Сущность социальной защиты. Социальная защита и поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

По данным Минтруда в 2020 году в России насчитывается порядка 20 миллионов малообеспеченных граждан с доходами ниже официального минимума. Семьи таких лиц испытывают серьезные материальные затруднения и могут причисляться к малообеспеченным.

Статус малоимущей семьи в 2019 году

Для получения льгот имеет значение соотношение семейного подушевого дохода и прожиточного минимума в регионе. Такой критерий устанавливает п.1 ст. 6 ФЗ №134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Когда среднеарифметическое значение финансовых поступлений за трехмесячный период меньше минимальной прожиточной нормы в регионе, предоставляется помощь малоимущим семьям от государства. Право установлено статьей 7 закона ФЗ № 178 «О социальной государственной помощи».

Расчет легко произвести самостоятельно:

-суммируется совокупный доход домочадцев за три месяца с учетом зарплат, пенсий и пособий;

-результат делится на 3 (число месяцев) и затем на число проживающих в семье;

-полученный показатель сравнивается с региональными данными прожиточного минимума.

Федеральный прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ. В субъектах рассчитывается свой уровень минимального дохода исходя из инфляции и характеристики потребительской корзины за квартал.

Трудности, которые испытывают малоимущие семьи:

-Невозможность использования материальных благ.

-Жилищные проблемы;

-Затруднения с плановой оплатой счетов;

-Социальные сложности;

-Проблемы со здоровьем.

Поддержка малоимущих от государства решает социальные и финансовые проблемы. Это не дорогостоящие курорты за границей, но заплатить за квартиру, приобрести необходимые лекарства или собрать ребенка в школу с такой помощью можно.

Льготы для малоимущих семей

Меры поддержки малоимущих граждан и семей содержатся в законе № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О социальной государственной помощи». Регионам предоставляются полномочия по изменению круга поддержки. При этом запрещены поправки в сторону понижения пособий, сокращения федеральных льгот.

Социальная помощь малоимущим семьям в 2020 году в натуральном выражении включает:

-Бесплатное приобретение продуктов первой необходимости, лечебного питания детям до 3-х лет;

-Первоочередное право зачисления дошкольников в сады;

-Безвозмездные талоны на школьное питание.

Квоты на внеконкурсное поступление в учебные заведения государственной системы высшего профобразования при соблюдении условий:

-неполная семья с родителем-инвалидом первой группы;

-получение минимального вступительного балла;

-ребенок не достиг 20-летнего возраста.

-право на безвозмездные правовые услуги в полном объеме;

-лекарственные препараты и товары медицинского назначения несовершеннолетним домочадцам по назначению;

-направление в санатории нуждающихся в лечении детей;

-компенсацию расходов на проезд ребенка с сопровождающим для лечения ребенка.

Налоговые льготы: выплаты освобождены от вычета НДФЛ. Не придется малоимущим платить госпошлину за регистрацию предпринимательства и юридически значимые действия ст. 333.35 и 333.33 НК РФ.

Пособия и субсидии для малоимущих семей

Детские пособия:

«Губернаторские» ежемесячные пособия. Устанавливаются властью субъекта. Ранее времени поддержка носила ежемесячный характер, но с 2016 года периодичность выплаты определена не реже раза в квартал. Объем материальной поддержки зависит от количества детей, состава семьи, детского здоровья. Сумма носит символический характер, не превышая в большинстве областей 500 рублей.

Пособия при рождении ребенка. Первое – это единовременная спецвыплата при рождении детей на 2020 год составляет 18143,96 рублей. Когда состав семьи пополняется третьим ребенком, ежемесячно платится материальная поддержка в размере регионального детского прожиточного минимума.

«Детские» по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Выплачивается одному родителю из расчета 40% от среднего заработка за 2 года. В 2018 году максимальная база для расчета пособия составляет 815000 рублей. Для тех, у кого «средний» невысок, установлен минимум: 4852,00 рублей – на первого ребенка; 6554,89 рублей – на всех последующих детей.

Пособия беременным:

Беременным из числа малоимущих граждан положены все федеральные и региональные пособия: за своевременный учет в консультации, пособия по беременности и родам. Размер декретных зависит от трудоустройства, продолжительности страхового стажа. На местах малоимущим будущим матерям, вставшим на учет, назначается ежемесячное пособие на период вынашивания ребенка. В зависимости от региона пособие может быть от 500 до 2000 рублей.

Субсидии на оплату детского сада напрямую зависят от числа детей в семье:

1-й ребенок – 20%;

2-й ребенок – 50%;

3-й ребенок – 70%.

Единовременные выплаты к началу учебного года для школьников. Оказание помощи в сборе ребенка в школу выражается в компенсации покупки школьной и спортивной формы, учебных принадлежностей. Помощь предоставляется регионами путем единоразовой выплаты к 1 сентября.

Единовременные выплаты для семей, оказавшихся в трудных условиях. Выплачивается органами муниципальной власти. Федеральных норм платежа не установлено: это добровольное дело региона, потому и размеры поддержки различны. В Московской области, согласно областному закону № 31\2005, возможна единовременная материальная помощь одиноким малоимущим до 10000 рублей, семье – по 7000 на домочадца. Основанием может стать заболевание, непредвиденные расходы, поступление в ВУЗ ребенка, травма, ЧС, другие ситуации.

Субсидии на оплату ЖКХ:

возмещение коммунальных затрат положено в случаях, когда размер квартплаты равен или превышает 22% от совокупного дохода. В регионах применяются понижающие коэффициенты расчетной базы для необеспеченных семей. Скидки по оплате могут составлять 25-50%.

государственная социальная стипендия студентам;

успешно обучающиеся студенты из малообеспеченных семей могут стать социальными стипендиатами. Размер социальной стипендии устанавливает ВУЗ не меньше минимального уровня стипендий в размере 3000 рублей для высшего учебного заведения и 1500 рублей в колледже.

Жилье для малоимущих семей

Когда семья признается нуждающейся в изменении условий проживания, муниципалитетами выделяется бесплатное жилье на основе социального найма. При многодетности доступны земельные участки из регионального реестра для подсобного хозяйствования и (или) частного строительства.

Помимо натуральной помощи поддержка малоимущих семей в части регионов предусматривает собственные программы помощи по приобретению рыночной недвижимости в собственность через жилищное субсидирование.

Условия получения жилищной субсидии малоимущими семьями в регионах примерно одинаковы.

Семья должна соответствовать таким условиям:

-российское гражданство;

-постоянная прописка в регионе в течение определенного времени (в каждом регионе свои требования);

-семья имеет статус малоимущей и нуждается в улучшении бытовых условий;

-в собственности домочадцев отсутствует жилье;

-числится в очереди на жилищное субсидирование.

Оказаться в очереди для получения субсидии просто. В органы местного управления предоставляется пакет документации, пишется заявление. Через 30 суток с момента подачи необходимых бумаг должностное лицо принимает окончательное решение.

Детализированный список документов можно утверждается в администрации региона. Однако никто не обходится без стандарта из:

-копии паспорта;

-справок из домовой книги и БТИ;

-подтверждения из кадастровой палаты и регистрационной службы отсутствия частной недвижимости у семьи.

Сегодня правительство страны проводит социально ориентированную политику. Льготы предоставляются многочисленным слоям населения. Но инициатива должна исходить от человека или семьи. Алгоритм получения льготного критерия потребует терпения и временных затрат.

Но при более детальном подходе все просто:

-Проводится анализ финансового состояния семейных дел за 3 последних месяца с подсчетом совокупного душевого дохода.

-Сравниваем результат с прожиточным минимумом региона проживания.

-Если доходы ниже прожиточного минимума, нужно обратиться в подразделение соцзащиты с письменным заявлением.

-Готовятся документы для социальной защиты.

-Присвоенный статус необходимо подтверждать ежегодно.

Пособия малообеспеченным семьям в 2020 году.

Каждая малоимущая семья, получившая такой статус, может рассчитывать на поддержку. Выплаты производятся из местного бюджета, чаще всего такая помощь предусмотрена для семей с детьми. Государство предусмотрело следующие социальные пособия малоимущим семьям в 2020 году:

-Детские пособия;

-Предоставление социальной ипотеки на льготных условиях;

-Субсидии на оплату коммунальных счетов;

-Налоговые вычеты по месту работы;

-Бесплатный проезд в общественном транспорте;

-Бесплатное питание в школьных столовых;

-Получение корзины продуктов для новорожденного на детской кухне.

Рассчитывать на выплаты могут только малообеспеченные семьи. Такой статус определяется исходя из среднего дохода за последние три месяца. Если он оказывается меньше величины прожиточного минимума, будет назначено пособие.  

Таким образом, рассчитывать на помощь могут следующие семьи:

-Неполные, где есть только один родитель;

-Многодетные;

-Получающие минимальный доход;

-Семьи военнослужащих;

-Семьи, в состав которых входят пенсионеры и инвалиды.

Обратиться за пособием не сможет семья, где ее члены сознательно не работают, злоупотребляют вредными привычками. Чтобы доход был минимальным, необходимо встать на учет в Центр Занятости и активно искать работу.

Малообеспеченным положено два вида пособий:

Разовая помощь (ЕДВ). Обычно она приурочена к определенным жизненным ситуациям человека: рождение ребенка, потеря жилья. Оформляется единожды.

Регулярные выплаты. Они начисляются 1 раз в месяц. Продлевать их нужно каждый год при условии, что доход и ситуация семьи соответствует статусу «малоимущие». Помимо этих выплат в каждом регионе могут быть установлены и другие виды помощи.

Документы на пособие малоимущим семьям

Обращаться за назначением пособий необходимо ежегодно – до конца сентября.

Для этого потребуется собрать полный комплект документов:

-Заявление с просьбой назначить ежемесячные выплаты;

-Личный документ родителей;

-Свидетельство о рождении малышей;

-Справка о составе семьи;

-Бумага, подтверждающая доход на каждого члена – выдается работодателем или в ПФР;

-Выписку банковского счета – реквизиты для перечисления пособия;

-Другие бумаги, например, документ из Центра Занятости, справку об усыновлении.

Сложности с назначением пособия могут возникнуть в том случае, если один из членов семьи пропал, а установить его местонахождение и получить справки о доходах не представляется возможным. Чтобы выплата была назначена, стоит взять справку из полиции о возбуждении уголовного дела по факту розыска. Соответственно, необходимо обратиться туда с заявлением.

Пособия на ребенка предназначены малоимущим семьям в 2020 году

Пособие малоимущим до 1,5 лет- выплачивается ежемесячно до достижения ребенком полутора лет, а размер пособия зависит от региона.

Пособие до 3 лет малоимущим- начисляется в течение 3 лет с момента рождения ребенка, а размер определяется на региональном уровне.

Пособие от 3 до 7 лет малоимущим- начисляется семьям, доход которых не превышает одного прожиточного минимума на человека, а размер ежемесячной выплаты составляет 5500 рублей.

Многодетным семьям- начисляется если у родителей появляется третий ребенок, а размер определяется на региональном уровне и рассчитывается из учета прожиточного минимума.

Выплаты за второго ребенка- начисляются из средств материнского капитала. Их можно получать в первые полтора года после появления ребенка, а размер равен прожиточному минимуму, установленному в регионе.

Долговременное ежемесячное пособие на ребенка малообеспеченным семьям- платится до совершеннолетия, а размер пособия зависит от региона и множества других факторов.

 

Величина выплаты определяется на региональном уровне исходя из прожиточного минимума. Чем больше прожиточный минимум, тем выше пособие.

Матери-одиночке не положены какие-либо отдельные выплаты кроме компенсации на питание после родов, если она ей была назначена медучреждением. Одинокая мать получает такую же финансовую поддержку, как и женщины, воспитывающие детей в полной семье. Однако в некоторых регионах этой категории лиц предусмотрена расширенная помощь.

Льготы учащимся и студентам из малообеспеченных семей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: