Проверим домашнее задание.
- Вставьте пропущенные слова и запишите в тетрадь(только пропущенные слова, предложения переписывать не нужно)
1. Ранним майским утром к гостинице... подкатил светло-серый автомобиль.
2. Почетный гость приехал из....
3 Директор с... помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на... этаж.
4 Над деревьями прострекотал маленький... — воздушное....
5 Оставив Электроника, профессор подошел к..., набрал на диске номер.
6 «Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться...».
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Ё. Серова
— Вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи по цвету и оба растут на полянках.)
— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?
- Что ей помогло в этом? (Фантазия.)
|
|
— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две — с удивлением, остальные — загадочно.
- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова. Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непонятные слова и выражения. Проверим, все ли вам понятно в тексте.
- Как вы поняли значение слов?
КИБЕРНЕТИК— (специалист по кибернетике).
КИБЕРНЕТИКА — (наука об общих закономерностях процессов
управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).
КОНТРАБАС— (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра).
- Подберите синонимы к слову «прозрачный». (Чистый, незамутненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; ясный.)
- Как вы понимаете выражение «город раздался и похорошел»?
- Что такое сюрприз? (Приятная неожиданность.)
- Что вы узнали о профессоре Громове?
- Чем он занимается?
- Куда он приехал?
- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.
- Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелым?
- Сравните описание города с обычным, в котором мы живем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
- Прочитайте о том, как профессор открыл чемодан.
- Почему он долго смотрел на спящего?
- Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?
- Отчего он дернулся?
- Как вы считаете, побег Электроника -это протест или каприз?
- Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?
- Как он это сделал?
- Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что автор хотел показать читателю?
|
|
— Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?
— Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии? Объясните.
— Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?
— Почему Электроник сбежал от профессора?
— В чем Электроник похож на обычного мальчика?
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Поработайте над тестом. Вставьте пропущенные слова.
— Каким вы представляете себе Электроника? Расскажите.
— Как вы думаете, в какое время могли происходить такие» события?
— Что вы знаете о современных достижениях в области кибернетики?
Домашнее задание
Составить рассказ «Наш друг Электроник».
______________________________
Тема: Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра
Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом речевой разминки, заданиями, магнитная азбука, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Рассказы учащихся «Наш друг Электроник».)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
(Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».)
— Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?
— Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)
— Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей Галактике.)
— Кто из вас смотрел о ней кинофильм?
— Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)
— Определите задачи урока.
— Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, который мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?
— Как вы думаете, о чем может говориться в таком произведении?
(Прогнозирование текста.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева
— Расшифруйте, что здесь написано, и вы узнаете настоящее имя писателя. (Игорь Всеволодович Можейко.)
SHWLrGOVlPSWb WBLSCSGEWBlLOSVЛOGЩOWBVSИЧGMWSЮЖGWEVSЙLlKOSL
(Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»
(Чтение текста на с. 150-156 учебника.)
— О каком приключении Алисы вы прочитали?
|
|
— В чем заключается фантастичность, необычность произошедшего в повести?
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...