управления кавалерийских корпусов, девять кавалерийских и четыре горно-кавалерийские дивизии.
Реорганизации подверглись воздушно-десантные войска. До 1941 г. они были малочисленны. К тому же для десантирования войск не имелось достаточного количества транспортных самолетов. В апреле 1941 г. вместо ранее существовавших шести воздушно-десантных бригад началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов. В состав каждого из них намечалось включить три воздушно-десантные бригады и отдельный батальон легких танков. Из-за ограниченного времени сформировать корпуса к началу войны не удалось. Боеспособными единицами являлись лишь ранее существовавшие воздушно-десантные бригады. Для руководства боевой подготовкой и материально-техническим обеспечением войск в Наркомате обороны в первой половине июня 1941 г. было создано Управление воздушно-десантных войск.
Происходил качественный и количественный рост Военно-Воздушных Сил. В ходе финляндско-советского военного конфликта выявились существенные недочеты в их организации, вооружении и работе авиационного тыла. Штатная организация авиации на основе бригад ограничивала ее массированное использование. Аэродромная сеть, особенно в приграничных районах, нуждалась в расширении и устройстве бетонных взлетно-посадочных полос для самолетов новых типов. [422]
|
|
Коммунистическая партия и Советское правительство, учитывая опыт военных действий, решительно добивались улучшения организации и технического оснащения авиации. Военно-воздушные силы строились как самостоятельный вид вооруженных сил, подразделяясь на авиацию Главного Командования (Дальнебомбардировочную), фронтовую (ВВС округов), армейскую (общевойсковых армий) и войсковую (корпусов и дивизий).
В июле 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров приняли решение о переводе ВВС на дивизионную организацию. Авиация Главного Командования должна была состоять из дивизий однородного состава, объединенных в корпуса; фронтовая — из отдельных бомбардировочных, истребительных и смешанных дивизий, в которые входили полки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей; армейская — из отдельных смешанных дивизий. Стрелковым корпусам передавались корпусные авиационные эскадрильи, состоявшие из самолетов-разведчиков, корректировщиков и самолетов связи.
Смешанные дивизии предназначались для поддержки общевойсковых армий из расчета одна дивизия на армию первого эшелона фронта. Истребительные дивизии предусматривалось применять для прикрытия войск с воздуха и организации ПВО страны. Бомбардировочные дивизии намечалось использовать как средство фронтового командования. Количество полков, входивших в дивизию, было непостоянным. Смешанные дивизии включали четыре-пять полков, в том числе один-два бомбардировочных, один-два истребительных, а некоторые дивизии имели, кроме того, по одному штурмовому полку.
В ноябре 1940 г. было принято постановление о создании Дальнебомбардировочной авиации в составе 5 авиационных корпусов. 25 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР специальным постановлением «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» утвердили план Наркомата обороны по дальнейшему развитию ВВС. Намечалось сформировать 106 авиационных полков и вооружить их новой техникой, укрепить учебно-материальную базу ВВС.
В апреле 1941 г. было решено приступить к реорганизации базирования авиации. В Военно-Воздушных Силах стала вводиться новая автономная система авиационного тыла. На территории приграничных военных округов развертывались районы авиационного базирования, каждый из которых предназначался для обслуживания двух-трех авиационных дивизий или одного корпуса авиации дальнего действия. В состав района входили две-три авиационные базы, имевшие по четыре-пять батальонов аэродромного обслуживания из расчета один батальон на авиационный полк.
Для обеспечения высокой боевой готовности и маневренности авиации предусматривалось на один полк иметь три аэродрома. Но развитие аэродромной сети отставало от развертывания авиации. В начале 1941 г. было предпринято строительство новых аэродромов с укладкой бетонных полос, возведение складов горючего и боеприпасов. Для выполнения плана строительства было сформировано 100 аэродромно-строительных батальонов. Кроме того, в конце марта было разрешено перебросить 25 тыс. рабочих с дорожных работ на завершение ранее начатого строительства 251 аэродрома{1242}.
Весной 1941 г. в западных приграничных округах на многих действовавших аэродромах, где должны были базироваться новые самолеты, началось бетонирование взлетно-посадочных полос. Самолеты пришлось [423] перебросить на другие аэродромы. Боевых машин на них оказалось больше допустимого количества. Это ухудшало условия боевой подготовки и делало авиацию более уязвимой в случае воздушного нападения.