Глава II. Но дети всегда остаются детьми

         Несмотря на то, что дети в войну да и после войны трудились наряду со взрослыми, их основным делом было учение. "В школе писали на газетах, потому что бумага была в дефиците". Эти слова звучали не от одного из тех, чьи воспоминания мы приводим в нашей работе. Как же можно писать на газете? Оказывается, речь идёт о полях с краёв, они-то оставались чистыми. Писать на них можно было.

    На выставке в Государственном архиве Рязанской области мы узнали, что школьники во время войны старались учиться лучше, они писали об этом на фронт бойцам и таким образом поднимали их боевой дух. Была даже такая почтовая открытка, она называлась "Отличники"[прил., фото №4], на которой изображен мальчик-отличник и боец, который бил врага насмерть. Такие открытки воодушевляли бойцов, они чувствовали поддержку тыла.

    Ребята ходили в госпиталь к раненым бойцам, и устраивали им концерты. Фотографий, где показаны раненые в госпитале, их лечение, разработка рук и ног на специальных снарядах, а также концерты для них в Государственном архиве Рязанской области много.

    Как бы не было страшно и трудно во время войны, но место для юмора и ребячьих проказ оставалось. Интересную историю мы узнали во время экскурсии в архив от заместителя директора архива Д.Ю. Филиппова. В одной рязанской больнице воду привозили с пруда, расположенного на большом расстоянии. Лошадь, которая возила воду, совсем одряхлела и впрягать её уже стало нельзя. Тогда персонал больницы стал таскать воду на себе, но это было тяжело и неудобно. Один врач предложил впрягать быков. На них надели хомуты, запрягли в повозку, но быки не слушались. Один раненый боец, с Украины, лежавший в госпитале, предложил быков дрессировать (сам он умел обходиться с быками). На это ушло 3 недели, быки даже стали слушаться. Деревенские мальчишки часто глазели на дрессировку быков и смеялись, от чего быки переставали слушаться. Работники больницы попросили мальчишек не мешать дрессировке быков, обещая покатать их на быках потом, когда те навезут им воды. Мальчишки притихли. Быков запрягли в повозки, чтобы отправиться на пруд за водой. Вся деревня выбежала поглядеть на необычное зрелище. Но тут бык-вожак улёгся на землю, и за ним все остальные повторили то же самое, народ начал смеяться... Воду удалось привезти только ночью. [I, 6]

    "Папа рассказывал, как в 1942-1945 годах, когда он с родителями оказался в Ульяновске после эвакуации завода, на котором работал его отец, они жили в 7 километрах от школы. Зимы тогда стояли суровые, морозы доходили до 40 градусов. В школу ходили пешком. "Придем, - говорил папа, - а там сообщают, что из-за морозов уроков не будет. Мы назад опять 7 километров, сумки побросаем дома и бегом на улицу, с горки кататься на ледянках". (рассказы Чеснокова А.В. записала Чеснокова Н.А.) [I, 7]

Мой прадедушка Грошин Александр Дмитриевич родился 1939 года 3 декабря. Отца прадедушки убили в фашистском лагере для военнопленных. Из воспоминаний прадедушки Александра Дмитриевича: «Меня растила одна мать – Евдокия Егоровна, отец погиб в плену. В семье я был единственным ребёнком. У нас в хозяйстве всегда была корова и у меня было сытое детство. Закончил пять классов, все основы я получил. После школы пошел работать пастухом. Потом учился на тракторные права. На учёбу ездил 30 километров на велосипеде до города Михайлов, в училище имени Мерзлова. Так и прошили мои детские и юношеские годы.» (рассказ записала А. Астахова) [I, 2]

 А на Новый год, который стали праздновать после войны, ставили вместо ёлки, которые поблизости не росли, небольшое дерево, срубленное в роще, вешали самодельные игрушки и собирали в доме соседских детей на праздник."(из рассказов Н.А. Чесноковой) [I, 8]

    Все те, кого мы опрашивали, вспоминают как самую большую радость окончание войны. "9 мая рано утром, часа в 4, когда все ещё спали, вдруг стали стучать в окна и кричать: "Победа, победа!" все выбежали на улицу, плакали от радости, никому не верилось, что война окончилась. Так и никто не знает, откуда в далёком захолустном Буйнакске могли узнать о конце войны среди ночи. Наверное, дежурному на железнодорожной станции пришло сообщение." (из воспоминаний Е.А. Чесноковой) [I, 8]

    На выставке в архиве мы видели фотографии, запечатлевшие момент гуляний в Рязани по случаю Победы. [II,1] Там радостные, счастливые лица у взрослых и детей!

Заключение

         Работая над нашим проектом, мы сделали для себя несколько открытий. Во-первых, мы узнали о военном и послевоенном детстве наших прабабушек и прадедушек, это обогатило наши знания о наших родственниках, о семье. Во-вторых, мы поняли, что патриотами можно быть уже в детском возрасте. И ещё мы учились записывать то, что нам рассказывали наши родные и знакомые, а также правильно составлять текст проекта.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: