Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 12 страница

мировой круговорот.

Северные мудрецы говорили: «Движение может осу

ществляться видимым способам и внутренним Iв бооор*

о                                             0дна семья. И человек в цепам пред- v flte-i0 " э жение громадного мира и является J- 4 *#60» действительно, человек подобен Вселен- >»• ^, аТЬ всей ее мощью, но для этого ему Ильный образ жизни, выпрямить свой путь

10 н9к°в' представлениям, существуют три воз- VMHo ДРевНИ1ю совершенства: путь шамана, путь муд- дости51* оХОТника-воииа. Только для правильно ника и пЯ'ь верн0 ему следующего доступно слия- vuHat ек,св°и пу д0СТижение внутреннего равновесия, £^%ой rapMt'сТИН’ной жизни. Степень подвижности и ні*есМ’обретенИЄ во многом определяют и работоспособ-

овершенство. Умение прислушиваться к |й'6иН„ физичесКое _ ^„ейшее условие владения здоровым,

сильным «ЯШ.

>““"ф

fJlABA IX

,,Н ХОМУС и ДРУГИЕ

для народов, сохранивших Лу качение муз-к начально она была чисто м *4, і. иеоиениМОпг ЮРціИм совершать различные обрЧ <гвом. иомо^ обшатьСЯ с духами. При эт С5 твия- напри^Р’ инструмент, на котором о„ и Ч*.

йь И «У^дно ^лое- Эт0 еДИНеНИе не бы.>

^нива-іись как,чн0м понимании, а представлялоЧ

ч ловеком в прив оСть, связывающую Земл* N еклю маг«че Ценной. Другими словами, 4eno> гими^ ся шаманом. Он путешествовал Верхо * время становищ видел невидиМое, слышал несЛЫЩи *

своем инструм ^                                                              в отдеЛьных случаях ритуал Поз*

И ошуша.1 не                                                           без специальнои одежды, но без музЬ|

лялось провод                                                               ствие было весьма затрудните^

экстатическое, у                                                                КрайНего Севера, когда перечис.

даже нешаМг1авные предметы в мире, называют бубен На. ляют самые жизненно важными вещами, как огонь н

раВН!-«Не будет оленей - не будет пищи; не будеп, огщ. олень «не у ^ т бу6на _уидет душа>к

"Е относится к одним из древнейших музыкальных инструментов культового назначения Его изображен*, ^встретить на енисейских и прибаикальских петроп, фах пратюркского периода, на Кольском полуострове. на древних святилищах Онежского озера и т. д. Первые пне, менные упоминания бубна содержаться в енисеиских рун» и византийских хрониках.

.с, вуется. что ІІсрвьій Ііубсн «рос» ІІМССІС с 0,фах ||()ВіС.,сркалами и другими млі ичсскими предме-

1. 'І, ІІ,,Ц|К1|М^М Древе, после чего Г)|,ІЛ сорна» І Ісбсспмм К^ІІІ, МПР0^, служить людям. Он послужил ПроНПИНОМ ноМ 11 с1‘.,ч остальных бубнов. До сю обретения, и ш- "копиях часто исполыоиалось бревно с вы- <сКИх ■*** „о которому палками наносились удары. ги> сСрс;!трументы сохранились и по ныне, получив на- rt V)HblC бороОсшоа. Существует мнение, что ІІсрвьій V-^оом играл Небесный Шаман, дожил до наших б^н,наК0'ним легендам, он хранится посвященными в ' ей- 1,0 °Л о стране Беловодье, а по другим - в одном из 0рах А;1Т^’ тИбетских Г ималаях, в легендарной Шамбале. монасТЬ|РеИ м бубна с архаичных времен отражает связь с СИГЛГ оой и Мировым Древом, составляющими опреде- Мир°в°и (.па Мира и Космической Оси. Сама же форма его лени* НО (^ является мистерией, повторяющей мифоло- обретеН,1Я|<азания. д.А. Попов в «Материалах позтиоірафии гИческ1"- ведеевских тавгийцев» приводит интереснейший aBaMtKH*lHoro ненецкого шамана, который, заболев оспой, пе- Р**кя вСЛу На остров, омываемый девятью морями. В острова возвышалась священная береза. Вокруг нее иеНТ^ девять трав, а также находились другие «родоначальні» животного мира. На ветвях древа сидели люди разных национальностей. С высоты раздался Голос, повелевающий пришельцу сделать бубен из ветки Древа и научиться шаманскому искусству. Ветка, предназначавшаяся для бубна, имела три отростка. Из них кандидату было предложено сделать три бубна: один для помощи при родах, второй для исцеления страждущих, а третий для потерявшихся в тундре. Далее Г олос сказал, что нужно найти трех женщин и жениться на них. Они будут хранительницами бубнов.

Это экстатическое переживание имеет в своем основании очень древние представления, дошедшие до нас в практиче-

С,И не Hi                                                 в,,лс,,ОСЛе»оЛоб

ж(г уже не может сам избирагь св0(о о*

„редопрелелеиие: быть шаманам. ,ЛьбУ пЧ

Jmm емерти.()" илст " лес»• oPHeHTu^bJ \Ч м„, ране я признакам, выбИраст ^»ek *. V

Osfuw. символизирующее mo самоеJ/ne„ ° 4.,>Л ЧАС П.'Я рОДСТВСИИИКвМ будущего шамаНа **4’ \\ реенну. И«которой затем изготавливаете Иг>Ри V*

(Нн*л Пубна может иметь круглую и ” °^0д. \\ Г>Ы1Ь СЛСЛЯИ посредством выбора сереш" °йа-'ьцу *

С помошью сгибания вываренной доСк!,Ы Спн*а ^ V

ЛИТЫ бубнов имеют разные наименования 'Ц******.?V

фической литературе они объединялись ' СТаРоЦ \

подразумевающим шаманские бубны воо/Єрк,Нном П\ пинало от тюркского «канта» - шаманит “**'

Вубен является своеобразной моделью ft” сгасом. подвижным храмом и средством Се'1енЩ ^ шип н измененных состояниях ' со:у*<>

выступать как быстроногий олень или „ Он. ^

пли КОНЬ

владельца в иные миры, а может служить ’

1. цейс Я или поднимающейся ПО течению в 10ДК°*’ Щсъ? сю конструкции, как и в ритуальной одежде *4 6 тали имеют значение. Все наделено смыс то содержанием. Обечайка - это Мировое Древ " CaKpa-1‘«Kv стороны: внешнюю, для подъема вверх и вн' ИМе'°““** путешествия вниз, как бы через дупло.’Внешне'""0'01" мужская, а вну тренняя - женская. Натянутая коЛ"0'*’*' зируст покров бубна и, в некоторых случаях 2 плеву. Бубен всегда рассматривается как живое ojZI" репное существо. Чаше всего, кожа тото или иного ж2 поп, дает конкретный образ духа-проводника шаманЛ НПО,да он может и не совпадать с животным, чья шкура* пользовалась в качестве мембраны.



















































2.

„ичный для Сибири иример заклинатель- *’<^НН°Й К бубНУКОТОрЫЙ вы-

С*‘1НЬ

О^ ііший на стыке миров:

»»- г» ГГ

ґи                          МЫ - -MOM -Vfedeedb/

' «ой о/^'7' ww

Ты                  товлеиия бубна сводится к тому, что хорошо

Техника ижира кожу, сырой, натягивают на подготов- 0чии‘сНН> К’,1 крепление кожи к ободу происходит посред- ченный ооа • кожаных стяжек или специальными

>1 пьібь^*               '

сТВ МИ клиньями, которыми протыкают кожу и вго-

деревяН"ЬуСверленные В ободе отверстия. Подсыхая на иЯ1°Т В южа плотно стягивает обечайку, так что при ударе характерный низкий звук.

Q. мосские бубны сааияк и алеутские чаякх делаются

ш^.ры моржа или желудка тюленя. При этом ручка-дер- жате.чь помещается не внутри, а снаружи, как на ракетке для пинг-понга. Для придания бубну более мягкого звучания, его поверхность смачивают непосредственно перед игрой. Чукчи и коряки натягивают на обруч оленью шкур>; в некоторых случаях, даже не выщипанную. Такой бубен носит название ярар и яйай (см. рис. 52). Иногда, звук бубна получается настолько мрачный, особенно при большой влажности воздуха, что инструмент приходится «греть» у ко-

«»лмбад*                                                                  '

^ г* П»"-4 „,т«\ н И нанаиские.т.>ч 1\

КабврГИ "Л",?ЛСНЯ 0Hh",^S

,ї.«“ ” “Тск"и

“ 7-у»"'"нх                                                                                     ^M>VS

> 111*»•“""■ Вс^''™-Сх "* "1'„,,г» («понГУР») "«““ет Фшури' * С

-. „ VI столетии нашей,ры ■“•«О

».1 \ 11 I                               _ -

р"с52(а). Чукотско эскимосский ансамбль («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознанне а».


 

На внешнюю, а иногда и на внутреннюю поверхность кожи часто наносят изображения трех уровней Мироздания. Космического Моста в виде радуги, Мирового Древа, предков-шаманов, знаков плодородия, а также зверей, птиц, м рыб. имеющих отношение к владельцу бубна. Рисунок может быть заменен аппликацией, как, например, у народов Нижнего Амура, с сохранением аналогичных сюжетов41.

1. О сакральных знаках см. О. Диксон «Символы сибирского шаманства! (М. 2007).

^ рис. 52(6). чукотско эскимосский ансамбль «Эргыпон» («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознание «°


 

В деле дальнейшего изучения «анатомии» бубна следует п0Дробно остановиться на внутреннем перекрестии, py4Ke^T Сдерживания инструмента рукой. Форма ручки име£*™я ное значение, олицетворяя дух бубна. Изображение на ней многие алтае-саянские народы называют va^, то есть обГ долина бубна. Наиболее интересные варианты ручек сох™ „„лисьна алтайских бубнах. Согласно исследованиям вылаю шегося тюрколога Л.П Потапова, они классифицируются на три большие группы: барс (марс), каным и с)єйш (си досі?)

Рукоятка типа имеет деревянную вертикальную оез ную перекладину и часто снабжается металлическим витым горизонтальным прутом, проходящим чуть выше середины Верхний и нижний концы вертикальной перекладины имеют четырехгранные лопастнообразные утолщения с отвер-

Г:^Д,™ лух-*ом™                                                                                                            .

ГЛГжГ»нДЬІРО,ЄК " "ОТВ0"™«(«»»>) >

бубна Ї1 Железныи ПРУТ символизирует ребра (лт)

3. орые в измененных состояниях сознания играют

4.

14V,b пг««вы                              » последнем слУм..

мистическим луком, а сп, много***. *6^

нсски иреЧ«‘«вюк" в *’тРелы Да* Ч," 'V

„ом мире они выглядяI как колоко^,, ес*н „*\Ч шаман но время»ке,ат„ческого Пу*И. Та U.V' ovw.a неенеобходимое: ездовое живо,,,' 'н"н „.ч <4 мошыо привязанных к верхней част6l>’

и «лоїуіики (<*>&»). которая восПрИ11и ^ lN\

(уха-хранителя, имеющего прямое oi?MaeOVV

пнпное оружие, при виде которого все u ',Ue"‘<t > Л|

ступают прочь.                                                                                                             "(4,^4

Ч

ч


 

Рис. 53. Деревянные рукоятки алтае-еа*,

(барс, каным, дезим) и кожаная ручка м». > ' 6>Ч>»

анана,,^чч>^

Второй тип рукояток алтае-саянских бубн > ставляет собой насыщение Дополнительными1*'• *“***'% коятки типа барс. Каным имеет вид антропомо^^^* с двумя большими головами сверху и снил *** ннка-оорги и четырьмя небольшими руками м\Г горизонтальными перекладинами. Верхняя iHa4fHHw» сматривается как мужская, а нижняя - как женскад?£ женне следует понимать как союз Первого Шамана.мГ**

„редка всех шаманов вообще, и момкргт- в частности, с Хозяйкой Мировой Горы. л* *,діа QP іанНом случае, хранительницу Гм*>на Со** имен но от Хозяйки Мировой Горы Небес- 1 Первый Бубен и разогнал cm заумом всех <ых к л киям духов. Длинные разноцветные >11|,,^.’аТХ'',рик-рсмлясмые к металлическому пругу, как

„рук» Первого Шамана, образуют мисти- іҐ1. IV 6\бна каным, а так же означают сделан

2. ■ о Ф0---------- *       

X ■


 

.. ^\бен предок с подвешенными к ребрам лентами, рис» ^ ~

лний вид рукояток называется дайм. Чалу эти?

2. - ° имеет одну голову, две небольшие руки с проходяще?

проволокой, длинное прямое туловище и две коротки* яти (см рис. 55). Рукоятка дезим может быть выполнена Kaf в мужском, так и в женском стиле, а то и вовсе иметь андро пінную форму. Визуальный анализ этого чалу наводит и: мысль об очень архаичных корнях данного изображения. Балкано-славянская пластика третьего тысячелетия и даже африканская магико-религиозная скульптура Акваба имеют

с алтас-саянским дезнмом много сходных черт (см. рис.56). Приняв во внимание условность формы, его можно сравнить и с древнеегипетским крестом аихом, состоящим из нижней тау-части, символизирующей мужское начало, и верхнего овала, означающего женское начало. Крест олицетворяет зачатие новой жизни, главный принцип человеческой эволю- цнн. Аналогичную смысловую нагрузку подразумевает и балканская аїрарная пластика, и африканские андрогннные образы Акваба. Таким образом, можно сказать, что, изначально, чалу дезим символизировал не духа гор, как пола- га ют исследователи, ссылаясь на заверения самих алтайцев и хакасов, а то же самое, что и чалу типа каным.

Рис. 55. Абаканский мастер С. Марков за работой над бубном: та дезим- Хакасия. Фото из архива ОИП «Мезосозтлис <м>.


 

Изображения на ручках бубнов иных народов Сибири, а также Крайнего Севера, отличаются от тюркских меньшей выразительностью образа, что, впрочем, не мешает им выполнять аналогичные функции. Например, нанайские бубны унгчувун вообще не имеют резных чалу. Дом духа- хранителя, эдена, находится в центральном кольце,

четыре ремня (с.м. рис. 53). Возле кольца подвешивают ту или иную фигурку, часто - змею, не относящуюся непосред- ственно к духу бубна, но имеющую функцию посредника. Считается, что дух бубна, при ударе о кожаную поверхность колотушкой, входит через руку шамана в его тело и соеди- няется с ним на время камлания.

Рис.56. Ритуальные изображения различных, не связанных ныне, на^ родов,

подтверждающие единство

шаманских корней:


 

Научными исследованиями о воздействии барабанного боя на сознание человека занималась лаборатория Негера. В ходе многочисленных экспериментов с бубном из оленьей кожи было установлено, что ритмичная пульсация вызывает ряд преобразований в центральной нервной системе и актнвизирует бездействующие в повседневности участки головнога мозга. Длительное сохранение ритма с низкой звуковой амплитудой и частотой от 180 до 220 ударов в минуту приводит к временному смещению восприятия, что влечет за собой изменение сознания. Более высокий звук трещотки, нередко дополняющий звук бубна, замедляет частоту излуче-

.споканваюшим воздеЙСт

^дДаСТ^вает человека к трансу, Ч >

,.м Л0Д0^» значение

2# & 22—■ ”ие*

U                     tlOfl tee                                                                                                   %

