Исследование состояния фонематического восприятия

Тест № 1

Цель: исследование слухопроизносительной дифференциации слогов.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку повторить за ним пары слогов. При этом рот экспериментатора экранируется.

Инструкция: «Поиграем с тобой в эхо. Как ты знаешь, оно любит за всеми все повторять. Ты будешь эхом, повторяй за мной все, что я скажу».

Материал исследования: ряды слогов: ба-ба-па; ка-га-ка; ба-бя-ба; си-сы-си; ма-ма-мя; са-ша-са; ча-ща-ча; за-са-за; са-ца-ца; цы-ти-цы; тя-тя-ча; ся-ся-ща; ло-ро-ро; ви-ли-ви; рё-лё-рё.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – все пары слогов ребенок повторил правильно.

3 балла – ребенок допустил 1-3 ошибок в различении слогов по одному дифференциальному признаку.

2 балла – ребенок допустил 4-6 ошибок в различении слогов по двум дифференциальным признакам.

1 балл – ребенок допустил 7-9 ошибок в различении слогов по трем дифференциальным признакам.

Тест № 2

Цель: исследование слухо-произносительной дифференциации слов и псевдослов.

Процедура проведения: Экспериментатор попарно произносит слово и псевдослово и просит ребенка выбрать правильный вариант. Если ребенок испытывает затруднения, то он может сказать: в первый или во второй раз правильно было произнесено слово. Рот экспериментатора закрывается экраном.

Инструкция: «Послушай и скажи, я произнесла одно и то же слово или нет? Выбери правильный вариант».

Материал исследования: слова и псевдослова, различающиеся одной фонемой.

Поезд-боезд            Сумка-сюмка Жима-зима

Зебра-себра             Мёст-мост Шумка-сумка

Керой-герой            Лапа-ляпа      Семья-щемья

Вилка-филка  Катат-катать   Шиница-синица

Пинокль-бинокль   Бровы-брови  Щётка-сётка

 

Чайник-тяйник Лопата-ропата

Сапля-цапля  Лисунок-рисунок

Чемодан-щемодан Ворона-лорона

Таракан-царакан Вимонад-лимонад

Цолома-солома Лицо-рицо

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – правильное выполнение всех заданий.

3 балла – ребенок допустил 1-5 ошибок в различении пар слов по одному дифференциальному признаку.

2 балла – ребенок допустил 6-10 ошибок в различении пар слов по двум дифференциальным признакам.

1 балл – ребенок допустил 11-15 ошибок в различении пар слов по трем дифференциальным признакам.

Тест № 3

Цель: исследование слухо-произносительной дифференциации слов-квазиомонимов.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку повторять за ним слова. Слова предъявляются попарно.

Инструкция: «Послушай и скажи, я произнесла одно и то же слово или разные. Произнеси эти слова».

Материал исследования: слова-квазиомонимы.

Шар-жар        Кричат-кричать             Весь-вещь 

Висит-визит   Живот-живёт         Лось-ложь

Бабочка-папочка     Грозя-гроза           Зевать-жевать

Тень-день       Нос-нёс                  Жал-зал

Голос-колос   Крюк-круг            Пищать-писать

 

Вечер-ветер   Рожки-ложки

Печь-петь       Ряд-яд

Лес-лещ          Лёд-йод

Цыкать-тыкать Мошка-ножка

Царить-сорить Волна-война

Критерии оценки выполнения задания: как в задании № 2.

Тест № 4

Цель: исследование слуховой дифференциации слов-квазиомонимов.

Процедура проведения: Ребенку предлагается набор картинок. Экспериментатор называет один из двух изображенных предметов на картинке, а ребенок показывает этот предмет. Перед выполнением задания экспериментатор просит ребенка зажать язычок между зубками. Рот экспериментатора экранируется.

Инструкция: «Я буду называть предмет, изображенный на картинке, а ты будешь его показывать. Покажи мне язычок, а теперь зажми его между зубками, так чтобы мне был виден его кончик».

Материал исследования: набор картинок с изображением слов-квазиомонимов.

Критерии оценки выполнения задания: как в задании № 2.

Тест № 5

Цель: исследование фонематической дифференциации по представлению.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку набор картинок и просит его разложить их по группам, в зависимости от того, какой звук мы произносим в слове. Перед выполнением задания ребенка просят зажать язычок между зубками.

Инструкция: «Раздели эти картинки на две колонки: в левую положи те картинки, в названии которых мы произносим [С], а в правую – в названии которых произносим [З]. Покажи мне язычок, а теперь зажми его между зубками, так чтобы мне был виден его кончик. Теперь выполняй задание».

Материал исследования: набор картинок.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок и в быстром темпе.

3 балла – ребенок допустил ошибки только в одной из серии картинок, ошибки связаны с неразличением слов-квазиомонимов.

2 балла – ребенок допустил ошибки в двух сериях картинок, ошибки связаны с неразличением только слов-квазиомонимов; ребенок допустил ошибки только в одной серии картинок, неразличение звуков в словах-квазиомонимах и в простых словах.

1 балл – ребенок допустил ошибки в трех сериях картинок, ошибки связаны с неразличением только слов-квазиомонимов; ребенок допустил ошибки в двух сериях картинок, неразличение звуков в словах-квазиомонимах и в простых словах.

Исследование навыка анализа предложения на слова

Тест № 1

Цель: выявить у ребенка способность выделять слово из предложения.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит предложение, а затем просит ребенка найти в нем третье слово и назвать его.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты слушай его внимательно и постарайся найти в нем третье слово. Назови его мне».

Материал исследования: предложения.

На столе лампа. Веселый гном улыбается. Сегодня был жаркий день. Заяц спрятался под кустом. На уроке музыки мы поем песни. Ваня любит играть в футбол. Алла Викторовна – наш любимый учитель. Зоя очень любит пшенную кашу.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, ребенок использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев, проговаривал слова вслух).

2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, использовал внешнюю помощь и помощь экспериментатора (повторное проговаривание предложения).

1 балл – ребенок допустил 3-4 ошибки, использовал внешнюю помощь и помощь экспериментатора (повторное медленное проговаривание предложения).

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка определять количество слов в предложении.

Процедура проведения: Экспериментатор говорит предложение и предлагает ребенку сосчитать количество слов в нем.

Инструкция: «Я буду говорить предложение, а ты посчитай, сколько слов в нем, и скажи мне».

Материал исследования: предложения.

Наступило лето. Мурка пьет молоко. Мама вяжет мне теплый свитер. У меня книга. Утром школьники идут учиться. В ящике лежит блокнот. Петя Васечкин – лучший ученик второго класса. Мой папа работает на заводе. На уроке русского языка очень интересно.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, однако ребенок использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев, проговаривание предложения вслух).

2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев, проговаривание предложения вслух).

1 балл – ребенок допустил 3-4 ошибки, использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев, проговаривание предложения вслух).

Тест № 3

Цель: выявить способность ребенка определять последовательность слов в предложении.

Процедура проведения: Экспериментатор говорит предложение, ребенок последовательно произносит в нем слова.

Инструкция: «Слушай внимательно предложение, которое я произнесу, а затем последовательно, друг за другом, назови мне в нем слова».

Материал исследования: предложения.

Собака гуляет. Мама шьет платье. Среда – третий день недели. Птица села на ветку. Моя младшая сестра учится рисовать. На улице ветер. Мария Викторовна – наш классный руководитель. Самая длинная шея у жирафа. Осенью птицы улетают в теплые страны.

Критерии оценки выполнения задания: как в задании № 1.

Тест № 4

Цель: выявить способность ребенка определять местоположение слова по отношению к другим словам.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит предложение и просит ребенка назвать слова, находящиеся перед и после заданного слова.

Инструкция: «Сейчас мы будем называть соседей слова. Слушай внимательно предложение, которое я произнесу, а потом ответь на мои вопросы. Например: Сегодня хороший день. Какое слово стоит после слова «хороший»? День. А перед словом «хороший»? Сегодня. Задание понятно?».

Материал исследования: предложения.

В школе праздник. Заяц убегает от лисы. Кот любит сметану. Петя рассказал нам интересную историю. Дети насыпают семена в кормушку. Ваня Рыжиков – лучший друг девочки Кати. Коля помог старушке перейти через дорогу. Рыжая белка собирает грибы.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, задание выполнял медленно, использовал помощь экспериментатора (повторное проговаривание предложения).

2 балла – ребенок допустил 3-5 ошибок, задание выполнял медленно, использовал помощь экспериментатора (повторное медленное проговаривание предложения).

1 балл – ребенок допустил 6-9 ошибок, задание выполнял медленно, использовал помощь экспериментатора (повторное проговаривание предложения с интонационным выделением слова).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: