Характеристика грудного возраста

Занятие 3. Период грудного возраста. Закономерности нервно-психического и социального развития ребенка. Правила оценки нервно-психического развития ребенка периода младенчества.

Характеристика грудного возраста

Грудной (младенческий) возраст продолжается с 29-го дня жизни до 1 года. Характеризуется очень интенсивным обменом веществ, бурным ростом (масса + 7 кг, длина + 20-25 см) и активным психомоторным развитием.

Основными проблемами данного периода являются полная беспомощность, нерациональное вскармливание; особенности иммунитета: в 1 п/г – пассивный от матери, во 2 п/г – постепенное формирование активного иммунитета, что способствует повышению восприимчивости к инфекциям.

При несвоевременном решении проблем у ребенка могут возникнуть такие заболевания как: дисфункции ЖКТ, анемии, рахит, диатезы, ОРВИ бывают редко, но с осложнениями.

Основными элементами ухода и воспитания являются: рациональное вскармливание, любовь, внимание, забота, правильная реакция на плач ребенка.

 

АФО нервной системы

К моменту рождения ребенка НС наименее развита и дифференцирована. «Дозревает» прижизненно. Облагает большей пластичностью по сравнению с НС взрослого. Безусловные рефлексы новорожденного:

- стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, мигание глаз)

- физиологические рефлексы новорожденного выявляются только в первые месяцы жизни и затем исчезают (хватания, обхватывания, автоматизма ходьбы, автоматизма ползанья).

Отсутствие этих рефлексов у новорожденного, а также их сохранение после 4 - 5 месяцев жизни свидетельствуют о патологии нервной системы.

Все органы чувств к моменту рождения функционируют.

В 2 - 3 недели вырабатываются  первые простые условные рефлексы.

После  3-х месяцев условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, прочно и устойчиво;  ребенок может быстро приобрести определенные навыки поведения и привычки надолго  или навсегда. Т.о. формируется первая сигнальная система.

С 6-7 месяцев до 1,5-2 лет у малыша формируется вторая сигнальная система,  т.е. речь.

 

Поведение и воспитание ребенка первого года жизни. Формирование речи

Новорожденный ребенок в основном спит. К концу месяца вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки, на ласковую речь. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро его теряет.

 Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под воздействием взаимодействия с взрослыми.     

Новорожденного необходимо правильно «воспитывать»:

- много разговаривать с ним ласковым голосом;

- часто брать на руки, прикасаться, гладить спинку, животик;

- не оставлять без внимания его плач;

- адекватно удовлетворять все его жизненно-важные потребности.

При таком «правильном воспитании», у малыша к концу первого месяца появляется осознанная улыбка, адресованная маме (коммуникативная). Т. о., начиная со 2-го месяца жизни, младенец овладевает способностью к общению с взрослыми.

 После месяца увеличивается период бодрствования.

Малыш следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним, сосредоточивает взгляд на лице взрослого, появляется «гуление» в ответ на мелодичную речь.

Игрушки следует подвешивать на расстоянии 50 - 70 см от груди, они должны быть крупные, яркие, простой формы, немногоцветные, т.к. обилие цветов утомляет ребенка. С 1 - 1,5 месяцев обязательно необходимо ежедневно проводить массаж, сопровождая все свои действия ласковой речью.

К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радостное поведение младенца при виде взрослого.

Комплекс оживления (КО) включает 4 компонента:

- замирание и зрительное сосредоточение  - долгий пристальный взгляд на взрослого;

- улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;

- двигательное оживление  - движение головы, вскидывание ручек и ножен, прогибание спины;

- вокализации – вскрики (громкие, отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк», и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуу-лллиии и пр.)

КО имеет активную функцию, призывает взрослого  к общению, его необходимо поддерживать.

В возрасте 3-4 месяцев ребенок большую часть бодрствования должен проводить в положении на животе, это способствует нормальному психомоторному развитию:

- укрепляет мышцы спины, шеи, рук;

- малыш готовится учиться ползать, а ползание  гармонично развивает все группы мышц малыша;

-  улучшается обзор находящихся вокруг предметов;         

- способствует отхождению газов при метеоризме.

Малыш учится захватывать игрушки в кулачок, подносит их к лицу, тянет в рот. Поэтому игрушки должны быть удобные для захватывания кулачком, подвешивать их надо в кроватке над грудью на уровне вытянутой руки, прикладывать к ладошкам, побуждая захват. Форма и материал должны исключать травмирование ребенка.

Во втором полугодии ребенок начинает понимать речь («ладушки», «до свидания», названия многих предметов, находит их взглядом на вопрос взрослого «где?»). Такое понимание речи называют пассивной речью.

Начинает произносить слоги «ба-ба-та» «ма-ма-да-да». Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом.

С ребенком данного возраста следует много разговаривать, называть ему все предметы и действия с ними, комментировать вслух все моменты ухода.Игрушки должны быть более разнообразные, сложные, звучащие, двигающиеся, разборные, из различных материалов (пластмассовые, меховые, резиновые).  Их уже не подвешивают, а выкладывают в кроватку, манеж, на пол.

Для развития действий с предметами ребенку необходимо давать различные коробочки,  ведра с крышками, кастрюльки, пирамидки, матрешки - все, что можно открывать – закрывать,  чем-то заполнять, вкладывать – выкладывать, надо показать ему возможности манипулирования с этими предметами. Все, что ребенок делает руками – собирает или разбрасывает игрушки, трогает, ощупывает, ломает, опрокидывает предметы, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.

С 10 месяцев ребенку надо показывать картинки, читать книжки-потешки.

К году  появляется активная речь,  малыш произносит  8 - 10 -12 упрощенных  слов. Формирование речи обязательно проходит поэтапно:

- коммуникативная улыбка в 1 - 2 месяца;

- «гуление» в 3 - 4 месяца;

- «лепет» в 6 - 7 месяцев;

- с 7 месяцев - понимание речи взрослого.

И только после этого появляются первые слова. Если ребенок в 2 месяца не улыбается, в 3-4-5 – не «гулит», то вероятность того, что в год он скажет первое слово, почти равна нулю.

При правильном воспитании ребенок к году имеет ряд навыков (сформированное умение, доведенное до автоматизма). Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е., в потребность поступать определенным образом.

При воспитании у малыша положительных навыков и привычек следует придерживаться принципов:

- последовательность, систематичность;

- единство требований;

- сочетание требовательности с уважением к ребенку.

 Режим дня

1. Полноценный сон - залог и  условие оптимального использования времени бодрствования для гармоничного развития ребенка:

- новорожденный в течение дня засыпает от 4 до 11 раз;

- младенец 5-10 месяцев днем спит 3 раза;

- 10 – 18 месяцев - 2 раза;

- с 2-х лет - 1 раз;

- в 3 года ребенок должен спать 11-12 часов в сутки, после 4-х лет дневной сон сохраняется не у всех детей; 

- в пубертатном возрасте сон должен быть не менее 8 часов в сутки.

2. Бодрствование:

-  к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 часов;

- к 1 году - до 3 часов;

- к 3-м годам - до 5,5 – 6 часов.

3. Чередование, последовательность компонентов режима дня в грудном возрасте: пробуждение > кормление >бодрствование >сон до следующего кормления.

Конспект записать в тетрадь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: