Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 11 страница

, 4' Костюм для камлания алтайского шамана изображением змей (по Г.Н. Потанину).

1. НОВ Нижнего Амура одежда с нашитыми ленточ- У^фвается упсиэ. Так же змеями украшается и голо в- Т наиболее важная часть шаманского костюма. 13 М(,°чіае их могут изготавливать из перекрученных же- т)М *" по юс, которые затем приделывают к четырем сторо- '^Тнования шапки и на самый верх, так, чтобы они HJM in в разные стороны (см. рис. 45). Такая шаманская ^ - как атрибут силы и власти, послужила прототипом короны. Длинные волосы шамана тоже имеют значе- н/ге змей, а некоторые народы северной Сибири называют «волосами» и сами змееподобные ленточки.

Помимо змеиного символизма, на головных уборах шаманов часто присутствуют оленьи рога или выкованные из металла их подобия. Они крепятся у височных областей и ж бы охватывают сферу верхнего капу-чокыра Ворона,


 

Рис 44(a). Ленточки змеи на старинных костюмах тувинских шаманов. Республиканский краеведческий музей «Алдан Маадыр». Фото из архива ОИП «Мезосознание а».

Рис 44(6). Ленточки змеи на старинных костюмах тувинских шаманов. Республиканский краеведческий музеи «Алдан Маадыр».

 


ііі ннт^ьно помешают на ^обНЫе^\

£** ** '**,ичных ЖИТЫХ и ^ч>С>л

част** шапки часто имеется бахрома, * >^А\ мана ЛО кончика носа нлн ниже (Cv. несичтьким причинам. Во-перВы.х, ба_ % эЛ\\ сутспуюших на обряде людей Изм происходящие во врет вселення в те7о И* а Лу охраняет шамана от посягательств СОст ^ аЛ* Л'

тельных духов: в-третьих, она служит 0р0*ь, \V горый мешает открытию внутрени ЩЧЩ Бахрома на шапке является очень арха, вЧд^ \\ роко распространенным по всему Ми ЧНЫк1 эЛе ** <К,Ч маны могут даже не иметь слециаль»* Чри,^\\ головной убор, закрывающий лиц0й 0-Зе-я-ЧЛ

Гповной убор, как шаманский, та ‘ *0 '• ь0 ' сматривался когда-то как видимое про * *Є Ша^а * вал на материальное и духовное сов ЯВ7ен,,е Чем пышней и богаче он был, тем бокРШенст*> * V зовался человек. Но право на ношени. Ува*еУ% обходимо было заслужить. Напримеп ТЭ*ОГ°Уб>Ч перьев, распространенные среди се

Гол°ань,е >*.

Г!1“адЫВаЛИСЬ годами- Каждое ноРВоТ^<Ч

ная победа, очередная заслуга пРп„                                                                 - эг -

ад "W‘.»*»*.'


 

рис. 46. Тюркский шаман в ритуальной одежде и с бубном.

Верхняя часть головного убора практически во всех древах религиях связывалась с мистическим центром, находящимся выше головы. В данном разборе - это капу-чокыр Ворона. Иногда головные уборы прямо указывали на него, имея конусообразное строение или вертикальный шпиль, от которого вниз мог отходить спиральный или свастикообразный орнамент, означающий движение Силы, возникшее, когда боги взбивали колом Первичный Океан (см. рис 49). Чуть выше основания головного убора, где находится чокыр Тигра, нередко крепился главный символ власти, а шаманы

 

г


 

Рис 48. Г оловные уборы тувинских шаманов.

Республиканский краеведческий музей «Алдан Маадыр». Фото из архива

Рис. 49. Основные шаманские символы, наносимые на бубны и другие ритуальные предметы:
°дежду.

 

а - Солнце (обычно, Дневное Солнце - Сиун);

з - плодородие, жизнь, зачатие, процветание;

н - Небесный Огонь, гром(повернутый на 90 градусов знак иногда трактуется как Подземный Огонь, вулкан, землетрясение);

о - Вселенная, творение, слияние двух противоположностей.

^ис.» "-<о.рафо». "апримср. у В М Мняайло*»™ " „,кя описами* шаманских mam*, с

^‘‘.a кар** цельнОЙ “'*И С «'««иипй го***, я ^^лсрпми крыльями. I акже имеются саслятя,л

Р^Зллеииых И. шкуры с головы мелис ля. имени,|И«. суля отношение к однойменному силовому,жигру я ^ ^\сігл Подобные убранства нося, уже характер масо* индски применяются и практиках перевоплощения в го или ^существо (животное или луха). а также для пуге.несгвнй •^ннй мир- Шаманские маски делают и, саммх рвхтитимх В Сериалов: металла, кожи, дерева, бересты и т.д. Г /росгейшей '',рмой является нанесение на лицо символических линий охрой или другим красящим веществом Во время ри- ^ов маска (ггражасг облик жив<гтного или луха Гбур*г гу- 1ь*н). с которым шаман хочет вступить в духовную свить а при путешествиях она защищает лицо от взглядов ненужных шаману ДУхов и мсРтвых, ждущих перевоплощения М последнем случае она может иметь любой вид.

Орнитологический символизм продолжает сам кафтаи называемый эвенками хэргой. Его следует рассматривать гакже. как и маску, потому что основная цель его одевания включается в желании изменить облик, а, следовательно и внутреннее содержание. Длинная, в некоторых случаях то полуметра и более, бахрома из нарезанной кожи и пришитая к рукавам представляет собой крылья ггтины. Ьахрома свешивающаяся с полола или с задней части пояса. - гго птичий хвост, имеющий прямое отношение к крестцовому чокыгуу Оленя. Ее часто дополняют перья, клювы и когти

Завершает орнитологическую символику обувь котом, у эвенкийских шаманов вообще может быть сделана в вП птичьей лапы. Обувь нужно рассматривать и как ££££ ние костюма для экстатических полетов в иные миом и Гак саль с іемлей. нижним капу-чокыром Орла Амурски*,^! маны "Р"“-имют к подошвам поражения

как

Уров,,я "а лРУгт>й й '*VM,,ьм» омичаею* or ш,„сп * ^

с,к'рж”'а,'"х>..ь,>чЧ т

^. н                                               ( "а "бегает в „ *ЧГ0Л

..........................       У^'ч,\ І

~мг............................................................................. .... зм«

ичмм см«*нс Сімт^м. обычно, Раепсщп£°%?\

£Z М А^икс и Южной Америке,                                                                                  X

в УСЛОВИЯХ Арктики Лл 4%TS

»И»чЧ**1Н"М* К нижним силовым пе,,траnplt*il\

О, НИХ mvx прочих. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПециал*11 °4rhN ^.мш. И* количество иногда бывает Ст *°ц\ мно, ЧЮ они тмшктыо закрывают РУ(СИ °Ль М„0 %

IIW4. N ноги, от щиколоток до колен и вы °т ^CtN К)Ч1ЙН0.«с евера сакральные знаки, нанТ'В У^оУ,ммн и прочими жителями южною чолуШап Ые афр S

ркпмшюгея на тленищах обуви, штани * ^7^

Помимо всею нрочсіхі, на костюме шама** ** Рп'Ч^'

лмчные фигурки и изображения, имеющие (На ИМе,°тся0 лині для духов. Они могут находиться нНЭЧение вМе^ ояежды. Нмесгилнща являются материал J Л>°6ой С

ввями духов или их «ломами». Через свои и-,^ BoW

общаются с шаманом, оберегают его и „ Pa*eHl»Ma

того или иною состояния. Мифы повес вТ^ Д<

mccnumm появились из рта Небесного іТ' ЧТ° ПеР«*

были нерукотворными предметами. В древні ’То есп

чия этого происходила во время

пера которым посвящаемый заглатывал л НН°Г° камлани* Применением РВОТНЫХ средств H i ФИ1УРки.апотон,с

«ьными масіерами - резчиками п ’ тавливаются спеш-

чеканщиками и кузнецами п ° КОСТИдеРевУ пли камню.

,Шт 0РИентирУясь на словесное ом-

..,;,кл jmhkom. они создают вместилище для духа. jii*1'* швмйн делает необходимые ему для работы ^ ('лмо же наполнение и оживление фи,урки про-

*W'i*V,,MxvibKO искушенным в таких делах шаманом.

>ццм моїуг быть двух видов: талисманы и аму-

|1 *у,М<|М.»по (нгухотноренмая фигурка или символ,

іхтіоли* Лходит пособничество в совершении тех

„кучи/мм. Амулет. Ж'е защищает владельца от не-

ці*                                    сил. препятствий и болезнетворных духов.

(уроли выступают изображения различных тоте-

ijiic1'' **.уіцесгв: животные, птицы, насекомые, растения.

мИчССКИ пСрСОнаж обладает определенными характерными

К;|^;1Ы" яМ„ и силой, в которых и нуждается шаман. Для

, „.„«ті, возможность связаться с этой силой, усталь чтобы им

1. • ней личностный контакт, фигурки подвешивают к но»»‘,ьс частям костюма, особенно у силовых цент- опГ ‘ v дислокации они имеют различные наимено-

. ill I |0»

1. функции одного и того же животного, пришитого в ваН,,Я мсстах. могут отличаться. Гак, змея на головном

, сим,визирует мудрость, открытие внутреннего зре-

2. *, „тнеоваиная на подошвах обуви - путь, преодоление

НИЯ*«H«Knv

2. стихию ВОДЫ.                                                                                                       _                                                ^

В ритуальных нарядах многих сиОирских шаманов оурят, якутОВ, эвенов можно встретить еще один элемент, о котором невозможно не упомянуть. Речь идет об узких металлических пластинах, приделанных вдоль рукавов, штанин, а также поперок груди. Пластины представляют собой изображение костен скелета и указывают, что обладатель такого костюма прошел экстатическое посвящение, под которым понимается замена органов духами. Обозначение на костюме костей, а также вен в виде продольных меховых или кожаных полос, связано е первыми экстатическими состояниями шамана, вызванными особыми снами или условиями полной изоляции и концентрации. Во время соблюдения строгих ограничений,

 

ч*

огда на фоне выполнения „рохоДЯ^'4 "Сущему шаману являютс, адыхан«ем‘ I вЫТаскивают из тела кс

С»"°;о6та- ^

***** Zc очень типично для оолыиинстВа ЛЛ „ерс^С символизирует возрождение, прео^ЧХ КЧЛЬО'Р-     ССГЬ перерождение в ином качеств4 Ц4ц>

обновлен»^ ночного столба служит Желе^ 4 Символом по3вонка = 3x3 -9) Ис накоНрЦ%

вягью звеньям ворОТ7 или к затылочной ча^Ч

койне. Ир»'11 иазывасгся по-якугски нигурасу,{.^X,

убора- '**110Столпом Неба и символизирует Дев СЧ

ГЧіїЛП ЗеМЛИ Си                          исследователи КОренны*

"°-"кугс“ ““'aV'<Z"S'

***                     С«пом Неба и символизируй Столп Землі горые исследователи коренных фо^% Мйр01ааГимер Мирча Элиаде, полагают, что ^ * Ч низма,напри^ и перемеШанные кости человек* Ч

- эт° С1'Г;! Небесный Шаман, являющийся родОИач И Ч „пшы. Ьсли был рожден, как известно, от * *4,

земного шама верждение становится понятным. Ч птииы» такое ут является центральным элемент

"SSi -пью может вытеснить В ^,

пета' Гв е остальные «кости». Точка крепления костюме все силовым центром Паука. Здесь же расП(£ 1

тану совпада                                 шейная перевязь, именуемая бур*^;

гаетс? И С’ ' «основание крыльев», которая, имея зао^

далабчи иладык0М> может покрывать верхнюю ча^ '

ИЛИ 3аВЯ,Ходить ДО чокыра Цапли. Далабчи богато ор„а« груди И доходи  и и КИСТями бахромы. К ней приш*

тируется мехом, v                                    животных и духов, а та

ваются Различ”! называют такие ритуальные коло-

колокольчики, паи                                   ют два вида конгокто-. откры-

кольчики -                                        акта и закрытый, шарообрашй

тый, конусообразный к у                                    ^ заключены духи-пр.

1. хунтуху. Считаете,      время путешествия, а і

На некоторых ритуальных костюмах, на* |( алтайских, количество колокольчиков лКУтсКИ' с;1цко, что они рядами висят по всей сииис, ^Ь1, с^-,|PVI ими металлическими деталями. июб-

V'^'Tvumo. ЛУІ'У и 1ВСШЫ

Г^-.,иО‘"                                или медальон, вис:

.,v*v.'01 -К11ию, защищая чокыр І Іаука in негативных

лчр^мН>Н,ияний. Такой атрибут, часто, имеет устрашаю. ________________               _

Г^їо^.вносіи он мог изюгавливаться даже из челове- І** ** Ппевние славяне пришивали подобный медальон ""•кг'Й к°сГИ азывали еі\> «пуговка», от слов «пугать», «отиу- **і.и*У и й1х>варнвалн, и тогда она становились силь- n>1tM9c заключенным внутри духом-храни гелем.

' ^ оМ*11*', силовые центры также обозначаются предме- ^стальны»- назначения. На уровне сердечного чокыра

1 j\iii oCt)t)0 дНы Центральной Азии (тувинцы, алтайцы, ха- ^иапля) ^аМ монголы и др.) помещают начищенный диск - іасьі'^Изображениями двенадцати животных или восьми 'с    р 0 которых шла речь третьей главе. В

гадательнь к_зеркал0 предстает как лист Мировою Древа, ^-растут так же и все остальные предметы силы - Н* покольчики и т.п. О нем можно сказать, что он есть

о      души» (см. практическую часть шестой главы), ^пелун'іпий силовой центр, чокыр Быка, является излюб- м местом для ношения различных предметов Силы, так леНон осуществляет аккумуляцию энерг ии. Обские ведуны для улучшения его работы применяли кедровый спил округлой формы, который полировали пальцами рук в процессе ношения. Это, как считается, давало силу, здоровье и долголетие, поскольку мистические свойства кедра заключаются в распространении благоприятной для человека энергии.

Точка чуть ниже пупка, именуемая Черепахой, связана с очень важной в некоторых традициях частью шаманского облачения поясом. Пояс представляет собой кожаную по-

 

на СЖШием» •«*£ N.

с^«.»»ые ре'кшки' c“““*»pv<:<х

'""кчМЮ» ШаМаЫИ,«“ЮЮТ к „„ 'V, N:J> '"^..Jrawue железные подвески, ко,,, *>Ч 'Ч

" TnU ЇЇ*ЧКГСЯ " У Т1°РК0В (C-“ PUC. Si 4S " ^ХОДІПК» «»ТИЄ ПРеДМеТЫ СИЛЫ‘«та '1 О

^ „и символическое, “"“РЧ" ша««cm>sN

^с»* путешествии с враждеоно нас^н Ч

^ Гйски такой пояс называется янгпан, Во 'МИ‘С П(НТтает сильный шум, дополняющий Звучан *4N °и Смыкание концов ремня осуществляется пр Ч* Г или пряжки- несмотря на то, что рЄМеі1ьРи X ШН> точно редко встречается, он представляет У\ ЛОСТ ИИ Ітьшой интерес. Чокыр Черепахи ’BblnN Г ^'переработки и распределения э„ерГИи По‘\ функииЮ! него происходит как приток силы, так „ >

НИЗМ>;,; Особенно хорошо работу этого цеНтра ** течение^       0ВЫХ ситуациях, когда легкие как О

напором диафрагмы. Это обуславливаете,£

Ма'Тэнергетическим оттоком из Черепахи в ре^

НЫ „внедрением В систему потоков чужеродной Ч Clpaxa’ чяших из внешних источников. Зная характерну гии. исходя                        Черепахи, древние шаманы нашлись

особенност                         жизнедеятельность ЭТОГО центрами

соб, нормализуют ной                                                                    в частности,6ылоут

В условиях пов                                                     энергетических полей достигаете,

новлено, ЧТО равн                                                           „ или каменной пластины, пи*

С помошью металл                                                          появилась пряжка и крепа-

шенной чуть ниже пуп                                                          . симводами и предметами»

ИЛИ —-

л—inf” ша«ансв.'гс> пояса с мсіаллическичи подвесками «»'. 5®- ^^^хтоиольчиюми (по Г.Н. Потанин>).

Прошедшие со времен Эры Великих Шаманов и ** * рдухв, многое изменилось. Народы разъединялись. ВйЗК^іал собой кровопролитные войны, в результате чего **^цадись рахтичные ответвления от изначальной ми- З^юсофсюй модели. На фоне этого шаманский ко- ^ неоднократно изменялся. В него добавлялись новые йыэолы, а старые подчас утрачивали свое былое значение і профанировались. Ритуальная одежда, какой ее встретили тюграфы. уже носила на себе явные отпечатки иных, не аыанских культур. Старые атрибуты терялись и заменялись вовыми. а, часто, - тем, что было под рукой. Например, в ко- люме сибирского шамана начала XX века можно встретить такие предметы, как детали самоваров, утюгов, велосипедов и даже сельскохозяйственных машин.

Необходимо отметить, что описанные здесь части шаман- дого облачения были выбраны из множества костюмов, принадлежащих различным языковым и племенным группам.

п0,л* г«нних Ф°Ршаманим“ *<Ч

ч#Ра^нЫ е с,олиои Неб» и Земдц

СЙЄІіЛ1 практик «Сиеплсис ^

Основной Мнение движения >..ep,v„,,CCKHx, 4 ц

, її» ^ Zc насчитывают др. таких,н„*Ка, 4

^ о^кг>М о н*»jm' И°' “С"СЦКИШШ' " 'пч"» Ї4 В '«• ’ сил» О. и 1'шра и уходит мерс-» (\1v, Ч, "“t1Я иеиЧ» ^чокыр» n,’f0,ia- “*»»•>

О» соединяет центры 1Цв>

’<££»* "LS-................................................................................................................................  «У->

,»«ЯІК И» свл                                                                                                                                 о

Ї* *«»'"■ * 2„е»’"'"'■««я* S*"uoe У" ^енлм *Р“ «4W......................................................... «Ч-ч,

£*»*“зда,‘ ««в'Ф»'»'™"1'0 "“Т- 'т**'»

ИЯМ»                            “„рует связку Столпов I М. и Ъ™.,, „ води фор""» „рактикн энергетические,mo,,, їеднеяяом «“""“,, Черепахи и 1 Іяукя ЧТО яся* «мот *** См» и Паука. Такое up»™» 4. ГдаВД-»”'"41" £возможность "»W° "~“

^ках Ті^»04*"'""0 иейп,ал'пу’' ”

СГ^«““ де*!,“то«м «Сиепление стал-* ПА. Течиика выполнения ритуал „„„» млиялодразумеввевнал                                                                                           встреч» Солтшня

пЯ который применялся                                                                   выступает«»

-вескую часть первой главы).                                                              гств„„ мої»

практически'                        элемента. При ч                                      палЫ1ыр>т.

Гсдалізоють опре^л^’^о^^аГ ука^ыЫ^2 "^■5^ подуй,ечкам,

вытянуты вперед

паллельно поверх кулака, соприкасаясь друг ьі ле*зТ П',,учшей эффективности от ритуала можно м. Но на 1ІСПОЛьзованием огненного кинжала или ^''(ТЬся ножа с металлической ручкой.

>"* 10Мсение: прямая стойка, ноги на ширине,hx<>0»‘>e цеНы, правый кулак сжимает рукоятку огнен- леч.рУкИ°аУ направленного вниз (см. рис. 51а).

" ГО кин**1 ' Н0ГИ в коленях и резко выпрямите, одновре- н‘ цуть с°гН сь1вая руки по сторонам вверх, делая полный teHH0 Bbl0(1c. Н0С0М и соединяя кисти так, чтобы левая (сво- ^убокий вдаь охватила правый кулак с кинжалом (см. рис. бОДнаЯ* Ла.рн гролируйте движение взглядом и убедитесь, что 5/0)- Пр0К[^.ала находится строго перпендикулярно полу. 0СТрИЄ КИ ыхание? с усилием опустите руки с кинжалом Задер*3® мя смотря на кончик острия и следя, чтобы он ВНИЗ, BCL н вверХ. По мере выполнения движения ноги

был Туть сгибать в коленях (см. рис. 51 в).

нужно у СИЛОВого центра Черепахи, прижмите кулаки

. й части живота и поверните кинжал параллельно КНИ (см рис. 51г). Сделайте медленный выдох через рот. П<ыдо* можно сопровождать горловым звуком. После этого е хватите кинжал в левую руку, одновременно перево- ачивая его в пальцах на 180° и направляя вниз. Переворот представляет собой изменение положения кинжала относительно пальцев рук. Ранее он был в захвате правым кулаком, как при ударе снизу вверх, а теперь - в захвате левым кулаком, как при ударе сверху вниз. Правая ладонь должна накрывать левый кулак. Для выполняющих практику без использования огненного кинжала, руки переставляются аналогичным образом.

Приседая, опустите руки так, чтобы острие почти соприкоснулось с точкой между ногами (см.рис. 51д).


 

Рис. 51. Схема выполнения практики «Сцепление Столпов Неба и Земли»: а исходное положение; б зацепление Силы Огня (вдох); в опускание Силы Огня (задержка дыхания); г выход Силы Огня через чокыр Черепахи (выдох); д зацепление Силы Воды (вдох); е поднятие Силы Воды (задержка дыхания); ж выход Силы Воды через чокыр Паука (выдох); 3 исходное положение (начало второго цикла). Наберите в легкие воздух через нос и, как бы втягивал себя энергию, начните движение рук вверх, выпрямляя нош и смотря на кончик кинжала (см. рис. 51е).

 


р цокыра Паука, остановите кулаки на уровне ііієи и поверните кинжал параллельно полу ^,,ей ч#^). Сделайте медленный выдох ртом, который, "" рис-,.пИ положении у низа живота, можно сопрово-

4к *е,вым звуком.

,fbl<,pJU> с руки и опустите их вниз. Кинжал при этом воз" Р8с1,СПИ1н мранун' руку и захватывается как для удара раіиа‘:ТСЯ (сМ. рис 51з).

.;зУ ввер(;1Ч1Лпов Неба и Земли произведена.

1 с»*зка j сложности всю последовательность движений

' 1“60 '*13

Мировая душа[9] И. Ядне, Ямало-Ненецкий АО

По представлениям северян, все в царстве природы - и. °а> и Камень, и Растения, и Животные - имеют свою V Это своего рода эфирные тела, «запоминающие ^тройства», которые связаны между собой. У одних животных или растений душа общая на всех, у других - индивидуализированная. Древние ненцы считали, что многие животные (медведь, олень, волк, некоторые ПТИЦЫ И рыбы) имели божественную силу и «символику». По этим представлениям малый лебедь и северный олень, например, имеют наивысшую интуицию самосохранения.

Душа природного царства объединяет в себе души одного или нескольких видов животных, соответствующих одному

Ю вихрей стихийно-статического Cl_

вложена реакция на космические зак'гс* страти - мелкие духовна *****

Особый человек, «спустившийся свеп е С'

НЗ плотность своего тела и испаизу****’ " С1С ческую силу, ставшую на земле ма^ч^^О'Г<СЧ

обшей души, индивидуализировал и J^ С

в д>ла озер - то ерв. дула лесов - пыд^^ н^4' S земли - гномов - сихиртя.       «Ре.

Согласно философии ша.нано*, Че^

собой отражение громадного мира, я *' ’*** "Pftv raw по отношению к Вселенной и. ч* ^ ^

органита, обладает информацией обо * Часщи^^

Сила, связывающая человека и Веет *°в*^•v,"*4, в виде двух энергетических потоков- нЄННуі°- nr, ^ Неба - тюй (мюй) ныхы, имеющего по ИСХ°Дяозег^'1,% ской радикал, и восходящего потока з^*ИТель«!^%5 ныхы. имеющего отрицательный, женск ^ЛИ ~ *lQC!* ^ нение двух потоков (радикалов) и оораз\етРаДИ1сал- С,44" потенциал человека. В соответствии с э^ 3Hepre^w!#' рили, что в природе есть путь к постоянным Ш-'4айь^ путь к постоянным поражениям. Путь к nor ПОбе:1а*«ft- дам называется мягкостью, а путь к посто 'П°ЯННы-'< Ч ниям называется грубой силой. Оба эти путиТ** Пор^- однако современные люди их не понимают Псгя*п, Согласно философии северян, жизнь - это бесв*»^ череда перемен, проистекающих из взаимодеГк^Т^ ныхы (внутренней силы) и таси ныхы (внешней*!*1X4 борьбы сил света и тьмы, упругости и податливости.^ и холода. Поэтому диаграмма движения силы души шамщ, по Вселенной представляет собой круг, символизирующе








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: