Задание по музыке для 8 а,б,в,г классов

Выполнить в тетраде по музыке. сфотографировать задание и прислать в личное сообщение в вк или прислать на электронную почту bashkova1964@list.ru с23-25.04

• Запишите в тетрадь тему урока: В концертном зале. Симфония № 7 (Ленинградская) Д.Д.Шостаковича.

• Внимательно прочитайте материал урока и письменно ответьте на вопросы в конце.

78 лет назад в осаждённом городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) состоялся легендарный концерт с исполнением седьмой симфонии Шостаковича. Она стала символом несокрушимости духа жителей и защитников Ленинграда.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906 - 1975) — выдающийся русский и советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало такого сложного исторического события как Великая Отечественная война.

В первые недели Великой отечественной войны, которую Шостакович встретил в своём родном городе — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъёмом, хотя писать симфонию получалось урывками. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал эту Симфонию быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять её. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке». Закончить симфонию удалось в эвакуации, а потом самолёт прорвался в Ленинград и доставил партитуру. Музыка отразила чувства жителей: тревогу, боль, но и в то же время веру в будущую победу, которая наполняла силами в самые тяжкие моменты блокадной жизни.

                                      Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942 года на сцене Театра оперы и балета, в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. А. Самосуда. 29 марта 1942 г. симфония была исполнена в Москве.

Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета К. И. Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой. Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нём осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушёл на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижёрскую палочку доверили Карлу Элиасбергу. «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», – вспоминала участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина.

На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулемётчик. Ударника Айдарова Элиасберг спас из мертвецкой, заметив, что его пальцы ещё шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки и приступили к репетициям.

355-й день блокады ознаменовался концертом. 9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. В этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому. 80 мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал».     

Зал филармонии был переполнен, но концерт услышали не только те, кто имел билет. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа. Произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность в защитников города.

Когда в знак начала

дирижерская палочка поднялась,

над краем передним, как гром, величаво

другая симфония началась —                               

симфония наших гвардейских пушек,

чтоб враг по городу бить не стал,

чтоб город Седьмую симфонию слушал.

И в зале — шквал,

И по фронту — шквал.

А когда разошлись по квартирам люди,

полны высоких и гордых чувств,

бойцы опустили стволы орудий,

защитив от обстрела площадь Искусств. – так написал об этом событии поэт             

                                                    Николай Савков в своём стихотворении «Шквал».

На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: