ГЛАВА 1. Теоретические основы становления системы социальной помощи семье в России

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По МДК 01.01 Право социального обеспечения

Тема: Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям и семьям с детьми

Студентки Доброходовой А.А.

                  (фамилия, инициалы)

 

 

Специальность 40.02.01

ПОСО-17 1/9

2020 г.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу по МДК 01.01 Право и организация социального обеспечения.

Студентке группы ПОСО-17 1/9 курса 3 специальности 40.02.01

 

__________________________________________________________________

 

Тема: Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям и семьям с детьми

Содержание дипломной работы:

Введение……………………………………………………………………...........3

1 Теоретические основы становления системы социальной помощи семье в России……………………………………………………………………………...7

1.1.История становления системы социальной помощи семье в России........7

1.2.Государственно-правовые основы социальной работы с семьей в современной России …………………………………………………………………..11

1.3.Формы и виды социальной работы с малообеспеченной семьей……....24

2 Малообеспеченные семьи. Социальная защита и поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми………………………………………………...30 2.1. Малообеспеченные семьи. Малообеспеченные семьи с точки зрения социальной работы…………………………………………………………………30

2.2. Причины семейного неблагополучия……………………………….……..39 2.3. Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям……………………………………….……...41  2.4. Сущность социальной защиты. Социальная защита и поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми. Пособия семьям с детьми в 2020 году………………………………………………………………………………….46

   2.5. Разработка программы социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми и учреждения, в которые могут обратиться категория малообеспеченные семьи…………………………………………………………..58

Заключение………………………………………………………………..……...62

Библиографический список…………………..…………………………………66

 

 

ОБЪЁМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Пояснительная записка: 66 листов А4

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям и семьям с детьми»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ДР.МДК.01.01.40.02.01.07.ПЗ

Дипломную работу разработал(а) ____________ ______________________  

                                              (подпись)     (фамилия, инициалы)

 

_______________

(дата)

Руководитель дипломной работы ____________ ____________________

                                              (подпись)       (фамилия, инициалы)

________________

(дата)

 

Итоговая оценка ____________ (__________________)

 Члены комиссии

 

___________________ ____________________________________

    (подпись)                        (фамилия, инициалы)

____________________ ____________________________________

    (подпись)                          (фамилия, инициалы)

____________________ ____________________________________

    (подпись)                          (фамилия, инициалы)

г. Керчь, 2020 г.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Содержание работы

%

МЕСЯЦ И ДАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

 

 
                   
Структура дипломной работы.                      
Требования к оформлению дипломной работы.                      
Оформления титульного листа дипломной работы.                      
Содержание дипломной работы.                      
Введения. Задачи дипломной работы.                      
Оформление списка использованных источников.                      
Оформление пояснительной записки.                      
Защита дипломной работы.                      

 

Дата выдачи задания «__» _________ 2020г.

Дата окончания работы «__» _________ 2020г.

 

ПЦК                                  __________ ____________________

                                          (подпись)     (фамилия, инициалы)

 

Руководитель дипломной работы ____________ ________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

 

Задание получил ___________             ___________________

                         (подпись студента)    (фамилия, инициалы студента)



Содержание

Введение ……………………………………………………………………….……….3

1 Теоретические основы становления системы социальной помощи семье в России…………………………………………………………………………………….....7

1.1.История становления системы социальной помощи семье в России................7

1.2.Государственно-правовые основы социальной работы с семьей в современной России …………………………………………………………………………….11

1.3.Формы и виды социальной работы с малообеспеченной семьей……............24

2 Малообеспеченные семьи. Социальная защита и поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми……………………………………………………………….30

2.1. Малообеспеченные семьи. Малообеспеченные семьи с точки зрения социальной работы……………………………………………………………………………..30

2.2. Причины семейного неблагополучия……………………………….…………..39

2.3. Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям……………………………………….………………......41

 2.4. Сущность социальной защиты. Социальная защита и поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми. Пособия семьям с детьми в 2020 году……………………………………………………………………………………….46

2.5. Разработка программы социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми и учреждения, в которые могут обратиться категория малообеспеченные семьи……………………………………………………………………..…58

Заключение…………………………………………………………………………….62

Библиографический список…………………………………………………………..66

 

 

Введение

  Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.    

  Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.

В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества.

Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что огромное количество семей и детей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи (всего один трудовой доход), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.

У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Есть различные проблемы у семьи и их необходимо решать в форме государственной помощи семьям:

- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи и других видов помощи).

Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20-е годы ХХ века психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения. Терапевты в это время скорее еще занимались просвещением, «семейным образованием», чем семейной терапией в современном понимании этого слова. Но все же во все времена семья находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Это не удивительно. Как видно из определений, семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития

Я считаю, что тема семьи в настоящее время очень актуальна.

С каждым годом семей, попадающих в трудную жизненную ситуацию, становится все больше и больше. И так как семья – это «мини-общество», ему необходима помощь в решении различных проблем.

Тема «Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям и семьям с детьми» привлекла и заинтересовала меня с первого взгляда. Сегодня резко возросло число таких семей. Все члены таких семей, а в первую очередь дети, нуждаются в различных видах помощи. Исходя из этого, создаются реабилитационные центры, службы помощи семье и детям и иные государственные и негосударственные учреждения, осуществляющие различные виды помощи и поддержки.

Объект исследования: малообеспеченная семья.

Предмет исследования: особенности социальной работы с малообеспеченной семьей.

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с семьей, определение путей и способов социальной поддержки малообеспеченной семьи.

Задачи исследования:

1.Изучение проблемы социальной работы с малообеспеченной семьей в теории и практике социальной работы;

2.Знакомство с основными направлениями деятельности социального работника в семье; со спецификой работы учреждений социального обслуживания и центров социальной поддержки семьи и детей;

3.Рассмотреть формы и методы социальной защиты малообеспеченных семей;

4.Выявление особенностей социальной адаптации малообеспеченных семей;

5.Экспериментальное изучение проблем малообеспеченной семьи;

6.Обработка полученных экспериментальных данных.

Гипотеза исследования: поддержка малообеспеченных семей является актуальным (одним из основных) направлением социальной защиты населения в настоящее время. Система поддержки указанной категории активно развивается в направлении адресности и максимальной эффективности.

Актуальность исследования. Повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы становления системы социальной помощи семье в России

1.1 История становления системы социальной помощи семье в России

Семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей.

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных (воспроизводство населения), групповых (общественных) и индивидуальных потребностей.

Основные функции семьи: репродуктивная (рождение детей), экзистенциальная (содержание детей), экономическая, воспитательная, коммуникативная, фацитологическая (ощущение счастья), организация досуга и отдыха. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода.

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Различают два типа неблагополучных семей:

1.Конфликтные семьи - где существует внутрисемейный конфликт (между родителями, родителями и детьми);

2.Дезорганизованные семьи – где отмечается напряженность внутрисемейных отношений; отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентаций, отвечающих общественным требованиям и нормам.

Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо – дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение, из-за чего страдает не только семья, но и общество в целом.

Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка.

Семья «группы риска»— тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную. Отклонения не стали дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи «группы риска» занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями. К таким семьям можно отнести малообеспеченную семью.

Малообеспеченная семья - это семья, которая по уважительным или не зависящим от нее причинам имеет среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляют историю семьи. Семья – это реальные отношения между супругами, родителями и детьми. В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения.

Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становится ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Так при Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь. Ставилась задача выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны.

Государственная власть официально легализировала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему.

Так же государством регулируются цены на хлеб в период массового голода. В 1603 году появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю.

Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток».

Можно отметить, XIX век так же продолжает развитие оказания помощи нуждающимся, но пока не выделяется в отдельную категорию помощи семье. В это время материальная помощь включала в себя помощь натурой: раздача одежды, продуктов, взносы за обучение, предоставление дешевых обедов.

К марту 1918 года постепенно оформляются основные направления в области социальной помощи: выдача пайков, предоставление убежища получившим увечия на войне, назначение пенсий, курирование учебных заведений государственного призрения.

В апреле 1918 года образуется наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи.

Новое законодательство установило основные направления социальной работы: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий, охрана материнства и младенчества, работа в детских домах и с правонарушениями несовершеннолетних, выдача продовольственных пайков.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, так с конца июня 1941 года выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения их семей, регламентируется порядок выплаты пособий.

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х гг. Этому способствовали экономический кризис и рост социальных проблем в обществе: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция, распад института семьи и брака. Поэтому необходимо было выделить приоритетные группы населения, которые в первую очередь нуждались в поддержке: дети, пенсионеры, инвалиды беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас.

В 90-е гг. находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся, так к концу 1995 г. насчитывалось 991 учреждение социального обслуживания семьи. Главными видами помощи являются: материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная.

Таким образом, в целом можно выделить такие особенности людей из малообеспеченных семей, как:

· отсутствие инициативы, пассивность;

· перекладывание ответственности на других;

· неумение ставить цели добиваться их;

· боязнь риска;

· стремление обвинять в своих бедах других.

В то же время есть такие специфические черты малообеспеченной семьи, которые являются объективными и не зависят от желаний или личностных характеристик её членов, например, невозможность матери по экономическим причинам выйти из сферы общественного труда и сосредоточить свое внимание на проблемах семьи и детей.

Таким образом, социальная работа в России имеет долгую и богатую историю. И на каждом этапе от государства требуется все большее внимание и поддержка этой слабозащищенной категории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: