I. Обучение письму в подготовительный период

План лекции

I. Обучение письму в подготовительный период

II. Комментарии к написанию элементов

III. Структура урока письма на подготовительном этапе

 

 

I. Обучение письму в подготовительный период

На подготовительном этапе решаются три важные задачи:

Задача 1. Сформировать у учащихся привычку правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями.

На уроках письма необходимо постоянно следить за правильной посадкой детей. Для того, чтобы она была осознана детьми, а не являлась только требованием учителя, необходимо правила правильной посадки выработать совместно с ребятами. После определения правил можно для образца использовать таблицу “Правильно сиди при письме”.

Для более скорого освоения детьми правила пользования ручкой учитель повторяет и закрепляет с ними названия пальцев на руке. С этой целью можно использовать различные игровые упражнения. Например, “Назови пальчик”:

Пять пальцев на руке своей

 Назвать по имени сумей:

Первый палец — боковой,

Называется Большой;

Палец второй — указчик старательный,

Не зря называют его Указательный;

Третий твой палец как раз посредине,

Поэтому Средний дано ему имя;

Четвёртый твой палец

Зовут Безымянный,

 Неповоротливый он и упрямый;

Совсем как в семье

Братец младший — любимец,

 По счёту он пятый, зовётся Мизинец.

После подготовительной работы важно с первого раза правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Ручка лежит на среднем пальце (на первой фаланге), слева она прижимается большим пальцем. Указательный палец свободно поднимается и опускается на ручку. Мизинец и безымянный пальцы слабо подогнуты внутрь кисти руки - рука во время письма опирается на них. Дети очень любят упражнение для указательного пальчика, которое дает им психологический настрой на успех, а учителю - возможность проконтролировать положение ручки у всех учащихся сразу:

- Ребята мягко поглаживают указательным пальчиком ручку и шепотом просят ее быть умницей и писать красиво.

С первых же уроков отрабатывается правильное положение тетради на парте. Не все даже опытные учителя осознают, что наклон при письме достигается положением тетради. Нет элемента в письме “наклонная линия” - все линии прямые. Ребенок пишет все линии прямо, перпендикулярно линии края парты, к центру груди. Для осознания этого учитель проводит с детьми упражнение - опыт на альбомном листе:

- положите лист ровно, проведите прямую линию к центру груди;

- положите лист с наклоном, снова проведите прямую линию;

- рассмотрите обе линии - одинаковы ли они? Как вам удалось написать линию с наклоном? От чего зависит наклон?

- рассмотрите страничку в букваре - как там напечатаны буквы?

- рассмотрите страничку в прописи - как там написаны буквы?

- разгадайте секрет: как написать буквы с наклоном?

- Вот вы и узнали важный секрет письма.

Итак, учитель должен знать, что угол наклона при письме равен 65 градусам вправо - следовательно, тетрадь должна лежать под углом наклона влево в 25 градусов относительно линии, перпендикулярной краю стола. Если в тетради есть косые линии, то учитель может ориентировать детей на них.

В первоначальном обучении письму не должно быть пустяков. Тетрадная страничка для шестилетки - темный лес. Заблудившись на ней, ребенок испытывает панический страх. Задача учителя - тщательно продумать и осуществить работу по предупреждению тревоги у ребенка. Система этой работы должна включать упражнения:

- по ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой (“заштрихуй дорожку для медведя и муравья” и т. п.);

- по определению верхней и нижней линейки рабочей строки (“поставь точку”, “нарисуй крестик, нолик” и т.п.);

- по определению середины нерабочей строки (“попади в цель” и т.п.);

- по определению рабочей страницы, полей и одновременно по ориентированию на странице тетради (“нарисуй солнышко в правом верхнем углу, а цветок - в левом нижнем углу” и т.д.)

Задача 2. Познакомить с основными направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, круговые движения), одновременно формируя понятие о прямой (горизонтальная, вертикальная, с наклоном), полуовальной и овальной линиях.

Задача 3. Познакомить с основными элементами графической системы и отработать их начертание.

На подготовительном этапе учитель должен научить детей писать все элементы графической системы. Прежде всего нужно позаботиться о мотивационной стороне. У детей желание научиться писать велико, но чтобы направить это желание на письмо элементов, можно использовать аналитический прием выделения нужного элемента в алфавите письменных букв.

- Давайте посмотрим, сколько букв мы сумеем написать, если научимся писать этот элемент. (Дети показывают в письменном алфавите буквы. Учитель может выписывать их на доске. Затем, стерев лишние элементы, оставляет нужный. Например, элемент

Проблема уроков письма на данном этапе - недостаточное количество часов, отведенное на них по программе. Выходом из данного положения может быть использование времени на стимулирующих уроках в курсе “Введение в школьную жизнь”.

Обучение детей письму элементов графической системы можно осуществлять не в тетрадях, а на листочках (четверть тетрадного листа). Это расковывает детей, снимает ненужную тревогу: все, что не удалось, можно тут же выбросить и не видеть свою неудачу каждый раз, открывая тетрадь.

При обучении письму элементов применяется прием синхронного показа с комментированием. Чтобы вовлечь детей в этот процесс, сделать их активными участниками объяснения, учитель определяет те элементы, написание которых дети смогут прокомментировать сами. С этой целью на уроке организуется парная или групповая работа:

- Сегодня к нам на урок пришли ученики лесной школы. Их учительница Сова заболела и попросила, чтобы вы помогли ее зверятам. Согласны? Ваша задача - научить своего гостя писать элемент После завершения групповой работы - проверка: пусть Зайка расскажет, как надо писать линию с закруглением вверху и внизу, а теперь Котенок и т.д.

Научив детей комментировать написание элементов, учитель сможет использовать это умение на основном этапе.

Кроме того, для активизации детей учитель может применять прием провокации: в процессе своего комментирования он намеренно допускает ошибки, которые дети в состоянии исправить, - это побуждает учащихся внимательно следить за объяснением.

 

 

II. Комментарии к написанию элементов (можно найти на сайте http://ebooks.grsu.by/kalligrafiya/2-1-obuchenie-pismu-v-podgotovitelnyj-period.htm)

Строчная прямая линия

Начинаю писать от верхней линейки рабочей строки; веду прямую линию вниз до нижней линейки. Счет: “раз”.

Большая прямая линия.

Начинаю писать от середины нерабочей строки;... (дети заканчивают сами). Счет: “раз”.

Большая прямая линия.

(самостоятельно) Счет: “раз”.

Прямая строчная линия с закруглением внизу.

Начинаю писать от верхней линейки рабочей строки; веду прямую линию вниз; не доводя до нижней линейки, закругляю, касаюсь нижней линейки; веду плавную линию в сторону вверх. Счет: “1-и”.

Прямая строчная линия с закруглением вверху.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки;...(закончить). Счет: “и-1”.

Большая прямая линия с закруглением внизу вправо.

(самостоятельно). Счет: “1-и”.

Большая прямая линия с закруглением внизу влево.

(самостоятельно). Счет: “1-и”.

Прямая строчная линия с закруглением вверху и внизу.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

Плавная строчная линия.

Начинаю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки; веду плавную линию в сторону вправо до верхней линейки рабочей строки. Счет: “и”.

Большая плавная линия.

(самостоятельно). Счет: “и”.

Линия с петлей вверху.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки; веду плавную линию вправо вверх; не доводя до середины нерабочей строки, закругляю; касаюсь середины нерабочей строки; веду прямую линию вниз, пересекая плавную на верхней линейке. Счет: “и-1”.

Линия с петлей внизу.

(самостоятельно). Счет: “1-и”.

Правый строчной полуовал.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки; веду плавную линию влево вверх; не доводя до верхней линейки, закругляю; касаюсь верхней линейки; веду полуовальную линию вниз; касаюсь нижней линейки; веду плавную линию в сторону вверх. Счет: “и-1-и”.

Правый большой полуовал.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

Левый строчной полуовал.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

Левый большой полуовал.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

Строчной овал.

Начинаю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки; веду плавную линию вправо вверх; не доводя до верхней линейки, закругляю, касаюсь ее; веду полуовальную линию вниз; закрываю овал. Счет: “и-1”.

Большой овал.

(самостоятельно). Счет: “и-1”.

Линия с четвертным овалом.

(самостоятельно).Счет: “1-и-2”.

На данном этапе работы учитель может практиковать диктанты - запись элементов по их названиям.

Одновременно с написанием элементов дети осваивают их тактирование, упражняясь в “письме в воздухе”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: