Исследование влияние количества поперечного армирования арматуры усиления (коэффициента поперечного армирования) на несущую способность при продавливании выполнялось на 9 КЭ моделях, моделирующих сопряжение плиты с промежуточной колонной. Все основные влияющие параметры на работу плит при продавливании – прочность бетона, геометрические размеры, продольное армирование плиты и т.д., за исключением количества поперечного армирования, сохранялись постоянными. Параметры моделей приведены в табл. 3.2.
В диссертации под коэффициентом поперечного армирования (m sw) принимается отношение площади поперечной арматуры (Аsw), попадающей в пирамиду продавливания, к площади бетона расчётного поперечного сечения (Ab). При этом размер пирамиды и угол наклона ее боковых граней принимались в соответствии с действующим нормами СП 63.13330.2012.
Изменение количества поперечного армирования достигалось изменением площади арматуры усиления при сохранении геометрических параметров расположения стержней и предела текучести поперечной арматуры. Процент поперечного армирования (m sw) варьировался в диапазоне от 0 до 0,87%.
|
|
Общий вид КЭ модели показан на рисунке 3.1. Для сокращения времени расчёта моделей использовался принцип симметрии, т.е. моделировалась четверть узла.
Результатами расчёта являлись: прогиб в середине плиты, напряжения в поперечной и продольной арматуре, характер трещинообразования и разрушающая нагрузка образцов.
Рисунок 3.1. Общий вид КЭ модели
Расположение поперечного армирование принималось в форме креста. Шаг поперечных стержней составлял s = 50 мм (0,43· h 0).
Вклад бетона Fb в общую несущую способность на продавливание Fult принимался равным прочности эталонного образца, без поперечной арматуры.
Вклад поперечной арматуры Fsw в несущую способность принимался равным разнице продавливающей силы модели с поперечной арматурой и эталонного образца.
Величины разрушающих нагрузок для численных моделей в зависимости от коэффициента поперечного армирования приведены в таблице 3.3, а графики прогибов образцов приведены на рисунке 3.2.
Таблица 3.3
Результаты расчёта
Образцы | m sw, % | Fb, кН | Fsw, кН | Fult, кН | Fult / Fb |
М0 | 0 | 318 | - | 318 | 1,00 |
М2 | 0,04 | 318 | 71 | 389 | 1,22 |
МЗ | 0,08 | 318 | 117 | 435 | 1,37 |
М4 | 0,14 | 318 | 128 | 446 | 1,40 |
М5 | 0,22 | 318 | 167 | 485 | 1,53 |
Мб | 0,31 | 318 | 226 | 544 | 1,71 |
М7 | 0,43 | 318 | 259 | 577 | 1,81 |
М8 | 0,56 | 318 | 267 | 585 | 1,84 |
М10 | 0,87 | 318 | 282 | 600 | 1,89 |
Рисунок 3.2. Прогибы численных моделей
Рисунок 3.3. Вклад поперечной арматуры в общую несущую способность на продавливание в зависимости от коэффициента поперечного армирования
Из таблицы 3.3 следует, что с ростом процента поперечного армирования несущая способность возрастает, при этом, как следует из графика на рисунке 3.2 значительно возрастают и деформации образцов в предельной стадии до 2,6 раза. Зависимость вклада поперечной арматуры в несущую способность плит от коэффициента поперечного армирования приведена на рисунке 3.3.
|
|
Из графика видно, что с увеличением коэффициента поперечного армирования повышается вклад поперечной арматуры в общую несущую способность на продавливание. Влияние зависимости носит нелинейный характер и с ростом коэффициента поперечной арматуры рост вклада поперечной арматуры в общую несущую способность образцов замедляется и при содержании поперечной арматуры свыше 0,43% несущая способность образцов практически не повышается.
Результатами расчётов установлено, что при 0 ≤ m sw ≤ 0,43% разрушение моделей происходит в зоне поперечного армирования с достижением в поперечных стержнях предела текучести (рис. 3.4). При m sw > 0,43% в поперечной арматуре не достигается предел текучести и разрушение в образцах происходит в зоне от грани колонны до 1-го ряда поперечной арматуры усиления (см. рис. 3.5).
Рисунок 3.4. Напряжения в поперечных стержнях. Образец М2
(m sw ≤ 0,43%)
Рисунок 3.5. Напряжение в поперечных стержнях. Образец М10
(m sw > 0,43%)
Из графиков на рисунках 4.4 и 4.5 следует, что напряжения в поперечных стержнях остаются равными усилию от предварительного напряжения до нагрузок, равных 30%...50% от разрушающей. Также видно, что напряжения в поперечной арматуре по удалению от колонны распределены неравномерно и с удалением от колонны затухают.
В стадии близкой к разрушению наблюдается выравнивание напряжений в стержнях с 1-го по 5-й ряд (зона от 0 до 2,2∙ h 0 от грани колонны) и достижение напряжений предела текучести.
Следует также отметить следующую особенность в моделях с m sw > 0,43% (разрушение по грани колонны): при нагрузках 90-95% от разрушающей, происходит падение напряжения в поперечных стержнях 1-го ряда. Данный эффект можно объяснить тем фактом, что при высоких коэффициентах поперечного армирования критическая трещина в плите в стадии близкой к разрушению образуется в зоне между поперечной арматурой и колонной.
Таким образом, по результатам анализа влияния количества арматуры усиления можно сделать следующие выводы:
− усиление плиты на продавливание путем постановки поперечной арматуры значительно увеличивает несущую способность до 89% и деформативность плиты при продавливании до 3 раз;
− по результатам численного моделирования не выявлено минимальное количество поперечной арматуры, т.е. даже при относительно небольшом количестве арматуры, усиление является эффективным;
− при коэффициенте поперечного армирования m sw > 0,43% меняется механизм разрушения плиты при продавливании: разрушение происходит по грани колонны, в поперечных стержнях напряжения не достигают предела текучести.