<*,<*его РУ-С иМеет своего хранителя,. І"и^І6у6На,2 или на самой ударной Час7%

,е;.ана из дерева или кости и Ч

быть^сде стержень с кожаным „а %

5* <*.**4 >пь».ой лопатки, обломок китОВо%. S* С ниД-* Н^р зом обработанная лана и т.д. „%

К0М.^К1к'іиИМ Ги функцию трещотки. ДЛя %

^аС0Вмс^еюТ ножом или высверли о,

SSStfT^зась,пают мелкие камешк^

^а^ы'^Риа о тюркской группы (тувинцы, алтайцЬ| k

КТ Шамань- наР^в 1 г^аНИе посредством колотушки^'

Z^c0BePZтээрек^ары- Такая колотушка ^ назыв^ся или рога марала. На Ударуі0

ЇЇЇеє дел, ноги горного козла, а на противополо*н

а^ивают м^ с Н ых колец. Для выяснения причину прибивают Девя^ения 0Твета от духов колотушку подкИдь, пезни и для п0ЛУп..кИ слева на право. Если она падаетуДарНой ваютдвижением РУ н арны) вверх, то это трактуют как

лицевой чаСТЬ 'даание, а если вверху оказывается обратная плохое предзнах ^ ^ сулит ХОрошую судьбу. Коло-

сторона (орбанын говорит Q неопределенности ответа или

^ушка. упавшая и.нейтральная пшиция В этом случае

рассматриваем ^ КШЮ1ушку в нужную сторону. При ГГГьном результате, когда колотушка падает меховой

S»**, лро«>шпся|ямлание-80 Врея0ТОр0ГО'‘П® еше «сколько раз (обычно, в обшей сложит, т

трех раз), пока она не ляжет в благоприятное положение.

ki, V**                                 И „ ІЧС.ІСН, г

"Ь.сун.,1. И И                                                     '

#***«**'"" ,ыи*'ки сиой «У«сн.*,**• И'"см«и«, ’ ,ии> «**' ЭТО І«П'Р*Н- после f.yf„m <n> ,,<w ♦*»,„. и M^*»w

«** ',,„„4 ІІЄТ|Н»ГЛИф|»Ч IIUIMHM иц^п Рн,и* мм»^"'

н» * н»’ рсчь исо-илсі"««"р«си,м"*с;(;и с ^«МССКОМ шуке тетины. СдЄл«„Но^7«°М..мн

** „й ииоригукмций „,ук. получаем,Л " *Ия **»*»»''

"*«или пальнем, считался срс;іс 'пУЛвр* >с ' ^.иомошни«>» и лу...редкой им,:у7;'^

Рис. 57. Центральноамериканский Ловец духов.


 

Для того, чтобы тетива звучала, ей необходим резонатор, в качестве которого выступает ротовая полость и горло самого исполнителя. Это достигается с помощью нехитрых манипуляций. Например, верхний конец лука можно охватить губами, оставив отверстие для выхода звука. Величина л ого отверстия, атак же изменения в ротовой полости и гортани будет менять высоту звука. Также тетива могла быть зажата между зубами, а само древко иметь дополнительный резонатор в виде

„фе.ап-рсжепоро^

,|Ю» 1 L.n. їх) отнимается от „с, '* ч

^ -•,*>гда были очень pacnpoc, *<, ##2 1%кИ Cceepy, а сейчас их знач^Ч. <><>йис-. Модификация «звучац,4,4

мне ФУ ментов.,,а,^ч

&

ЫЙ

кг>,'^муса-лук-датируется

*’Jt? •; чгоіір^0 • называют еврейской арфой 4 "Й?* Запета хомУ^ ^               и.**

" в Л ветра-1".тяіцим оводом», пармупилль, у Vlfn 0"-

Гон имен^я <<китайцев - ченг. Название вар^’

„СВ -              народов созвучно слову «хомус»: Ко6у^

^рКОЯЗЫЧН KHpbl) и т.п.

з^Гных народов несколько отличаются Др ХоМУ „Сом изготовления, формой, звучанием, при„ друга матери.                                         одинаковое назначение - «Прочиц1е

ципомигры. и облегчение вхождения в трансово, НИС>> Не Для малых народов России это стало особенно С Vnocne революции, когда камлания с бубнами бьщ, Уместно запрещены. В этот период многие ЭТНОГраф* отмечали тенденцию к снижению роли бубна и все больше привлечение в ритуальную практику хомуса. В древности же

хомус не заменял бубна, а дополнял его. Считалось, что бубен открывает проход между мирами, а хомус отпугивает

2. Более подробно о шаманских луках см. О. Диксон, И. Ядне «Шаманские практики» и О. Диксон «Шаманское целительство».

^добро*елатеЛЬНЫХ духов и «Ризывает

Н!иоШНИКОВ и союзников. Также ЭТот

в похор°нных иерем„„Иях ^"сгРУМеит был не»;

«усопшего в загробный „Ир. Такие!?4'1' «"Рово* ",

можно бы:™ наблюдать у Народон н*Ы Д° Недав*«"°

частности у нанайцев, где они назы^л? Ни*него Амура Традиционный хомус состоит „3 - сь касс“-

*ателя с удлиненными концами - ус''ОДКОВООбРазного дСп „рикреплена тонкая гибкая пластинка -.Т Р°га- к Сорому бодно проходя между усами, загибаете»ї'4**'Языч°^ ево- шук> ручку- Иногда хомус имеет „Z К°НЦе в не<*>ль- <.порку на винте, как у башкирского „ я 0 язычков и

регулировать расстояние между усами ЫЗаП°ЗВ0ЛЯ1°Щую

до эпохи обработки металлов дев*ет

тавливались из дерева (тувинск дай                                                                                          И ЯЗЬ,Ч0К

Так же встречаются старые образцьГ^4^’ рога, или комбинированные. В южном СДЄЛаннь,е из кости лия, Океания) обычным материалом П°ЛуШаРИИ (Австра- остается бамбук. Применять различна ХОМусов был и медь, железо стали позднее. Метя п МбТаллы ~ бРонзу, демир-хомусы (турк. «железный ХОМvrr4eCKHe органы, ные, имели большие звуковые преимуше'; ОСОбенно кованными, и быстро вытеснили своих ппрГ пеРеД деревян- При игре хомус держится за оГ ВеННИКОВ усами прижимается к чуть приоткрытыГГ/"0" РукоЙ•» зом, чтобы язычок свободно двигя.Г убам таким обра-

Щ Пальцем правой руки (большим или'у’Г* "ИМИ (СЛ' ^ гда - указательным и средним „лУ УКазатель»ым, ино- язычка наносится скользящий удао от оТ"'™0П0 РУ™ рис. 59). Ротовая полость, горло и                                                                                                                                                         ИЛИ на себя fc«

*аг резонатором, а вдыхаем ьГй и вьтых»™ ИЄПОЛНИгеля слу- овределенные нюансы звучания н,> мыи В03ДУх создает языки губы исполнителя лГ^ аЖНУюРоль играет ввук, высоту исходящего’звук* К0Т0РЫХ Залают ^ и™

Рис. 58. Прижатие дсмир хомуса к зубам н постановка рук для игры, большим пальцем (зеркальное изображение).

У тюркских народов хомус нередко аранжирует особое двухголосное горловое пение. Оно применяется сказителями при исполнении эпических произведений, а так же шама- нами во время проведения обрядов. Наибольшее развитее горловое пенис получило в Тыве. Всего насчитывают 5 основных стилей тувинского горлового пения: каргырао, хоомеж, сыгыт, барбаннадыр и эзенгилээр43.

А.И. Аксенов, изучающий тувинскую народную музыку, описывает пение в стиле каргыраа следующим образом


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow