Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015) «Живи и помни»

Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность.

Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

5. Теория литературы.

«Деревенская проза»- проза, обуславливающая связь между философским постижением мира человеком и принципами его поведения в мире: нормами отношений его с другими людьми, со своим народом, с человечеством.

На протяжении ХХ века, во времена революций, войн, НЭПа, русская культура менялась, перестраивалась, ломалась с десяток раз. К 1950-ым годам стало ясно, что самой незащищенной, в условиях исторических ломок оказывается деревня и ее жители. Появившаяся в это период проза о деревне стала существенным звеном литературного процесса. Её создатели были первыми, кто уже на рубеже 60 – 70-х годов остро почувствовал дефицит духовности, кто первым оценил её как главную тенденцию времени в настойчивом поиске пути утверждения «традиционной нравственности».

Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин, А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков,

Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе. В большой доле материал этих писателей был – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, поэтому (а отчасти из-за снисходительного самодовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали звать деревенщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками, ибо суть их литературного переворота – возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью.

6.Краткая биография - https://yandex.ua/video/preview/?filmId=3115371207615284572&text=11+4кл+В.Распутин+"Живи+и+помни"&path=wizard&parent-reqid=1587819260142353-863629166327857274300294-production-app-host-man-web-yp-9&redircnt=1587819602.1 (3.12 мин.)

7.Краткое содержание произведения –

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=15142099283962518039&text=11+4кл+В.Распутин+"Живи+и+помни"&path=wizard&parent-reqid=1587819260142353-863629166327857274300294-production-app-host-man-web-yp-9&redircnt=1587819602.1 (2.18 мин)

        8. Главную тему и эпиграф этой темы урока поможет определить нам один из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!»

(Андрей Гуськов)

    Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

     Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство.

   - Замыслом повести послужило воспоминание детства:

    «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

   - Какой эпизод описан первым в повести?

(Исчезновение топора).

    - Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

    Почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

- Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой).

- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

    - Как автор описывает первое появление Андрея?

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

    - Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

     Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя. «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

- Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

- Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх за себя, за свою жизнь. Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

- Какая черта характера порождает этот страх?

(Эгоизм).

       Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души», а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

И Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма, ведь она нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет.

       Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки - расчеловечивание героя. Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

    «Испуганно повернул он(телёнок) к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

    Животное ведёт себя как человек, а человек озверел.

    Этот эпизод напоминает нам другой похожий - убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание». Но Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе.

       «Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней…, а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

    - На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

   - Можно ли его оправдать или пожалеть? Посмотрим, что говорит об этом сам автор:

«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

     - Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

   Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести.

    Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Всё снесшей, всё вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

     Итак, в чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

   - Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

    - Как и почему вышла замуж за Андрея?









Любовь Настёны.

чувство благодарности взял в жёны её, сироту без кола и двора
чувство вины не было детей
привычка-терпение «сошлись – надо жить»
жалость  
верность  

    - Какое главное правило для Настёны в семейной жизни?

(Верность)

    - Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

      Могла ли она оказаться этой участи?

- В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

- Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад?

     Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью.

- За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

- Но Настёна сама придумывает себе вину:

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

   - На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

- Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны? Какие побуждения движут героями?

Гуськов Настёна
Эгоизм, думает прежде всего о себе. Причины несчастий – война и судьба. Обида и злоба. Великодушие, любовь, простота и милосердие. Склонна себя обвинить в несчастьях мужа. Вера в доброту людей.

       Но судьба посылает ей ещё одно испытание – будущий ребёнок. Это испытание, а не радость.

Потому что  более всего Настёну мучит чувство вины перед односельчанами, за то, что обманывает их. Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой…

 Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

    Главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной. Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Всякое ли преступление можно оправдать войной?

  Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

      9. Пройденный материал по изучаемой нами темеОЦЕНИВАЕТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТА  

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfXwgTi0-WsAU1lLqnJbIdZlG6v_n0guETn5H2V6LAhM_BZWQ/viewform

     10. Работу необходимо сфотографировать и выслать в личные сообщения https://vk.com/id541865253

 

Приложение 1

Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».

Приложение 2.

История появления слова «Царь- рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего, означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: