Исследование слухоречевой памяти

Тест № 1

Цель: определение объема слухоречевой памяти и динамичности запоминания.

Процедура проведения: Ребенку сообщают, что ему прочтут слова, которые необходимо запомнить. Повторение слов осуществляется до 5 раз. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов. Неправильно воспроизведенная форма слова считается ошибкой.

Инструкция: «Я сейчас прочту 6 слов. Слушай внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».

Материал исследования: 6 слов.

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, огонь.

Критерии оценка выполнения задания:

4 балла – динамичный процесс заучивания; ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все 6 слов, затратив на это не более 5 повторений.

3 балла – динамичный процесс заучивания; ребенок сумел воспроизвести все 6 слов ровно за 6 повторений.

2 балла – динамичный процесс заучивания; за 6 повторений ряда слов ребенку удалось правильно воспроизвести 4-5 слов.

1 балла – средне-динамичный процесс заучивания; за 6 повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести 4-2 слов.

Тест № 2

Цель: определение способности к опосредованному запоминанию.

Процедура проведения: Перед ребенком раскладывают рядами карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Экспериментатор дает инструкцию к заданию. Ребенок выполняет задание. Затем, спустя 30 минут, после того, как проведены какие-либо другие пробы, ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова она была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта картинка напомнила слово.

Инструкция: «Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить его. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить, свет. Здесь свет нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово».

Материал исследования: набор из 9 карточек; слова для запоминания: дерево, время, чай, волосы, работа.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – ребенок смог воспроизвести все слова, логически правильно объяснял связь между картинкой и запоминаемым словом.

3 балла – ребенок допустил 1 ошибку, логически правильно объяснял связь между картинкой и запоминаемым словом.

2 балла – ребенок допустил 2 ошибки, наблюдались нелогичные объяснения связей между картинкой и запоминаемым словом.

1 балл – ребенок допустил 3-4 ошибки, допускал многочисленные ошибки в логическом объяснении связей между картинкой и запоминаемым словом.

Исследование операций мышления

Тест № 1

Цель: исследование операций обобщения, анализа и синтеза.

Процедура проведения: Ребенку показывают картинки с изображениями четырех предметов, три из которых объединяются общим признаком, а четвертый предмет этого признака не имеет.

Инструкция: «Здесь изображено четыре предмета. Три из них похожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди, какой это предмет?»

Материал исследования: картинки с изображениями четырех предметов.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – с помощью стимулирующих вопросов экспериментатора задание выполнено правильно.

2 балла – ребенок допустил 1 ошибку, использовал стимулирующую помощь экспериментатора.

1 балл – ребенок допустил 2-3 ошибки, использовал наводящие вопросы экспериментатора.

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка понять сюжет в целом.

Процедура проведения: Ребенку предлагают картинку и просят сказать, что произошло.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Как ты думаешь, что здесь произошло?»

Материал исследования: картинка с изображением ситуации.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – ребенок полностью раскрыл содержание изображенного, правильно установил все причинно-следственные связи.

3 балла – ребенок рассказывает правильно и самостоятельно, но прибегает к помощи стимулирующих вопросов экспериментатора.

2 балла – после наводящих вопросов экспериментатора ребенок выполнил задание правильно.

1 балл – перечисляет изображенные предметы на картинке, не объединяя их в единое целое.

Исследование звукопроизношения

    Исследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедической практике методике. Материалом исследования являются предметные картинки, содержащие проверяемые звуки в разных позициях в слове (начало, середина, конец), а также логопедический альбом для исследования звукопроизношения. Полученные данные фиксируются в протоколах.

    Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – нормальное произношение всех звуков.

3 балла – фонетический или фонематический дефект 1-2 звуков.

2 балла – фонетический или фонематический дефект 3-4 звуков.

1 балл – фонетический или фонематический дефект 5 и более звуков.

 

Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Тест № 1

Цель: исследование способности правильно воспроизводить звукослоговую структуру слова.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит слова, а ребенок повторяет их.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты повторяй их за мной».

Материал исследования: слова различной звукослоговой структуры.

 

Муха, вата, весы, нота.

Машина, корова, лопата, собака.

Кот, дом, мяч, рак.

Банка, туфли, ведро, кошка.

Бабочка, подушка, ромашка.

Ключ, хлеб, мост.

Пуговица, паутина, гусеница.

Велосипед, полотенце, телевизор.

 

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – четкое и правильное воспроизведение слов.

3 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение слов, но без нарушения слоговой структуры.

2 балла – ребенок допустил 1-3 ошибки в изменении структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове. Нарушения звуковой структуры слов: повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука.

1 балл – ребенок допустил 4-7 ошибок в изменении структуры слогов внутри слова с сохранением общего количества слогов в слове; ребенок допустил 1-3 ошибки в нарушении слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов). Нарушения звуковой структуры слов: повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков.

Тест № 2

Цель: исследование воспроизведения звукослогового облика слов в структуре предложения.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит предложения, а ребенок повторяет их.

Инструкция: «Я буду называть предложения, а ты повторяй их за мной».

Материал исследования: предложения различной звукослоговой наполняемости.

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Посмотри температуру на термометре.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – четкое и правильное воспроизведение слов.

3 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение слов, но без нарушения слоговой структуры.

2 балла – ребенок допустил 1-3 ошибки в изменении структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове. Нарушения звуковой структуры слов: повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука.

1 балл – ребенок допустил 4-7 ошибок в изменении структуры слогов внутри слова с сохранением общего количества слогов в слове; ребенок допустил 1-3 ошибки в нарушении слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов). Нарушения звуковой структуры слов: повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: