Преподавание курса «Теория и практика бюджетного федерализма» планируется вести с применением активных методов обучения, каждое занятие включает в себя презентационный и раздаточный тематический материал. Все лекции и семинары носят современный, актуальный и проблемный характер. На семинарах каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения тот или иной аспект, или проблему межбюджетных взаимоотношений в виде полноценного доклада (15, 30, 45 минут) с презентацией.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся | ||||||||||||||||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | ||||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | итоговая аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | сам. раб. с использованием методических материалов | текущий контроль (сам.раб.) | промежуточная аттестация (сам.раб.) | итоговая аттестация (сам.раб.) | |||||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| ||||||||||||||||||||
Форма обучения: очная | ||||||||||||||||||||
Семестр 4 | 16 | 12 | 2 | 42 | 20 | 2 | ||||||||||||||
5-10 | 5-10 | 5-10 | 1-1 | |||||||||||||||||
ИТОГО | 16 | 12 | 2 | 42 | 2 |
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Формы текущего контроля успеваемости | Виды промежуточной аттестации | Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) | |||
Формы | Сроки | Виды | Сроки | Виды | Сроки | |
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||
Форма обучения: очная | ||||||
Семестр 4 |
|
| зачёт, устно, традиционная форма | по графику промежуточной аттестации |
Организация обучения предполагает: лекции с изложением теоретических и практических исследований в сфере бюджетного федерализма; семинары с докладами студентов на актуальные темы финансового регулирования территорий:
а) проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрение методов активизации познавательной деятельности, технических средств и использование интенсивных технологий обучения;
|
|
б) модульную структуру построения учебного курса, включающую:
- чтение установочных лекций теоретического характера, дающих обобщающую понятийно-категориальную и методологическую информацию, вводящих студента в курс по наиболее существенным проблемам, и направленных на развитие творческих способностей студента и их реализацию;
- завершение каждой темы модуля семинарскими занятиями, направленными на более глубокое самостоятельное усвоение лекционного материала, а также на развитие способности студента вести поиск первоисточников и материала по указанной проблематике;
- осуществление текущего контроля усвоения материала с организацией системы «обратной связи», что позволит обеспечить корректировку преподавания материала в зависимости от уровня успеваемости и заинтересованности студентов;
- выполнение самостоятельных и контрольных работ студентов;
- освоение проблематики межбюджетных отношений России и зарубежных стран предполагает изучение достижений крупнейших отечественных и зарубежных исследователей по теме курса.
Структура и содержание учебных занятий
№ п/п | Наименование темы (раздела, части) | Вид учебных занятий | Количество часов |
1 | Концептуальные основы государственного устройства и финансового регулирования территориального развития. Федерализм и бюджетный федерализм | Лекции | 4 |
практические занятия | 2 | ||
по методическим материалам | 8 | ||
2 | Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством | Лекции | 4 |
практические занятия | 6 | ||
по методическим материалам | 12 | ||
3 | Бюджетная система России | Лекции | 4 |
практические занятия | 2 | ||
по методическим материалам | 12 | ||
4 | Инвестиционные проекты и их роль в развитии территории | Лекции | 4 |
практические занятия | 2 | ||
по методическим материалам | 10 |
Модуль 1.
Тема 1. Концептуальные основы государственного устройства и финансового регулирования территориального развития. Федерализм и бюджетный федерализм.
Сущность понятия «федерализм». Федерализм как принцип государственного устройства. Федеративное государственное устройство. Идеология и практика федерализма, его влияние на государственное устройство. Унитарные государства и территории особого статуса. Принцип субсидиарности. Сущность финансового регулирования территориального развития. Бюджетный федерализм. Фискальный федерализм. Понятие «бюджетный». Понятие «бюджетно-налоговый». Модели бюджетного федерализма. Финансовое выравнивание: понятие, сущность, критерии, виды. Межбюджетные отношения. Программное финансирование.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Как правильно готовиться к семинару по данному курсу.
Учебные цели:
Ознакомить студентов с программой дисциплины и планом занятий.
Озвучить рекомендации по работе на лекциях и по самостоятельной подготовке к семинарам. Выделить особенности индивидуальной работы по углублению знаний, самостоятельному изучению источников и по ориентированию в современной отечественной и зарубежной литературе по проблематике курса.
Учебные вопросы:
1. Учебная программа дисциплины «Бюджетный федерализм: теория и практика».
2. Методика восприятия информации, полученной на лекции и ее конспектирования.
3. Методы работы с современной литературой и источниками.
4. Методика подготовки к семинарским занятиям.
5. Требования к докладам на семинарских занятиях.