Поддержка Семья Соучастие

III. Беседа по вопросам.

Каковы устремления Журдена

(Журден – богатый мещанин. Он мечтает  о своём социальном преображении: желает приобрести титул и тем самым

встать вровень со знатью. Журден хочет преобразиться и внутренне: обзавестись всеми качествами и признаками аристократа. На старости лет он стал обучаться Аристократическим манерам, завел у  себя дома целый штат учителей.)

Каким видится нам господин Журден? Только

Ли смешон этот персонаж?

(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»

Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей… когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)

 

Как Журден добивается поставленной цели?

(Журден слепо перенимает привычки и образ жизни дворян, ведь он готов «отрубить себе два пальца на руке, лишь бы … родиться графом или же маркизом».

Он нанимает учителей, от которых нет никакой пользы, устраивает для знатных особ роскошные обеды и празднества, дарит им драгоценности, дает деньги взаймы (заведомо без отдачи). Он готов терпеть неудобства и даже унижения, принимая их за привилегии знати: влезает в шутовской костюм, надевает узкие чулки, которые никак не натягиваются. Всё это вызывает насмешки окружающих.)

Почему Журден оказывается в

Комических ситуациях?

(Журден выглядит глупо, потому что его поведение не соответствует привычному образу жизни буржуа, потому что он нарушает привычный порядок, зря растрачивает деньги. Здравый смысл и практицизм соседствуют в нем с поразительным легковерием и глупостью. Герой с готовностью принимает за истину любую очевидную нелепицу, надеясь таким образом продвинуться к намеченной цели – высшему свету.)

На чем основано такое фанатичное до

Глупости стремление Журдена? Почему он

Непременно хотел стать дворянином?

(В сознании Журдена глубоко укоренилась мысль о превосходстве дворянства над всеми сословиями в государстве. Его богатый жизненный опыт на каждом шагу подтверждал привилегии и преимущества принадлежности к высшему классу. Войти в круг этих людей Журден считал возможным благодаря нажитому им состоянию. Стремление Журдена не было чем-то исключительным. Многие разбогатевшие буржуа мечтали о том же. Мольер лишь показал, до какого абсурда можно дойти, когда чувства мелки, стремления ничтожны, поступки вызывают заслуженную насмешку.)

Каковы для Журдена последствия его

Стремлений «во дворянство»?

(Журден своим новым образом жизни, своим безрассудством ставит себя в неестественное положение, становится беззащитным. Поэтому он оказывается игрушкой, источником удовольствия, а порой и существования людей, «благородных» по рождению, но заведомо недостойных и до крайности несимпатичных: графа Доранта и маркизы Доримены.)

Какими изобразил Мольер Доранта и

Доримену?

(Дорант изображен сатирическими красками. Пронырливый, циничный и несколько трусоватый Дорант лишен тех благородных качеств, которыми должен обладать дворянин. Он принадлежит к той части разорившегося дворянства, которая утратила возможность, но не желание широко пожить. В сущности Дорант торгует своим титулом, эксплуатируя тщеславие Журдена. Он откровенно демонстрирует свой финансовый интерес, лишь слегка прикрывая его витиеватыми речами и показной изысканностью. Доримена – «интересная» вдова, далека от образа «Прекрасной дамы». Её интересы вполне реальные, земные. Её «светскость» заключается в основном в жеманстве и фальшивой утонченности.)

 

Выделите основные черты классицизма в данной комедии?

В пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» не соблюдены все три основные единства. Соблюдено единство времени: действие комедии происходит за 24 часа.

Соблюдено единство места: действие происходит только в доме господина Журдена. Н соответствует единство действия: в комедии 3 сюжетных линии вместо одной. Герои нечетко делятся на положительных и отрицательных, так как в положительных героях проявляются отрицательные черты, а в отрицательных – положительные качества. «Система амплуа» в комедии представлена.

Дорант (первый любовник) – Доримена (идеальная героиня) – Журден (второй любовник, неудачник). Субретка – горничная Николь. Резонёр – Клеонт.

Какова авторская позиция в комедии?

(Авторская позиция проявляется в сатирическом изображении пороков. Насмешка, от мягкой и доброжелательной до откровенно злой, становится ведущим художественным средством Мольера. Хотя, следуя традициям классицизма, Мольер и выпячивал ту или иную черту героев, его художественное обобщение делало образы типичными, точно вкрапленными в живую ткань общества, связанными со своим временем.)

IV. Итог урока.

Мольер считал, что «задача комедии – рисовать человеческие недостатки вообще и главным образом – недостатки современников». По его мнению, перед комедией стоят две задачи. Первая и главная – поучать людей, вторая и второстепенная – развлекать их. Если лишить комедию назидательности, она превратиться в пустое зубоскальство; если отнять у неё развлекательные функции, она перестанет быть комедией, и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Словом, «обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».

Д/з: Найти черты классицизма в комедии

 

 

Творчество выдающегося австрийского писателя Ф.Кафки до сих пор вызывает много споров. В литературе 20 столетия трудно найти столь парадоксальную личность. Писатель превратился в одного из зачинателей нового литературного направления – модернизм, который впоследствии освоили представители литературы, искусства, философии, психологии и самых различных отраслей мировой гуманитаристики. Ф. Кафку считали пророком 20 столетия, основоположником темы абсурда. Писатель глубоко раскрыл кризис мещанского общества с его бездуховностью, выдвинул множество идей и проблем, которые волнуют человечество и сегодня. Отталкиваясь от философии Ф.Ницше, он трагически и пессимистично рассматривал человека как жертву судьбы. По его мнению, человек – прах, он обречен на одиночество, страдания и муки.

Безотрадным, безграничным пессимистом сделала Ф.Кафку сама жизнь. Отец отличался деспотичным характером, был в семье настоящим тираном. Сына он считал неудачником, упрекал его за неумение «крутиться» в жизни. К литературной деятельности Франца отец относился с пренебрежением, ранимый и впечатлительный Ф.Кафка чувствовал свою вину перед отцом – это отразилось в его творчестве. Он остро ощущал свое одиночество, отчужденность от людей – как от родных, так и чужих.

Кафка оставил после себя множество рукописей, которые завещал уничтожить. Но его друг М.Брод не выполнил завещания и опубликовал 9 томов произведений писателя.

Художественный мир Ф.Кафки очень необычен – в нем много фантастического, сказочного, которое органически связано с реальным чудовищным и ужасным, жестоким и безумным миром.

Сюжет новеллы Ф.Кафки «Превращение»?

Грегор Замза всю свою жизнь посвятил семье. Отец Грегора растратил свои сбережения, и сын вынужден служить одному из многочисленных кредиторов, став коммивояжером. Отец потерял работу, мать больна астмой, сестра Грета еще слишком молода, чтобы работать. Поэтому Грегор так много ездит, предлагая образцы тканей клиентам.

Действие новеллы происходит в перерыве между поездками Грегора. Он ночует дома, именно тогда с ним и происходит ужасное, невероятное превращение:

Текст. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…»

Родители Грегора перепуганы тем, что случилось: сын не встал утром для очередной коммивояжерской поездки.

Страх становится паническим, когда появляется представитель фирмы,- ведь Грегор теряет работу, отец вынужден теперь ее искать, мать тоже должна брать работу на дом, сестра – вести домашнее хозяйство.

Жизнь семьи совершенно меняется, и виноват во всем этом Грегор. Отец возненавидел сына, сестра становится жестокой.

Грегор страдает, но сохраняет человеческое мышление, о семье думает с нежностью и любовью. Наконец Грегор осознает, что ему ничего иного не остается, как освободить всех.

Раненный отцом в очередной стычке, Грегор заболел, утратил аппетит и умер в одиночестве и страданиях. Семья воспринимает случившееся как должное.

Текст. Служанка: «…Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит совсем-совсем дохлое!». Страшной была реакция отца: «Ну вот, теперь мы можем поблагодарить Бога». Чудовищная, уродливая реакция на смерть близкого человека поражает бездушием.

Франц Кафка однажды сказал, что «книга должна быть топором для моря, замерзшего в нас». Мир, в котором живет человек, очень не прост, жизнь заполнена трудом, хлопотами, решением проблем. И, к сожалению, многие что-то важное теряют, что-то главное остывает, что-то необходимое покидает наши души. Подумайте, что же хотел Кафка пробудить в каждом из нас, когда создавал новеллу «Превращение»?

О чем говорят выписки из дневника писателя. Попытайтесь понять состояние его души.

1.  «Каждый человек безвозвратно потерян в самом себе…» Он не просто глубоко одинок, в нем «жажда беспредельного одиночества», он стремится «быть с глазу на глаз с самим собой».

2. «Человек чувствует себя пленником на этой земле, ему тесно, его охватывает чувство грусти, слабости, болезни, его посещают безумные видения узника, никакие утешения не могут его утешить…перед лицом грубого факта его несвободы. Но если спросить его, чего он, собственно, хочет, то он не сможет ответить, ибо он – это один из самых веских его доводов – не имеет ни малейшего представления о свободе».

3. «Был у Баума…Такое ощущение, будто меня связали, одновременно другое ощущение, будто, если бы развязали меня, было бы еще хуже».

Вывод: Человек ощущает одиночество и тяготеет к нему. Рождается это ощущение из осознания несвободы. Познать мир можно, лишь познав самого себя. Связи с другими людьми, даже близкими, считает Кафка, иллюзорны, неустойчивы. Это чувствуется в новелле «Превращение».

Учитель: Каков же мир семьи Грегора Замзы? Чтобы понять это, давайте составим интеллект-карту. Ваш лист – это просто проекция всего дерева интеллект - карты на плоскости бумаги. Принципом построения интеллект-карты является нелинейное построение. Стрелки могут идти куда угодно.

А) Составление интеллект – карты

Задание: Составить интеллект-карту на тему: «Что вы вкладываете в понятие семья»? В какой цвет вы окрасите эти понятия? Какие эмоции в жизнь человека несут они?

Любовь Взаимопонимание Сочувствие

Поддержка Семья Соучастие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow