Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8—9%, у медиков — в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3—5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса — в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% сту­дентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период ХЫ —'/э студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют сво­бодного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка рег­ламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

По данным литературы, лишь 6—10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо принимают пишу в различные часы, либо вынуждены поздно при­нимать ужин. В пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, осо­бенно животного происхождения.

До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% су­точного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3—4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3—5°, а влажность увеличивается на 3—4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность — 80%, а уровень СО: превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых занятии и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется диф- ференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга в право-задние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособ­ности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса — на 18%, ау 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте — прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

436

Во время экзамена повышаются температура тела и артериальное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, уровень гемоглобина, уровень сахара, т. е. происходит значительная активация симпатической нервной системы. Наиболее глубо­кие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и при ответе экзаменатору — в этот момент число сердечных сокращений достигает 168 ударов в минуту, а число дыхательных движений ■— 33 в 1 минуту. И только спустя день после экзамена наблюдается восстановление показателей до исходного уровня. Непосредственно перед экзаменом про­исходит некоторое уменьшение поля зрения, а восстановление его до нормы наблюдается лишь спустя 8—15 часов. Перед ответом на экзамене отчетливо снижается функция внима­ния, а восстановление происходит после окончания экзамена. Во время экзамена имеет место снижение зубцов Р и Т на ЭКГ, эти. изменения сохраняются некоторое время после экзамена. Суточное выделение катехоламинов за 3, 2 и 1 день до экзаменов выше, чем в обычные дни. Вегетативные сдвиги в период сессии (особенно во время экзаменов) наиме­нее выражены у студентов, регулярно занимающихся спортом, и у студентов, имеющих высокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее значительные изменения ве­гетативных функций, чем устный экзамен, особенно безбилетный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: