Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Тема: Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Цель: учить студентов  последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закреплять навык постановки знаков препинания в ССП;

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся:

регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы;

коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи студентов.

Вид занятия: лекция.

Литература:

Основная:

1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Русское слово. - 2008.

2. Коцарь Э. Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие. М., 2009.

Дополнительная:

1. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2006.

2. Руднев А. Г. Синтаксис осложненного предложения. М., 2009.

Ход занятия

1. Организация студентов.

2. Мотивация учебной деятельности студентов.

Что же мы будем делать на занятии? Определите для себя цели занятия, что бы вы хотели узнать, чему научиться сегодня, запишите эти цели в тетрадь после темы.

3. Актуализация опыта и опорных знаний.

- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

 

                                                             План

Определение отличий в разборе сложного предложения и простого

Понятие о ССП

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

2. Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены с помощью сочинительного союза.

Если какие-то части соединены не сочинительным союзом (а подчинительным или же без помощи союза вообще), то такое предложение нельзя назвать сложносочиненным; это предложение с разными видами связи.

  Каждая из частей сложносочинённого предложения имеет свою грамматическую основу. Она может быть как односоставной, так и двусоставной.

В частях могут присутствовать или отсутствовать второстепенные члены.

Каждая из частей может быть чем-то осложнена (однородными или обособленными членами, вводными словами и т.д.)

Все это необходимо отразить в разборе.

План разбора

Выполняя разбор сложного предложения, надо помнить, что необходимо сообщить информацию и о предложении в целом, и о каждой из его частей.

Сначала дается общая характеристика всего предложения, а потом – характеристика каждой из его частей по порядку.

Чтобы легче было давать характеристику, обычно рекомендуется сначала подчеркнуть члены предложения и графически обозначить союзы, соединяющие части сложносочиненного (чаще всего союз обводят овалом).

Затем дается характеристика.

И в конце составляется схема.

Схема необходима при разборе: она лаконично иллюстрирует структуру предложения.

Ход разбора

  Итак, сначала надо подчеркнуть члены предложения. Начинаем с главных членов (лучше найти их во всех частях сразу, а затем обозначить союзы: это позволит оценить структуру предложения).

Подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Сочинительные союзы надо обвести овалом.

Затем можно подчеркнуть второстепенные члены:

  • дополнение – пунктиром;
  • определение – волнистой линией;
  • обстоятельство – “точка-тире”.

   Чтобы не ошибиться в определении того, каким членом предложения является то или иное слово, необходимо ставить вопрос от того слова, к которому оно относится.

При подробном разборе надо также определить и надписать части речи, которыми выражены члены предложения. При устном разборе обычно достаточно их назвать. Например, сказать: “Подлежащее ЗИМА выражено существительным”.

Если в предложении имеется определение, выраженное причастным оборотом, или обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, оборот подписывается полностью, слова внутри него не разбираются как части речи.

Затем мы даем характеристику (обычно она записывается после предложения в скобках), указывая

  • какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное);
  • далее пишем “сложносочиненное”, иногда сразу же указывают количество частей.

Затем каждая из частей разбирается отдельно. Про каждую необходимо указать следующее:

  • односоставная или двусоставная (если односоставная, то вид);
  • распространенная или нераспространённая;
  • указать, если эта часть неполная;
  • указать, если эта часть осложнена.

То же самое делают для второй части и так далее.

Каждый раз речь идет только об одной части, а не обо всех; например, если в первой части имеется обращение, не надо упоминать об этом, характеризуя вторую часть.

Наконец, необходимо составить схему. Напомним, что все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а союз ставится между ними. При подробном разборе просят в скобках графически обозначать грамматическую основу: одна линия и две линии, или только одна, или только две, если часть односоставная; сами слова писать не надо.

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Разберем предложение

“Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день”.

Итак, сначала мы подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы. Мы видим, что в предложении три грамматические основы (Михаилхотел посетить, было поздно, мыуговорили) и два сочинительных союза: но, и.

Подчеркиваем второстепенные члены. Надписываем части речи. Над обособленным определением, выраженным причастным оборотом, пишем просто “прич.об.”

 

 

Вот что у нас получилось.

сущ.    глаг.              част.    сущ.     прич. оборот,           союз, глаг. кат.сост. Михаилхотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздномы, к            Союз, мест., предл.сущ., глаг. сущ. глаг. сущ.,предлог, мест. сущ. счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день.
Теперь даем характеристику. (Повеств., невоскл., сложносочин. из трех частей; первая часть двусост., распростр., осложнена обособл. опред.(причастным оборотом); вторая часть односост.,безличное, нераспр.; третья часть двусост., распростр., осложнена вводным словом). Составляем схему. [ ], но [ ], и [ ].  

 

5. Самостоятельная работа студентов.

Выполните синтаксический разбор 4 и 6 предложений

Упражнение.

 

6. Короткий анализ самостоятельно выполненных работ.

7. Подведение итогов занятия

Домашнее задание

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: