Задания 22 - 26: автор текста Д. Гранин

Вариант 2

Задания 1-3


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Научные деятели редко испытывают нервные потрясения: у них нет времени на такую роскошь. (2)Почему волнения отступают, когда человек занят? (3)Психологи объясняют … действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.


ЗАДАНИЕ 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ученые объясняют отсутствие нервных потрясений у научных деятелей тем, что у них человеческий ум не может обдумывать более чем одну проблему в одно время, поэтому научным деятелям просто некогда волноваться.
2) Даже самый гениальный человек не может в одно время обдумывать более чем одну проблему – это известный закон работы человеческого ума.
3) Научным деятелям не суждено испытать нервное потрясение, поскольку, по мнению психологов, их мозг работает иначе, чем у остальных людей.
4) У ученых нет времени на нервные потрясения, все волнения отступают, потому что у них много физической работы.
5) У научных деятелей нет времени на нервные потрясения, они редко волнуются, так как по мнению психологов, человеческий ум не может в один промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.


ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

 

 






ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕЙСТВИЕ, -я, ср.
1. Проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-либо. Машина в действии. Продлить действие договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в действие.
2. Поступки, поведение. Самовольные действия. Противозаконные действия.
3. События, о которых идёт речь. Действие происходит в 15 столетии.
4. Часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях.
5. Основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики.

 






ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый
включИшь
ерЕтик
отдалА
завИдно

 


ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Под руку попадались стеклянные банки, отбитые у какой-то скульптуры руки и ноги, ласта для подводного плавания, пара солнцезащитных очков, пустой ДИПЛОМАТ.

Он весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧЕСКИЙ, строгий и всепонимающий.

Поскольку во всех клиниках ОПЛАТА была только наличными деньгами, я решила снять некоторую сумму.

Он не просто грамотный человек, а ИСКУСНЫЙ мастер.
Есть лауреаты журналистских премий, которые за школьный ДИКТАНТ получили бы «двойку» за массу грамматических ошибок

 







ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.

Мне необходимо узнать о свободных вакансиях.

 

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Доволен ПЯТИСТАМИ друзьями
Килограмм ЯБЛОК
Согласно УТВЕРЖДЕНИЮ писателя
ЗАТАИ дыхание
ВЕСЕЛЕЕ всех

 





ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 1)Совершенно случайно, благодаря потерянному портсигару, его присутствие было обнаружено. 2)Я подумал, что, может быть, он занимается бегом, и только что прибежал из стадиона. 3)Все, кто бывали во Флоренции в те годы, помнят на вокзале старую Бэппу – продавщицу цветов. 4)Только тот, кто не бывал там, мог желать туда попасть. 5)Учитель организовал кружок пения и руководил им с большим энтузиазмом. 6)Этот консул кратко упоминается в романе «Хранителе древностей». 7)Приехав на конечную остановку автобуса в посёлок Восточный, ею были обнаружены две собаки. 8)Работая в штабе, он уже знал как о замечательных проделках лётчиков, так и партизан. 9) На экзамене достались Гурьянову "Повести Белкина".

 

 

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заг..рел (на море), приг..рь, ш..рстяной
2) д..фицит, ж..смин, бум..ранг
3) вым..рание (животных), изл..гать(факты), оп..здать
4) ав..нгард, к..равай, ог..рчение
5) д..зертир, в..ндализм, акр..бат

 


ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..имущество, пр..мудрый, пр..высить (скорость)
2) под..ячий, под..езд, четырех..язычный
3) мирово..зрение, ра..ливать, чре..мерный
4) пред..ставить, раз..гнаться, пр..язык
5) и..подтишка, ни..вергать, чере..чур










ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) юнош..ство, де..тель (культуры)
2) ветр..ный (день), вид..ть
3) разнос..ик (газет), фонар..ик
4) леле..ть, сегодн..шний
5) плам..нный, труж..ница

 

 





ЗАДАНИЕ 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) паш..щий, кудахч..щий
2) размолот..шь, распева..шь
3) преобража..мый, очаровыва..шь
4) обеспоко..нный, почист..вший
5) слыш..шь, запомн..вший

 





ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Один Торбецкий, (НЕ)ДУМАВШИЙ о присутствии в палате посторонних людей, беспокойно ворочался, ложась то на спину, то ниц, густо вздыхал и поправлял сползавшее одеяло.

Он ничего не ел уже два дня, но ему было не привыкать к такой диете, он чувствовал себя (НЕ)ПЛОХО, прихлебывал горячую воду из чашки и возился со своими деревяшками.

Рассказ и особенно мои догадки по поводу услышанного таковы, что я (НЕ)МОГУ ни описать его внешность, ни назвать имени или места работы.

Если мы когда-нибудь к нему и зайдём, то только (НЕ)СЕГОДНЯ вечером.

Он уже (НЕ)ПЕРВЫЙ раз определял координаты, и получалось, что движутся они по верху какого-то отрога почти строго на запад.

 

 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Через минуту выяснилось, что Николай Васильевич является доктором исторических наук, (ТО)ЕСТЬ человеком интеллигентным, и следовательно, Елена Наумовна не ошиблась, решив иметь с ним дело (НА)ПРЯМУЮ.

В ТО(ЖЕ) время явственно почувствовал, что всё это очень не (ВО)ВРЕМЯ.

В таком случае я должен заявить, что я снимаю с себя всякую ответственность, если (В)СЛЕДСТВИЕ незнакомства с предшествующей перепиской, а ТАК(ЖЕ) неудачного подбора личного состава произойдет катастрофа.

Алёша ДА(ЖЕ) не всерьёз, а с трепетом человека, причастного к таинству, считал себя везучим и волновался, что везение может уйти ТАК(ЖЕ) беспричинно, как и было дадено.

Наверно, там можно было бы укрыться, ТАК(КАК) стрелы и ядра с башни туда ВРЯД(ЛИ) залетали.

 

 

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Небольшие песча(1)ые бугорки на дне, под грудой излома(2)ых стволов, были окаймле(3)ы светло-си(4)им полукольцом, заполне(5)ым клубами искрящегося золота и чистейшей сини.


ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ведь в нём самом нет ни храбрости и силы льва ни скорости зайца ни мудрости филина.
2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи.
3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома.
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его.

 
ЗАДАНИЕ 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Девушка (1) сидевшая (2) рядом с молодым человеком (3) не глядя ни на кого вокруг(4) подала свой билет, и контролёр с ревнивой въедливостью прокусил и его.

 
ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Степан Митрофанович (1) вы (2) кажется (3) эти места хорошо знаете? Вот (4) там у вас в акте написано, что случилось это за девяносто вёрст от суконной фабрики, а они (5) как будто (6) служащие этой фабрики.

 
ЗАДАНИЕ 19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дубков был один из тех ограниченных людей (1) которые особенно приятны именно своей ограниченностью (2) которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон (3) и (4) которые вечно увлекаются.

 
ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока он одевался (1) радио почти не было слышно (2) но (3) когда он на секунду замер у дверей и задумался (4) всё ли он взял (5) то опять стал слышен вкрадчивый и гнусавый голос.

 













ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. (2)Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий». (3)Склоны Эльбруса — одно большое ледовое поле. (4) Вечный снег начинается с высоты около 3800 метров. (5)От фирнового покрова, покрывающего обе вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань. (6)Научные исследования показали, что двуглавый исполин — спящий вулкан, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры. (7) О том, что в его недрах сохраняются горячие массы, говорят расположенные поблизости от его склонов термальные источники. (8) В недрах Эльбруса рождаются и знаменитые лечебные воды городов-курортов Северного Кавказа: Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска.

 

 

Задания 22 - 26: автор текста Д. Гранин


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой.
(2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов».
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя.
(6)Трупы были на улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. (7)Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. (8)Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. (9)Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя!
(10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. (11)Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение «мы». (12)Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, не способные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания: «После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. (13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. (15)Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. (16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. (21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась».
По Д. Гранину

Д. Гранин (1919 – 2017гг.) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

 

 







ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Если у любого человека отнять хлеб, тепло, свет, он превратится в двуногого зверя.
2) Во время блокады многие люди теряли себя, поскольку не выдерживали испытаний.
3) Тот, кто видел блокадный город, сможет забыть об увиденном только спустя многие годы.
4) Во время блокады лишь архитектурные памятники напоминали о мирном времени.
5) Людям, на чью долю выпало перенести блокаду, пришлось очень тяжело и в послевоенное время.

 
ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 10 содержит элементы описания.
2) В предложениях 18-22 представлено повествование.
3) Предложение 22 является выводом того, о чем говорится в предложении 21.
4) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
5) Предложение 14 противопоставлено по содержанию предложению 13.

 










ЗАДАНИЕ 24

Из предложения 3 выпишите фразеологизм.

 

 

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 16–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 



ЗАДАНИЕ 26

Описывая ужасы, которые перенесли люди во время блокады, Д. Гранин использует такие тропы, как (А)____(«сквернейших» в предложении 18, «смертное» в предложении 2, «надломленного» и «искушенного» в предложении 20) и (Б)_____(«окаменелость души» в предложении 12, «заводи прошлого» в предложении 3), что придает речи выразительности.

А такие синтаксические средства, как (В)____ (в предложениях 1,2,10,16) и (Г)______ (в предложениях 11-12) помогают рассказчику наиболее точно передать свои мысли.

Список терминов:

1) метафора
2) анафора
3) фразеологизм
4) сравнение
5) эпитет
6) эпифора
7) ряды однородных членов
8) гипербола
9) ирония

 

 


ЗАДАНИЕ 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: