Тема: «Л. Пантелеев «Честное слово»

Группа НО – 18

Дисциплина: «Художественный анализ текстов детской русской литературы»

Преподаватель: Яяева Н.М., к.пед.н., доцент кафедры начального образования

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

(2 часа)

Дата проведения занятия: 21.04.2020 год

По теме лекции: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

План:

1. Анализ исторического рассказа.

2. Этапы работы над художественным произведением.

3. Творческий пересказ.

4. Урок чтения. Тема: «Л. Пантелеев «Честное слово».

 

· Цели урока:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - утвердить в глазах учеников
  •                                            незыблемые ценности: значимость
  •                                            истинного искусства, привить умение
  •                                            дорожить красотой поэтического слова.                                           
  • РАЗВИВАЮЩАЯ -     развитие способностей анализа
  •                                            поэтического пр-ния, умений сопоставлять;
  •                                              развитие умений и навыков работы в
  •                                            парах.
  • ОБУЧАЮЩАЯ -         через основные этапы анализа
  •                                            Лирического произведения вывести
  •                                            учащихся к целостному анализу
  •                                            стихотворения, рассмотрению тем и
  •                                             вопросов, затронутых автором.              

Задачи:

· – обучающие –учить давать характеристику герою сказки, используя приём словесное рисование – развивающие развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

· – воспитательные –содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

· Тип урока: открытие новых знаний.

· Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, портрет Н. Артюхова,иллюстрации к произведению «Большая береза», учебник литературное чтение 2 класс.

 

Вступительное слово:

 

Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которого он создал свое творение. Авторское отношение к героям, их взаимоотношения, к событиям, важно раскрывать постепенно.

Приведу пример анализа исторического рассказа Л. Пантелеева «Камилл и учитель», изучаемого в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века».

Вопросы по анализу произведения:

-Что вы узнали о Камилле?

-Когда происходили события, описанные в рассказе? Подтвердите словами автора.

-За что Камилла уважали римские граждане? Как об этом говорит автор?

-Какой случай рассказывает о храбрости и отваге Камилла?

-Почему Камилл не мог завоевать город Фалерию?

-Каким был учитель? Прочитайте, как об этом говорит автор.

-Почему учитель пошел на предательство?

-Как он осуществил задуманное?

-Как отреагировал Камилл на появление в его лагере детей фалесков? Подтвердите словами автора.

-Почему Камилл удивился, и что вызвало его усмешку?

-Как объяснил учитель, зачем он привел детей. Найдите его слова в тексте и прочитайте.

-Как поступил Камилл, узнав о замыслах учителя? Почему?

-Какое наказание он придумал для учителя?

-О каких чертах характера Камилла говорит его поступок?

-Найдите и прочитайте слова Камилла, обращенные детям.

-Как вы их понимаете?

-Почему автор просит их запомнить?

-Почему фалески сдались Камиллу? Подтвердите словами автора.

-В каких словах выражено отношение автора к герою произведения? Прочитайте.

-Почему автор говорит: «А слава этого человека живет»?

-Кого вы осуждаете в этом рассказе? Почему?

-Кого вы считаете положительным героем? Почему?

-Что хотел сказать автор этим произведением?

Известно, что для развития школьников важно формировать их личное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.

Методисты выделяют ряд приемов, помогающих ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. К ним относятся: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а так же при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Выразительное чтение отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Камилл и учитель»:

-Найдите отрывок для чтения, когда учитель с детьми приходит в лагерь к Фурию Камиллу. Какие чувства и настроение будете передавать голосом, читая слова Камилла? Каким тоном будете читать слова учителя? Почему?

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному.

Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Для того, чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. М.Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана, нужно специально учить, показывая ее поэтапно:

1) подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

2) определить, на сколько частей можно разделить текст;

3) сказать, о чем будет говориться в каждой части;

4) предложить озаглавить каждую часть;

5) обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.

Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.              

Художественный пересказ проводится, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Под руководством учителя дети определяют, как лучше начать и закончить пересказ каждой части, где важно сохранить диалог, в каком эпизоде надо сохранить и прочитать наизусть описание, вставить цитату (например, описание внешнего вида мальчика из рассказа А.П. Чехова «Ванька» или описание старой Москвы). Для обучения художественному рассказыванию целесообразно привлекать сказки.

Например, сказку Ц. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре». Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками обсудить, каким содержанием наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом.

Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст.

Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения.

Например: выразительное чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз-воевода».

Подготовка к выразительному чтению.

- Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

(Он властный, грозный, удалой, хвастливый.)

- Как надо читать это стихотворение? Будет ли меняться тон и темп при чтении этого стихотворения? Почему?

- Подумай, каким тоном ты будешь читать речь поэта, каким – песню Мороза.

 (Первую часть – неторопливо, веско, бодро.

Вторую часть – гордо, несколько хвастливо. Тон при чтении речи поэта - величавый, приподнятый, торжественный, при чтении песни «Мороза – воеводы» - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый. Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого).

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

Третьим этапом работы над художественным произведением является вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. На этапе обобщения обычно используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание ещё раз «пережить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправданно какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев. В последнем задании может быть предложена определенная система:

- внешний вид;

- поступки;

- прямая речь героя;

- высказывания других персонажей о герое;

- его собственные мысли.

Творческие работы учащихся на уроках чтения реализуют собственное отношение детей к прочитанному,

Развитию воссоздающего воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, творческий пересказ.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного произведения является драматизация во всех ее формах. Прием драматизации подробно разработан и описан в статьях О.В. Кубасовой, Л.Д. Мали.

Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, он может выбрать сказку «Петушок и бобовое зернышко», если считает, что ученики в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.

Обозначим последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий.

Первый этап работы – выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.

Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения, можно на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предлагается пересказ сказки. Затем детям задаются вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.

При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.

На следующем этапе предлагаем школьникам разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа – зрители, две – действующие лица.

Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случилась. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. Так доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться.

Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои.

Далее зрители выбирают команду, которая, на их взгляд. Наиболее удачно показала характер героев литературного произведения.

Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.

Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность ученикам к IV классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Они могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, разрешить конфликт в детском коллективе, в семье с родителями). 

М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.

Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовке к такому пересказу почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями. М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:

- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

- придумать, как могли разворачиваться события дальше;

- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);

- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Так, в рассказе «Перепелка» И.С. Тургенева события передаются мальчиком. А если бы о них рассказал отец, как изменились бы тон повествования, описание событий? Чем отличалось бы отношение к событиям взрослого человека от впечатлений мальчика? Если бы вы были участником событий, как бы вы их передали? Что бы вы пережили, если бы были вместе с автором на месте событий, описанных в рассказе «Воробей» И.С. Тургенева?

Творческие работы учащихся и их выразительное чтение завершают анализ произведения и являются показателем глубины проникновения в текст, а также глубины влияния произведения на читателя.

Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В.И. Яковлева считает, что ВДУМЧИВОСТЬ ЧТЕНИЯ можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:

1. Спроси о том, чего ты не понял.

2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?

3. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.

4. Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса, по-вашему, не хватает. Поставьте его.

Н.С. Рождественский так же считал постановку вопросов к тексту произведения самими учащимися очень полезными видом деятельности, так как он очень оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого.

Нужна активная мыслительная деятельность на уроках, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного литературного персонажа.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.

Рассмотрим, какие виды упражнений можно использовать для нравственного воспитания школьников средствами литературы:

· вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

· вопросы, требующие установления сходства и различия;

· задания типа «Подтверди собственным примером…», «Докажи…»;

· задания, требующие исправления чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок…

· формирование умения видеть картину жизни, нарисованную писателем, осмысливать отношение автора к изображенному миру;

· упражнения на отбор материала позволяют понять закономерности изображенной в произведении жизни и в то же время развивают активное внимание к художественному тексту;

· упражнения, связанные с устным рисованием;

· упражнения на составление творческого рассказа;

· формирование умения воспринимать систему образов героев;

· упражнение на сравнительную характеристику образов - герой положительный и отрицательный;

· формирование умения осмысливать процесс становления личности положительного героя;

· упражнения на развитие умения определять отношение героя к окружающей его действительности, обществу, отношение к людям, отношение к себе;

· упражнения, способствующие осмыслению нравственного выбора, совершаемого героем;

· упражнения, на развитие умения находить в тексте объяснения самого героя или авторской характеристики;

· упражнения на осознание мотива нравственного выбора героя, анализируя поведение героя.

Анализ художественного произведения осуществляется посредством разного рода творческих работ, значение которых заключается в том, чтобы образно и ярко «оживить» прочитанное, воссоздать его в воображении, предоставить учащимся возможность заново почувствовать, пережить, сделать ближе, а значит, лучше понять то, что описано в литературном произведении.

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приемов анализа художественного произведения. Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.

В процессе освоения младшими школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу.

Этой работой подтверждается «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя.

                                        

Дополнительная литература:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

2. О.В.Шарапова Особенности нравственного воспитания на уроках чтения.//Начальная школа -2008 - №1, с.42-45.

3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58

4. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания – М. «Просвещение», 1979. – с.24

5. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» методическое пособие 2 класс, с.37-38)

6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215

7.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

8.Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969. – с.167.

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

11. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965. – с. 347.

12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с.368.

13. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. – с.427.

14. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с.384.

15. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с.50-54.

16. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31.

 

 

Урок чтения.

Тема: «Л. Пантелеев «Честное слово»

Цели:

Познакомить с творчеством Л. Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого.

Работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев.

Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.

 

Оборудование:

1. Карточки со словами:

ОБОРДАТ

ВИЧОТЫЗТЬОВС      

ВЖИЛСЬТО      

НССЕТЬЧТО

2. Надпись на доске:

а) ЧЕСТЬ –

Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

Почет, уважение (честь по труду).

б) пословицы:  Как аукнется, а давши – держись.

Не давши слова – крепись, хозяин.

Не по виду суди, так и откликнется.

Будь своему слову а по делам гляди.

Портрет автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: