Практическое занятие 3.
По дисциплине: Риторика в ДОУ
Тема занятия: Вербальное и невербальное речевое общение
Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.
Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.
Количество часов: 4 часа.
Кратко ответьте на следующие вопросы:
1. Что имеет значение при вербальном речевом воздействии?
При вербальном речевом воздействии имеет значение, что вы говорите, какими словами выражаете свою мысль, какие аргументы приводите и др.
2Перечислите правила вербального речевого воздействия (факторы).
1) внешность говорящего;
1) соблюдение коммуникативной нормы;
2) установление контакта с собеседником;
3) взгляд;
4) физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);
5) голос;
|
|
6) стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);
7) организация пространства общения;
8) содержание речи;
9) языковое оформление;
10) объем сообщения;
11) расположение фактов и аргументов, идей;
12) продолжительность;
13) адресат (включая количество участников);
14) коммуникативный жанр (учет правил эффективности определенного жанра речи – митинговое выступление, развлекательное выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.).
3. Дайте понятие конгруэнтости и не конгруэнтности. Конгруэнтность – это согласие, равенство. Понятие считается синонимом аутентичности, когда внутреннее состояние человека соответствует внешним проявлениям.
Неконгруэнтность в психологии проявляется, когда человек хочет казаться тем, кем не
является
Перечислите виды невербальных сигналов.
- Мимика
- Жестикуляция
-Телодвижения
- Поза
-Дистанцирование
- Интонация
Подразделение жестов.
1. Символы – считаются знаками, которые эквивалентны словам или фразам. Так, большой и указательный пальцы, образовавшие круг, обозначают О'k, указательный и средний палец, поднятые в виде буквы V, означают победу.
2. Иллюстраторы – сопровождают словесные знаки, например, загибание пальцев при перечислении: первое, второе, третье.
3. Регуляторы – управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлить или повторить что-нибудь (частое поглядывание на часы, постукивание пальцами по столу и т. д.)
4. Аффективы – знаки эмоционального состояния, независящие от воли человека (например, покраснение от стыда или моргание глазами, когда человек застигнут врасплох).
|
|
5. Адаптеры – неосознанная жестикуляция, выражающая нетерпение (по-давленная зевота или выражение скуки на лице).
6.Раскройте значение долговременной коммуникативно-ролевой маски человека (имидж). Имидж — это ролевая маска, которая надевается надолго.
Существует три основных слагаемых имиджа: внешний, коммуникативный и поведенческий имидж.
Внешний имидж — то, как человек выглядит, коммуникативный — какое впечатление он производит в общении, и поведенческий — то, как он выглядит в совокупности своих поступков.
7.Факторы, повышающие эффективность речевого воздействия человека (невербальные сигналы).
1. национальная принадлежность. 2. Состояние здоровья. В болезненном состоянии меняется звучание голоса. 3. Профессия. Может определять жесты и мимику. 4. Уровень культуры. 5. Статус личности. 6. Принадлежность к группе. 7. Актерские способности. 8. Возраст. 9. Сочетание невербальных знаков. 10. Возможность восприятия невербальных средств.
8.Перечислите приемы усиления коммуникативной позиции.
1.Создайте приятную и спокойную обстановку.
1. Предоставьте первое слово вашему собеседнику.
2. При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.
3. Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.
4. Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.
5. Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.
6. Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.
Назовите способы воздействия на личность.
Приказ, требование, принуждение, просьба, предложение, убеждение
Самостоятельно выполните следующие задания:
Ваше мнение
Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?
Результат обучения..Нет не все.
Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?
… Коммуникативная необходимость…
Задания 1.
Какие утверждения правильные?
1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.
2.Культура речи человека символизирует его компетентность.
3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.
4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.
5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.
6.Комплименты не имеют противопоказаний.
7.Лесть — это разновидность комплимента.
8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.
9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.
10.Повтор обращения только раздражает собеседника.
11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.
12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.
13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.
14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.
15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.
Правильные ответы: 1,3,4,11,15
Задания 1.
Какие утверждения правильные?
1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.
|
|
2.Культура речи человека символизирует его компетентность.
3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.
4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.
5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.
6.Комплименты не имеют противопоказаний.
7.Лесть — это разновидность комплимента.
8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.
9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.
10.Повтор обращения только раздражает собеседника.
11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.
12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.
13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.
14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.
15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.
Правильные ответы: …1,3,4,9,11,12.13,14….….
Задание 2.
Прочитайте текст. Как готовит Остап Эллочку к просьбе? Перечислите все комплименты, какие Остап говорит в адрес Эллочки. Можно ли сказать, что Остапу за короткое время удалось расположить к себе совершенно незнакомую женщину? Благодаря чему? Какие правила речевого воздействия он использовал?
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кино открыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...>
Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.
— Прекрасный мех! — воскликнул он.
— Шутите! — сказала Элл очка нежно. — Это мексиканский тушкан.
— Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
|
|
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
— Вы — парниша что надо, — заметила Эллочка после первых
минут знакомства.
— Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
— Хо-хо!
— Но я к вам по одному деликатному делу.
— Шутите!
— Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
— Хамите!
— Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
-Жуть!
Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело — подумал он, — стулья расползаются, как тараканы».
— Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.
(И.Ильф, Е.Петров)
Ответ: ……
Установление контакта с собеседником.