Чистые тоны субъективно воспринимаются громкими или тихими в зависимости от силы (интенсивности) звука. Сила звука(обозначаемая обычно символом /) определяется потоком той звуковой энергии, которая при распространении в пространстве проходит ежесекундно через каждый квадратный метр плоскости, перпендикулярной к направлению распространения волны. Единица измерения силы звука - BTjM2. Она связана со звуковым давлением квадратичной зависимостью. Это
9
значит, что изменение силы звука пропорционально соответствующему изменению величины звукового давления, возведенному в квадрат (I пропорционально р2). Объясняется это тем, что увеличение звукового давления обязательно сопровождается пропорциональным увеличением колебательной скорости (ν) частиц воздуха. А сила звука зависит одновременно от этих обеих величин, т.е. 1 = рν. Следовательно, прирост звукового давления в 2 раза влечет за собой увеличение силы звука в 4 раза; соответственно при росте звукового давления в 3 раза сила звука возрастает в 9 раз, и т.д.
|
|
Человеческий слух улавливает не все звуки. Человек начинает слышать при силе звука, превышающей или равной не которой величине, называемой порогом слышимости (или слуховым порогом). Более слабые звуки слухового ощущения не вызывают. С увеличением силы звука достигается нормальная слышимость, а затем при еще больших амплитудах звуковых колебаний к воспринимаемому звуку добавляется осязаемое ощущение давления, а дальнейший рост силы звука вызывает болезненное раздражение органа слуха. Так называемый болевой порог ограничивает область слышимости при высоких уровнях интенсивности. Чувствительность человеческого уха зависит от частоты приходящего сигнала, поэтому уровень порога слышимости для разных частот различный.
На рис. 3 приведены значения силы звука и звукового давления, при которых звуковые сигналы с различными частотами становятся едва слышимыми. Человеческое ухо наиболее чувствительно к частотам от 1000 до 5000 Гц. Порог слышимости здесь самый низкий. Так, на частоте 1000 Гц (1 кГц) пороговая сила
10
звука составляет около 10-12 Вт/м2, что соответствует звуковому давлению2.10-5 Па.
При смещении из области оптимальной слышимости в сторону низших и высших звуковых частот чувствительность человеческого уха резко падает. Это видно по подъему кривой порога слышимости вблизи краев слышимого диапазона. А вот болевой порог от частоты зависит слабо. Звуковое давление, вызывающее у человека болевое ощущение, равно приблизительно 20 Па. На средних частотах звуковое давление, соответствующее болевому порогу, превышает порог слышимости примерно в млн (106) раз. А поскольку поток энергии звуковой волны связан с величиной звукового давления квадратичной зависимостью, по силе звука болевой порог отличается от порога слышимости в 1012 раз. Обе цифры и определяют динамический диапазон слуха. Но поскольку динамический диапазон, вычисленный по соотношению сил звука на болевом пороге и на пороге слышимости, в числовом значении отличается от того же диапазона, вычисленного путем сравнения соответствующих звуковых давлений, удобнее применять специальные единицы его измерения, не зависящие от способа вычисления. О них будет сказано далее.
|
|
Согласно психофизическому закону Вебера - Фехнера, слух одинаково оценивает равные относительные изменения силы звука. Другими словами, изменение громкости кажется человеку одинаковым, если сила звука изменилась в одно и то же число раз (или на один и тот же процент относительно своей первоначальной величины), при этом восприятие не зависит от абсолютного уровня силы звука. Так, двукратный рост уровня тихого и громкого звука воспринимаются одинаково, хотя абсолютные приращения звукового давления существенно различны.
Минимальное изменение интенсивности звука, воспринимаемое нашим ухом, соответствует изменению звукового давления примерно в 1,12 раза (12%), что соответствует изменению силы звука в 1,25 раза (25%). Итак, наряду со способностью различать звуки, уровни которых различаются в сотни и тысячи миллионов раз, человеческое ухо хорошо реагирует и на очень малые изменения уровня звука. Это объясняется логарифмическим законом восприятия. Наши ощущения изменений громкости пропорциональны не изменениям силы звука, а логарифму этих величин:
I 1
L = С*1g I 2
где L - кажущееся изменение громкости; I1, I2 - сила звука соответственно до и после его изменения;
С - коэффициент пропорциональности.
Например, если сила звука изменится в 10 раз, то субъективное ощущение громкости - всего лишь на одну ступеньку, при100-кратном увеличении силы звука - на две (так как 1g 100 = 2); если это изменение составляет 1000, громкость возрастет в 3 раза так как 1g 1000 = 3), и т.д. Поэтому увеличение или уменьшение силы звука принято измерять в специальных логарифмических единицах. Причем каждое десятикратное изменение силы звука (звуковой энергии) оценивается единицей,
11
называемой Бел (Б). Другими словами, различие величин звуковой энергии (силы звука) в Белах вычисляется по формуле NБел = 1g I2/I1.
к примеру, если I2 = 10 I1, то Ig I2/I1 = 1910 = 1, т.е. N = 1 Б;
при I2 = 100 I1 имеем: Ig100 = 2 и N = 2 Б.
Более мелкие изменения звуковых уровней измеряют в долях Бела. На практике используется в основном производная от Бела единица измерения, равная десятой части Бела, т.е. децибел (дБ).
Изменение уровня силы звука, выраженное в дБ, равно численному значению десятичного логарифма отношения сравниваемых уровней, умноженному на 10, т.е. N дБ = 10 *lg I2/I1.
12.
13
14.
сит от частоты звукового сигнала. Порог слышимости, изображенный графически, представляет собой кривую, опускающуюся ниже всего в области частот 3000-4000 Гц и поднимающуюся к краям звукового диапазона. Из этой формы кривой следует, что для равно громкого ощущения интенсивность высоких и низких частот должна быть выше, чем средних.
Можно нарисовать семейство кривых для разных уровней звука таким образом, чтобы на каждой из этих кривых точки на различных частотах соответствовали бы одному и тому же уровню громкости (рис. 4).
По этим кривым, называемым кривыми равной громкости, или кривыми Флетчера - Менсона, можно по уровню звука на любой частоте определить соответствующий этому звуку уровень громкости.
|
|
Например, уровень громкости L звукового тона с частотой 100 Гц и уровнем 50 дБ, судя по кривым, равен 20 фон. (Действительно, звук 100 Гц с уровнем 50 дБ по громкости равен звуку1000 Гц с уровнем 20 дБ.)
Кривые равной громкости как бы выпрямляются с ростом общей громкости прослушивания. Другими словами, частотная зависимость слуха в большей степени сказывается при тихом прослушивании, чем при громком. Это важно учитывать, если, например, музыка при записи контролировалась на высоких уровнях громкости, а прослушиваться будет тихо. В этом случае может возникнуть кажущееся изменение соотношений между частотными
15.
составляющими музыкального произведения. Так, при малой громкости прослушивания, из-за ослабления чувствительности слуха на низких и отчасти на высоких частотах звучание может казаться обедненным, лишенным сочности, естественности. Весьма желательно поэтому, чтобы в студиях звукозаписи громкоговорители работали с одинаковым уровнем. громкости: это уменьшит возможность ошибок при субъективной оценке качества звучания.
Уровень громкости измеряется и настраивается в студиях при помощи специального электроакустического прибора - шумомера, так как описанный метод субъективного сравнения измеряемого звука с эталонным тоном довольно трудоемок, не всегда точен и имеет в основном лишь теоретическое значение. При использовании шумомера измеряемый звук преобразуется микрофоном в электрические колебания. Затем, после усиления специальным усилителем, эти колебания измеряются прибором, отградуированным в единицах измерения уровня громкости. Причем, чтобы показания прибора как можно более точно соответствовали субъективному восприятию громкости, прибор снабжен особыми фильтрами, изменяющими его чувствительность к восприятию звука разных частот в соответствии с характеристикой чувствительности человеческого слуха. Приводим примерные уровни громкости некоторых типичных звуковых источников (табл. 2).
|
|
При записи музыкальных произведений, предназначенных для длительного хранения на радио и телевидении или для производства компакт-дисков, чтобы легче заметить мелкие дефекты звучания в процессе записи или монтажа,
Таблица 2
Источники звука | Уровень громкости,фон |
Авиамотор на расстоянии 5м | 125 |
Фортиссимо оркестра | 95-100 |
Шум движущегося поезда метро | 90 |
Громкая радиомузыка, меццо-форте музыкального исполнения, шум на улице с движущимся транспортом | 70 - 80 |
Аплодисменты | 60 - 70 |
Пианиссимо музыкального исполнения, разговорная речь в жилой комнате | 40 - 50 |
Тиканье часов на расстоянии 0,5 м | 30 |
Шепот на расстоянии 1 м | 20 |
16.
звукорежиссеры предпочитают устанавливать уровень громкости прослушивания с контрольных громкоговорителей в пределах 90-96 фон при исполнении большими коллективами оперной и симфонической музыки, а при исполнении камерных произведений - до 80-85 фон.
Уже упоминалось, что громкость зависит от условий, в которых звук воспринимается слушателем. Здесь в первую очередь следует учитывать эффект звуковой маскировки. Напомним, что в реальных условиях акустический сигнал не существует в условиях абсолютной тишины - вместе с ним на слух воздействуют те или иные посторонние шумы, затрудняющие слуховое восприятие и, как говорят в таких случаях, маскирующие в определенной степени основной сигнал. Эффект маскировки чистого синусоидального тона посторонним шумом оценивается обычно величиной, указывающей, на сколько децибел повышается порог слышимости маскируемого сигнала над порогом его восприятия в тишине. Маскировку сложного сигнала (например, речи или определенной партии музыкального инструмента) измерять смещением порога слышимости не имеет смысла. В этом случае важны не только уровень громкости, но и сохранение разборчивости речи или отчетливости музыкальной темы на фоне постороннего шума и прочих звуков. Так, при передаче оркестрового произведения из-за маскировки аккомпанементом партия солиста может стать плохо разборчивой, невнятной.
Опыты по определению степени маскировки одного звукового сигнала другим показывают, что любой тон маскируется более низкими тонами в большей мере, чем более высокими. Если одновременно существуют два сложных звуковых сигнала (например, шум и музыка), возникает эффект взаимной маскировки. При этом, если основная энергия сигналов принадлежит к одной и той же области звуковых частот, эффект взаимной маскировки будет наиболее сильным.
Достичь требуемой четкости, или, как принято говорить, «прозрачности» звучания, при звукопередаче оркестров или эстрадных ансамблей весьма трудно, если инструменты или отдельные группы инструментов оркестра одновременно играют в одном или близких регистрах. Чтобы добиться ясности основных черт произведения, главных мелодических линий и отдельных музыкальных партий, звукорежиссер располагает микрофоны близко к исполнителям, умышленно выделяет наиболее важные в данном месте произведения инструменты или использует другие специальные приемы.
17.
Реальный звук.