Урок может состоять из следующих структурных компонентов:
1. Беседа по рисунку, конфигурация которого напоминает форму изучаемого элемента.
В процессе беседы дети уточняют свои знания об изображенном предмете, обобщают сведения о нем. Можно использовать рассказ, сказку, загадку, сделать звуковой анализ слова. Ребята подчеркивают сходство формы, например, шеи лебедя, с изучаемым элементом (линии с закруглением вверху и внизу).
На уроке знакомства с элементом “большая плавная линия” учитель предлагает детям для рассматривания иллюстрацию об игре в хоккей. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Как вы догадались, что это хоккеисты?
- Без чего не может состояться игра в хоккей? Дети делают предположения - учитель отвергает: без коньков и льда - но бывает хоккей на траве; без шайбы - но бывает хоккей с мячом; без формы - но мальчишки во дворе играют без формы. Выйти на ответ: “Без клюшки”.
- Чем же важна клюшка? Почему нельзя гонять шайбу палкой? Ребята обращают внимание на конфигурацию клюшки.
Знакомство с элементом.
Дети вычленяют этот элемент в буквах, находят среди шаблонов.
Буквы тоже любят играть в хоккей. Давайте поищем среди них хоккеистов с клюшками. Учитель предлагает ряд букв: А, Б, Л, Д, М, Я, Х, Ц. - дети выбирают. Убрав лишние буквы, учитель сообщает, что в соседнем классе дети выбрали Г, П. Правы ли ученики? Идет сравнение нужного элемента по расположению в пространстве приемом прикладывания и сравнение нужного элемента с ранее изученным “большой линией с закруглением внизу влево”.
3. Объяснение написания элемента.
На данном этапе используется показ с синхронным объяснением, либо дети делают это сами в группах. Для облегчения работы используются шаблоны этого элемента.
Учитель сообщает, что для того, чтобы элемент получался похожим на клюшку и его не путали с другим, он и пишется по-другому: не сверху, а снизу.
Подготовка детей к письму.
Этот момент включает повторение правил посадки, пользования ручкой, тетрадью; письмо в воздухе под счет.
Упражнение детей в написании элемента в тетради.
Вначале дети пишут по пунктирным линиям, а затем самостоятельно без счета и под счет. На данном этапе урока можно начать вырабатывать у детей критерии оценки письма: за правильность, красоту, аккуратность; учить их взаимооценке и самооценке.
Ребята, понаблюдайте, правильно ли пишет большую плавную линию ваш сосед и похвалите его за правильность или покажите, как надо писать.
Упражнение детей в развитии устной речи.
На данном этапе возможны: звуковой анализ слов, отгадывание загадок, загадывание слов, составление предложений и т.д.
Выполнение узора-бордюра.
Бордюры составляются следующим образом: вначале дается законченный рисунок предмета, затем заготовка рисунка в пунктире, а в третьем варианте рисунка не хватает важных элементов, которые нужно восстановить. Примеры таких рисунков можно найти в прописях О.В. Прониной.
Для закрепления движений руки при письме большой плавной линии можно предложить детям бордюр “Клоун”. На первой заготовке нужно дорисовать кисточку на шапке, пуговицы на костюме; на второй, кроме этих деталей, следует дорисовать шапку.
В результате обучения письму на подготовительном этапе дети должны усвоить основные пространственные и графические понятия, научиться правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями, овладеть элементарным навыком письма основных элементов.
Тема: « Ориентация на рабочей строке прописей. Письмо полуовалов.
Цели урока: формировать умение ориентироваться на рабочей строке, учить писать левые и правые полуовалы; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать положительное отношение к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент:
- Вот и прозвенел звонок-
Начинается урок.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
II. Актуализация необходимых знаний:
- На предыдущем уроке мы с вами познакомились с рабочей строкой.
- Как называется каждая линия рабочей строки? (нижняя, средняя и верхняя линии рабочей строки).
- Найдите рабочую строчку у себя в прописях. Работая в парах, покажите и назовите линии рабочей строки.
III. Объявление темы урока:
– Сегодня продолжим учиться выполнять задания на рабочей строке, писать левые и правые полуовалы.
- Откройте пропись на странице 22 – 23, рассмотрите страницы, определите, чем будем заниматься? (Дети пробуют установить этапы урока.)