мировой круговорот.
Северные мудрецы говорили: «Движение может осу
ществляться видимым способам и внутренним Iв бооор*
о 0дна семья. И человек в цепам пред- v flte-i0 " э жение громадного мира и является J- 4 *#60» действительно, человек подобен Вселен- >»• ^, аТЬ всей ее мощью, но для этого ему Ильный образ жизни, выпрямить свой путь
"І10 н9'ік°в' представлениям, существуют три воз- VMHo ДРевНИ1ю совершенства: путь шамана, путь муд- дости51* оХОТника-воииа. Только для правильно ника и пЯ'ь верн0 ему следующего доступно слия- vuHat ек,св°и пу д0СТижение внутреннего равновесия, £^%ой rapMt'сТИН’ной жизни. Степень подвижности и ні*есМ’обретенИЄ во многом определяют и работоспособ-
овершенство. Умение прислушиваться к |й'6иН„ физичесКое _ ^„ейшее условие владения здоровым,
сильным «ЯШ.
>““"ф
fJlABA IX
,,Н ХОМУС и ДРУГИЕ
для народов, сохранивших Лу качение муз-к начально она была чисто м *4, і. иеоиениМОпг ЮРціИм совершать различные обрЧ <гвом. иомо^ обшатьСЯ с духами. При эт0м С5 твия- напри^Р’ инструмент, на котором о„ и Ч*.
|
|
йь И «У^дно ^лое- Эт0 еДИНеНИе не бы.>
^нива-іись как,чн0м понимании, а представлялоЧ
ч ловеком в прив оСть, связывающую Земл* N еклю маг«че Ценной. Другими словами, 4eno> гими^ ся шаманом. Он путешествовал Верхо * время становищ видел невидиМое, слышал несЛЫЩи *
своем инструм ^ в отдеЛьных случаях ритуал Поз*
И ошуша.1 не без специальнои одежды, но без музЬ|
лялось провод ствие было весьма затрудните^
экстатическое, у КрайНего Севера, когда перечис.
даже нешаМг1авные предметы в мире, называют бубен На. ляют самые жизненно важными вещами, как огонь н
раВН!-«Не будет оленей - не будет пищи; не будеп, огщ. олень «не у ^ т бу6на _уидет душа>к
"Е относится к одним из древнейших музыкальных инструментов культового назначения Его изображен*, ^встретить на енисейских и прибаикальских петроп, фах пратюркского периода, на Кольском полуострове. на древних святилищах Онежского озера и т. д. Первые пне, менные упоминания бубна содержаться в енисеиских рун» и византийских хрониках.
.с, вуется. что ІІсрвьій Ііубсн «рос» ІІМССІС с 0,фах ||()ВіС.,сркалами и другими млі ичсскими предме-
1. 'І, ІІ,,Ц|К1|М^М Древе, после чего Г)|,ІЛ сорна» І Ісбсспмм К^ІІІ, МПР0^, служить людям. Он послужил ПроНПИНОМ ноМ 11 с1‘.,ч остальных бубнов. До сю обретения, и ш- "копиях часто исполыоиалось бревно с вы- <сКИх ■*** „о которому палками наносились удары. ги> сСрс;!трументы сохранились и по ныне, получив на- rt V)HblC бороОсшоа. Существует мнение, что ІІсрвьій V-^оом играл Небесный Шаман, дожил до наших б^н,наК0'ним легендам, он хранится посвященными в ' ей- 1,0 °Л о стране Беловодье, а по другим - в одном из 0рах А;1Т^’ тИбетских Г ималаях, в легендарной Шамбале. монасТЬ|РеИ м бубна с архаичных времен отражает связь с СИГЛГ оой и Мировым Древом, составляющими опреде- Мир°в°и (.па Мира и Космической Оси. Сама же форма его лени* НО (^ является мистерией, повторяющей мифоло- обретеН,1Я|<азания. д.А. Попов в «Материалах позтиоірафии гИческ1"- ведеевских тавгийцев» приводит интереснейший aBaMtKH*lHoro ненецкого шамана, который, заболев оспой, пе- Р**кя в 'рСЛу На остров, омываемый девятью морями. В острова возвышалась священная береза. Вокруг нее иеНТ^ девять трав, а также находились другие «родоначальні» животного мира. На ветвях древа сидели люди разных национальностей. С высоты раздался Голос, повелевающий пришельцу сделать бубен из ветки Древа и научиться шаманскому искусству. Ветка, предназначавшаяся для бубна, имела три отростка. Из них кандидату было предложено сделать три бубна: один для помощи при родах, второй для исцеления страждущих, а третий для потерявшихся в тундре. Далее Г олос сказал, что нужно найти трех женщин и жениться на них. Они будут хранительницами бубнов.
|
|
Это экстатическое переживание имеет в своем основании очень древние представления, дошедшие до нас в практиче-
С,И не Hi в,,лс,,ОСЛе»оЛоб
ж(г уже не может сам избирагь св0(о о*
„редопрелелеиие: быть шаманам. 0г,ЛьбУ пЧ
Jmm емерти.()" илст " лес»• oPHeHTu^bJ \Ч м„, ране я признакам, выбИраст ^»ek *. V
Osfuw. символизирующее mo самоеJ/ne„ ° 4.,>Л ЧАС П.'Я рОДСТВСИИИКвМ будущего шамаНа **4’ \\ реенну. И«которой затем изготавливаете Иг>Ри V*
(Нн*л Пубна может иметь круглую и ” °^0д. \\ Г>Ы1Ь СЛСЛЯИ посредством выбора сереш" °йа-'ьцу *
С помошью сгибания вываренной доСк!,Ы Спн*а ^ V
ЛИТЫ бубнов имеют разные наименования 'Ц******.?V
фической литературе они объединялись ' СТаРоЦ \
подразумевающим шаманские бубны воо/Єрк,Нном П\ пинало от тюркского «канта» - шаманит “**'
Вубен является своеобразной моделью ft” сгасом. подвижным храмом и средством Се'1енЩ ^ шип н измененных состояниях ' со:у*<>
выступать как быстроногий олень или „ Он. ^
пли КОНЬ
владельца в иные миры, а может служить ’
1. цейс Я или поднимающейся ПО течению в 10ДК°*’ Щсъ? сю конструкции, как и в ритуальной одежде *4 6 тали имеют значение. Все наделено смыс то содержанием. Обечайка - это Мировое Древ " CaKpa-1‘«Kv стороны: внешнюю, для подъема вверх и вн' ИМе'°““** путешествия вниз, как бы через дупло.’Внешне'""0'01" мужская, а вну тренняя - женская. Натянутая коЛ"0'*’*' зируст покров бубна и, в некоторых случаях 2 плеву. Бубен всегда рассматривается как живое ojZI" репное существо. Чаше всего, кожа тото или иного ж2 поп, дает конкретный образ духа-проводника шаманЛ НПО,да он может и не совпадать с животным, чья шкура* пользовалась в качестве мембраны.
2.
„ичный для Сибири иример заклинатель- *’<^НН°Й К бубНУ’КОТОрЫЙ вы-
С*‘1НЬ
О^ ііший на стыке миров:
»»- г» ГГ
ґи МЫ - -MOM -Vfedeedb/
' «ой о/^'7' ww
Ты товлеиия бубна сводится к тому, что хорошо
Техника и^°жира кожу, сырой, натягивают на подготов- 0чии‘сНН> К’,1 крепление кожи к ободу происходит посред- ченный ооа • кожаных стяжек или специальными
>1 пьібь^* '
сТВ МИ клиньями, которыми протыкают кожу и вго-
деревяН"ЬуСверленные В ободе отверстия. Подсыхая на иЯ1°Т В южа плотно стягивает обечайку, так что при ударе характерный низкий звук.
|
|
Q. мосские бубны сааияк и алеутские чаякх делаются
ш^.ры моржа или желудка тюленя. При этом ручка-дер- жате.чь помещается не внутри, а снаружи, как на ракетке для пинг-понга. Для придания бубну более мягкого звучания, его поверхность смачивают непосредственно перед игрой. Чукчи и коряки натягивают на обруч оленью шкур>; в некоторых случаях, даже не выщипанную. Такой бубен носит название ярар и яйай (см. рис. 52). Иногда, звук бубна получается настолько мрачный, особенно при большой влажности воздуха, что инструмент приходится «греть» у ко-
«»лмбад* '
^ г* П»"-4 „,т«\ н И нанаиские.т.>ч 1\
КабврГИ "Л",?ЛСНЯ 0Hh",^S
,ї.«“ ” “Тск"и
“ 7-у»"'"нх ^M>VS
> 111*»•“""■ В“с^''™-Сх "* "1'„,,г» («понГУР») "«““ет Фшури' * С
-)Ж. „ VI столетии нашей,ры ■“•«О
».1 \ 11 I _ -
р"с52(а). Чукотско эскимосский ансамбль («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознанне а». |
На внешнюю, а иногда и на внутреннюю поверхность кожи часто наносят изображения трех уровней Мироздания. Космического Моста в виде радуги, Мирового Древа, предков-шаманов, знаков плодородия, а также зверей, птиц, м рыб. имеющих отношение к владельцу бубна. Рисунок может быть заменен аппликацией, как, например, у народов Нижнего Амура, с сохранением аналогичных сюжетов41.
1. О сакральных знаках см. О. Диксон «Символы сибирского шаманства! (М. 2007).
^ рис. 52(6). чукотско эскимосский ансамбль «Эргыпон» («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознание «° |
В деле дальнейшего изучения «анатомии» бубна следует п0Дробно остановиться на внутреннем перекрестии, py4Ke^T Сдерживания инструмента рукой. Форма ручки име£*™я ное значение, олицетворяя дух бубна. Изображение на ней многие алтае-саянские народы называют va^, то есть обГ долина бубна. Наиболее интересные варианты ручек сох™ „„лисьна алтайских бубнах. Согласно исследованиям вылаю шегося тюрколога Л.П Потапова, они классифицируются на три большие группы: барс (марс), каным и с)єйш (си досі?)
|
|
Рукоятка типа имеет деревянную вертикальную оез ную перекладину и часто снабжается металлическим витым горизонтальным прутом, проходящим чуть выше середины Верхний и нижний концы вертикальной перекладины имеют четырехгранные лопастнообразные утолщения с отвер-
Г:^Д,™ лух-*ом™ №.
ГЛГжГ»нДЬІРО,ЄК " "ОТВ0"0Ч™«(«»»>) >
бубна Ї1 Железныи ПРУТ символизирует ребра (лт)
3. орые в измененных состояниях сознания играют
4.
14V,b пг««вы » последнем слУм..
мистическим луком, а сп, много***. *6^
нсски иреЧ«‘«вюк" в *’тРелы Да* Ч," 'V
„ом мире они выглядяI как колоко^,, ес*н „*\Ч шаман но время»ке,ат„ческого Пу*И. Та U.V' ovw.a неенеобходимое: ездовое живо,,,' 'н"н „.ч <4 мошыо привязанных к верхней част„ 6l>’
и «лоїуіики (<*>&»). которая восПрИ11и ^ lN\
(уха-хранителя, имеющего прямое oi?MaeOVV
пнпное оружие, при виде которого все u ',Ue"‘<t > Л|
ступают прочь. "(4,^4
Ч
ч
Рис. 53. Деревянные рукоятки алтае-еа*,
(барс, каным, дезим) и кожаная ручка м». > ' 6>Ч>»
анана,,^чч>^
Второй тип рукояток алтае-саянских бубн > ставляет собой насыщение Дополнительными1*'• *“***'% коятки типа барс. Каным имеет вид антропомо^^^* с двумя большими головами сверху и снил *** ннка-оорги и четырьмя небольшими руками м\Г горизонтальными перекладинами. Верхняя iHa4fHHw» сматривается как мужская, а нижняя - как женскад?£ женне следует понимать как союз Первого Шамана.мГ**
„редка всех шаманов вообще, и момкргт- в частности, с Хозяйкой Мировой Горы. л* *,діа QP іанНом случае, хранительницу Гм*>на Со** имен но от Хозяйки Мировой Горы Небес- 1 Первый Бубен и разогнал cm заумом всех <ых к л киям духов. Длинные разноцветные >11|,,^.’аТХ'',Ь,рик-рсмлясмые к металлическому пругу, как
„рук» Первого Шамана, образуют мисти- іҐ1. IV 6\бна каным, а так же означают сделан
2. ■ о Ф0---------- *
X ■
.. ^\бен предок с подвешенными к ребрам лентами, рис» ^ ~
лний вид рукояток называется дайм. Чалу эти?
2. - ° имеет одну голову, две небольшие руки с проходяще?
проволокой, длинное прямое туловище и две коротки* яти (см рис. 55). Рукоятка дезим может быть выполнена Kaf в мужском, так и в женском стиле, а то и вовсе иметь андро пінную форму. Визуальный анализ этого чалу наводит и: мысль об очень архаичных корнях данного изображения. Балкано-славянская пластика третьего тысячелетия и даже африканская магико-религиозная скульптура Акваба имеют
с алтас-саянским дезнмом много сходных черт (см. рис.56). Приняв во внимание условность формы, его можно сравнить и с древнеегипетским крестом аихом, состоящим из нижней тау-части, символизирующей мужское начало, и верхнего овала, означающего женское начало. Крест олицетворяет зачатие новой жизни, главный принцип человеческой эволю- цнн. Аналогичную смысловую нагрузку подразумевает и балканская аїрарная пластика, и африканские андрогннные образы Акваба. Таким образом, можно сказать, что, изначально, чалу дезим символизировал не духа гор, как пола- га ют исследователи, ссылаясь на заверения самих алтайцев и хакасов, а то же самое, что и чалу типа каным.
Рис. 55. Абаканский мастер С. Марков за работой над бубном: та дезим- Хакасия. Фото из архива ОИП «Мезосозтлис <м>. |
Изображения на ручках бубнов иных народов Сибири, а также Крайнего Севера, отличаются от тюркских меньшей выразительностью образа, что, впрочем, не мешает им выполнять аналогичные функции. Например, нанайские бубны унгчувун вообще не имеют резных чалу. Дом духа- хранителя, эдена, находится в центральном кольце,
четыре ремня (с.м. рис. 53). Возле кольца подвешивают ту или иную фигурку, часто - змею, не относящуюся непосред- ственно к духу бубна, но имеющую функцию посредника. Считается, что дух бубна, при ударе о кожаную поверхность колотушкой, входит через руку шамана в его тело и соеди- няется с ним на время камлания.
Рис.56. Ритуальные изображения различных, не связанных ныне, на^ родов, подтверждающие единство шаманских корней: |
Научными исследованиями о воздействии барабанного боя на сознание человека занималась лаборатория Негера. В ходе многочисленных экспериментов с бубном из оленьей кожи было установлено, что ритмичная пульсация вызывает ряд преобразований в центральной нервной системе и актнвизирует бездействующие в повседневности участки головнога мозга. Длительное сохранение ритма с низкой звуковой амплитудой и частотой от 180 до 220 ударов в минуту приводит к временному смещению восприятия, что влечет за собой изменение сознания. Более высокий звук трещотки, нередко дополняющий звук бубна, замедляет частоту излуче-
.споканваюшим воздеЙСт
^дДаСТ^)Ивает человека к трансу, Ч >
,.м Л0Д0^»0Є значение
2# & 22—■ ”ие*
U tlOfl tee %
<*,<*его РУ-С иМеет своего хранителя,. І"и^І6у6На,2 или на самой ударной Час7%
,е;.ана из дерева или кости и Ч
быть^сде стержень с кожаным „а %
5* <*.**4 >пь».ой лопатки, обломок китОВо%. S* С ниД-* Н^р зом обработанная лана и т.д. „%
К0М.^К1к'іиИМ Ги функцию трещотки. ДЛя %
^аС0Вмс^еюТ ножом или высверли о,
SSStfT^зась,пают мелкие камешк^
^а^ы'^Риа о тюркской группы (тувинцы, алтайцЬ| k
КТ Шамань- наР^в 1 г^аНИе посредством колотушки^'
Z^c0BePZтээрек^ары- Такая колотушка ^ назыв^ся или рога марала. На Удар„уі0
ЇЇЇеє дел, ноги горного козла, а на противополо*н
а^ивают м^ с Н ых колец. Для выяснения причину прибивают Девя^ения 0Твета от духов колотушку подкИдь, пезни и для п0ЛУп..кИ слева на право. Если она падаетуДарНой ваютдвижением РУ н арны) вверх, то это трактуют как
лицевой чаСТЬ 'даание, а если вверху оказывается обратная плохое предзнах ^ ^ сулит ХОрошую судьбу. Коло-
сторона (орбанын говорит Q неопределенности ответа или
^ушка. упавшая и.нейтральная пшиция В этом случае
рассматриваем ^ КШЮ1ушку в нужную сторону. При ГГГьном результате, когда колотушка падает меховой
S»**, лро«>шпся|ямлание-80 Вре“я “0ТОр0ГО'‘П® еше «сколько раз (обычно, в обшей сложит, т
трех раз), пока она не ляжет в благоприятное положение.
ki, V** И „ ІЧС.ІСН, г
"Ь.сун.,1. И И '
#***«**'"" ,ыи*'ки сиой «У«сн.*,**• И'"см«и«, ’ ,ии> «**' ЭТО І«П'Р*Н- после f.yf„m <n> ,,<w ♦*»,„. и M^*»w
«** ',,„„4 ІІЄТ|Н»ГЛИф|»Ч IIUIMHM иц^п Рн,и* мм»^"'
н» * н»’ рсчь исо-илсі"««"р«си,м"*с;(;и с ^«МССКОМ шуке тетины. СдЄл«„Но^7«°М..мн
** „й ииоригукмций „,ук. получаем,Л " *Ия **»*»»''
"*«или пальнем, считался срс;іс 'пУЛвр* >с ' ^.иомошни«>» и лу...редкой им,:у7;'^
Рис. 57. Центральноамериканский Ловец духов. |
Для того, чтобы тетива звучала, ей необходим резонатор, в качестве которого выступает ротовая полость и горло самого исполнителя. Это достигается с помощью нехитрых манипуляций. Например, верхний конец лука можно охватить губами, оставив отверстие для выхода звука. Величина л ого отверстия, атак же изменения в ротовой полости и гортани будет менять высоту звука. Также тетива могла быть зажата между зубами, а само древко иметь дополнительный резонатор в виде
„фе.ап-рсжепоро^
,|Ю» 1 L.n. їх) отнимается от „с, '* ч
^ -•,*>гда были очень pacnpoc, *<, ##2 1%кИ Cceepy, а сейчас их знач^Ч. <><>йис-. Модификация «звучац,4,4
мне ФУ ментов.,,а,^ч
&
ЫЙ ,н
кг>,'^муса-лук-датируется
*’Jt? •; чгоіір^0 • называют еврейской арфой 4 "Й?* Запета хомУ^ ^ и.**
" в Л ветра-1".тяіцим оводом», пармупилль, у Vlfn 0"-
Гон имен^я <<китайцев - ченг. Название вар^’
„СВ - народов созвучно слову «хомус»: Ко6у^
^рКОЯЗЫЧН KHpbl) и т.п.
з^Гных народов несколько отличаются Др ХоМУ „Сом изготовления, формой, звучанием, при„ друга матери. одинаковое назначение - «Прочиц1е
ципомигры. и облегчение вхождения в трансово, НИС>> Не Для малых народов России это стало особенно С Vnocne революции, когда камлания с бубнами бьщ, Уместно запрещены. В этот период многие ЭТНОГраф* отмечали тенденцию к снижению роли бубна и все больше привлечение в ритуальную практику хомуса. В древности же
хомус не заменял бубна, а дополнял его. Считалось, что бубен открывает проход между мирами, а хомус отпугивает
2. Более подробно о шаманских луках см. О. Диксон, И. Ядне «Шаманские практики» и О. Диксон «Шаманское целительство».
^добро*елатеЛЬНЫХ духов и «Ризывает
Н!иоШНИКОВ и союзников. Также ЭТот
в похор°нных иерем„„Иях ^"сгРУМеит был не»;
«усопшего в загробный „Ир. Такие!?4'1' «"Рово* ",
можно бы:™ наблюдать у Народон н*Ы Д° Недав*«"°
частности у нанайцев, где они назы^л? Ни*него Амура Традиционный хомус состоит „3 - сь касс“-
*ателя с удлиненными концами - ус''ОДКОВООбРазного дСп „рикреплена тонкая гибкая пластинка -.Т Р°га- к Сорому бодно проходя между усами, загибаете»ї'4**'Языч°^ ево- шук> ручку- Иногда хомус имеет „Z К°НЦе в не<*>ль- <.порку на винте, как у башкирского „ я 0 язычков и
регулировать расстояние между усами ЫЗа’ П°ЗВ0ЛЯ1°Щую
до эпохи обработки металлов дев*ет
тавливались из дерева (тувинск дай И ЯЗЬ,Ч0К
Так же встречаются старые образцьГ^4^’ рога, или комбинированные. В южном СДЄЛаннь,е из кости лия, Океания) обычным материалом П°ЛуШаРИИ (Австра- остается бамбук. Применять различна ХОМусов был и медь, железо стали позднее. Метя п МбТаллы ~ бРонзу, демир-хомусы (турк. «железный ХОМvrr4eCKHe органы, ные, имели большие звуковые преимуше'; ОСОбенно кованными, и быстро вытеснили своих ппрГ пеРеД деревян- При игре хомус держится за оГ ВеННИКОВ усами прижимается к чуть приоткрытыГГ/"0" РукоЙ•» зом, чтобы язычок свободно двигя.Г убам таким обра-
Щ Пальцем правой руки (большим или'у’Г* "ИМИ (СЛ' ^ гда - указательным и средним „лУ УКазатель»ым, ино- язычка наносится скользящий удао от оТ"'™0’ П0 РУ™ рис. 59). Ротовая полость, горло и ИЛИ на себя fc«
*аг резонатором, а вдыхаем ьГй и вьтых»™ ИЄПОЛНИгеля слу- овределенные нюансы звучания н,> мыи В03ДУх создает языки губы исполнителя лГ^ аЖНУюРоль играет ввук, высоту исходящего’звук* К0Т0РЫХ Залают ^ и™
Рис. 58. Прижатие дсмир хомуса к зубам н постановка рук для игры, большим пальцем (зеркальное изображение). У тюркских народов хомус нередко аранжирует особое двухголосное горловое пение. Оно применяется сказителями при исполнении эпических произведений, а так же шама- нами во время проведения обрядов. Наибольшее развитее горловое пенис получило в Тыве. Всего насчитывают 5 основных стилей тувинского горлового пения: каргырао, хоомеж, сыгыт, барбаннадыр и эзенгилээр43. А.И. Аксенов, изучающий тувинскую народную музыку, описывает пение в стиле каргыраа следующим образом |