Установление контакта с собеседником

Практическое занятие 3.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Вербальное и невербальное речевое общение

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Количество часов: 4 часа.

 

Кратко ответьте на следующие вопросы:

1. Что имеет значение при вербальном речевом воздействии?
При
вербальном речевом воздействии имеет значение, что вы говорите, какими словами выражаете свою мысль, какие аргументы приводите и др.

2Перечислите правила вербального речевого воздействия (факторы).

1) внешность говорящего;

1) соблюдение коммуникативной нормы;

2) установление контакта с собеседником;

3) взгляд;

4) физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);

5) голос;

6) стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);

7) организация пространства общения;

8) содержание речи;

9) языковое оформление;

10) объем сообщения;

11) расположение фактов и аргументов, идей;

12) продолжительность;

13) адресат (включая количество участников);

14) коммуникативный жанр (учет правил эффективности определенного жанра речи – митинговое выступление, развлекательное выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.).

3. Дайте понятие конгруэнтости и не конгруэнтности. Конгруэнтность – это согласие, равенство. Понятие считается синонимом аутентичности, когда внутреннее состояние человека соответствует внешним проявлениям.
Неконгруэнтность в психологии проявляется, когда человек хочет казаться тем, кем не
является




Перечислите виды невербальных сигналов.

    - Мимика

    - Жестикуляция

     -Телодвижения

      - Поза

       -Дистанцирование

- Интонация

Подразделение жестов.

1. Символы – считаются знаками, которые эквивалентны словам или фразам. Так, большой и указательный пальцы, образовавшие круг, обозначают О'k, указательный и средний палец, поднятые в виде буквы V, означают победу.

2. Иллюстраторы – сопровождают словесные знаки, например, загибание пальцев при перечислении: первое, второе, третье.

3. Регуляторы – управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлить или повторить что-нибудь (частое поглядывание на часы, постукивание пальцами по столу и т. д.)

4. Аффективы – знаки эмоционального состояния, независящие от воли человека (например, покраснение от стыда или моргание глазами, когда человек застигнут врасплох).

5. Адаптеры – неосознанная жестикуляция, выражающая нетерпение (по-давленная зевота или выражение скуки на лице).

6.Раскройте значение долговременной коммуникативно-ролевой маски человека (имидж). Имидж — это ролевая маска, которая надевается надолго.

Существует три основных слагаемых имиджа: внешний, ком­муникативный и поведенческий имидж.

Внешний имидж — то, как человек выглядит, коммуни­кативный — какое впечатление он производит в общении, и поведенческий — то, как он выглядит в совокупности своих поступков.

 

7.Факторы, повышающие эффективность речевого воздействия человека (невербальные сигналы).

1. национальная принадлежность. 2. Состояние здоровья. В болезненном состоянии меняется звучание голоса. 3. Профессия. Может определять жесты и мимику. 4. Уровень культуры. 5. Статус личности. 6. Принадлежность к группе. 7. Актерские способности. 8. Возраст. 9. Сочетание невербальных знаков. 10. Возможность восприятия невербальных средств.

8.Перечислите приемы усиления коммуникативной позиции.

1.Создайте приятную и спокойную обстановку.

1. Предоставьте первое слово вашему собеседнику.

2. При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.

3. Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.

4. Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.

5. Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.

6. Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.

Назовите способы воздействия на личность.

  Приказ, требование, принуждение, просьба, предложение, убеждение

Самостоятельно выполните следующие задания:

Ваше мнение

Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?

Результат обучения..Нет не все.

Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?

Коммуникативная необходимость…

Задания 1.

Какие утверждения правильные?

1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

2.Культура речи человека символизирует его компетентность.

3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.

5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

6.Комплименты не имеют противопоказаний.

7.Лесть — это разновидность комплимента.

8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.

9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.

10.Повтор обращения только раздражает собеседника.

11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.

12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.

13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.

14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.

15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.

Правильные ответы: 1,3,4,11,15

 

Задания 1.

Какие утверждения правильные?

1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

2.Культура речи человека символизирует его компетентность.

3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.

5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

6.Комплименты не имеют противопоказаний.

7.Лесть — это разновидность комплимента.

8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.

9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.

10.Повтор обращения только раздражает собеседника.

11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.

12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.

13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.

14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.

15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.

Правильные ответы: …1,3,4,9,11,12.13,14….….

 

Задание 2.

Прочитайте текст. Как готовит Остап Эллочку к просьбе? Перечислите все комплименты, какие Остап говорит в адрес Эллочки. Можно ли сказать, что Остапу за короткое время удалось расположить к себе совершенно незнакомую женщину? Благодаря чему? Какие правила речевого воздействия он использовал?

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кино открыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...>

Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

—    Прекрасный мех! — воскликнул он.

—    Шутите! — сказала Элл очка нежно. — Это мексиканский тушкан.

—    Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

—    Вы — парниша что надо, — заметила Эллочка после первых

минут знакомства.

—    Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

—    Хо-хо!

—    Но я к вам по одному деликатному делу.

—    Шутите!

—    Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

—    Хамите!

—    Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

-Жуть!

Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело — подумал он, — стулья расползаются, как тараканы».

—    Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

(И.Ильф, Е.Петров)

Ответ: ……

Установление контакта с собеседником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: