Меерзон Борис Якоюевич
М 44 Акустические основы звукорежиссуры: Учеб. пособие для
студентов вузов/Б. Я.Меерзон.-М.: Аспект Пресс, 2004.
205 с. - (Серия «Teлевизионный мастер-класс»).
ISBN 5-7561-0357-8
Настоящее учебное пoсoбие посвящено технологическому аспекту
профессии звукорежиссера, который закладывает фундамент для дальнейшего, более углубленного практического освоения профессии. В нем подробно рассматриваются такие вопросы акустики и звукотехники, как параметры звука и канала звукопередачи, оборудование звуковых студий и запись звуковой информации.
Для студентов звукорежиссерских факультетов, а также для всех, кто интересуется проблемами акустики и звукотехники.
УДК 331.543:791.44.071.1
ББК 76.032
ISBN 5-7567-0357-8 @ ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2004
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте
Www.aspectpress.ru
3.
Введение
Вряд ли есть необходимость говорить о той роли, которую играет в наш век запись и передача звуковой информации. Буквально во всех областях социальной и общественной жизни человека, в науке и культуре применяется звукотехническая аппаратура, весьма разнообразная как по сложности, так и по своим возможностям. Это может быть обычный телефон, или канал звукового художественного вещания, или сложнейший многоканальный звуковой комплекс современного кинотеатра. Однако если в первом случае главное требование - просто хорошая слышимость, без помех, сохранение разборчивости речи, то технические параметры сложной аппаратуры оцениваются по качеству звучания, естественности звука. Отметим, что при непосредственном восприятии звука (например, музыки или спектакля), цепочка передачи звуковой информации состоит только из двух звеньев: исполнитель - слушатель, а при прослушивании художественных программ через электроакустический тракт в нее как важнейшее связующее звено входит звукорежиссер.
Профессия звукорежиссера синтетическая. Специалисту этого профиля необходимо обладать не только общей культурой, но и знаниями из различных областей искусства и науки. Он должен не только быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального произведения, но и знать физические свойства звука, понимать закономерности его восприятия человеком.
Необходимо также изучить принципы устройства и функционирования звукотехнического оборудования, возможности и системные ограничения электроакустической передачи, учитывать неизбежные отличия качества звучания от натурального, даже при наличии самой совершенной студийной аппаратуры. Технологическому аспекту профессии звукорежиссера и посвящена предлагаемая книга.
На звукорежиссера возлагается очень непростая задача. С помощью современных технических средств необходимо передать слушателям не только искусство исполнителя, но и ощущение окружающей обстановки (акустику зала или атмосферу сценического действия). При этом наряду с возможностями аппаратуры и психофизиологическими особенностями человеческого слуха следует также учитывать специфику восприятия звука через динамик, помнить об отличиях такого прослушивания от натурального. Звукорежиссеру приходится соответствующим образом обрабатывать звуковую информацию.
5.
Эта глава посвящена физической природе звука и психоакустическим взаимосвязям объективных свойств звуковых колебаний и субъективных слуховых ощущений, возникающих у слушателя под их воздействием.
Физическая природа звука
Как известно, звук - это волны, возникающие в воздухе (или другой упругой среде) под действием каких-либо колеблющихся предметов. Источниками звука могут быть, например, голосовые связки человека, струны музыкальных инструментов или любой другой вибрирующий предмет, заставляющий с определенной скоростью (v) колебаться окружающие его частицы воздуха. Плотность воздушной среды при этом то увеличивается, то уменьшается в соответствии с колебаниями источника звука. В простейшем случае это так называемый чистый тон (звук камертона), когда источник излучает только одну частоту и изменение мгновенных значений колебания строго подчиняется закону синуса. В повседневной жизни чистые синусоидальные тоны почти не встречаются. Из музыкальных инструментов к чистому тону в какой-то степени приближается только флейта. Звуки, которые мы обычно слышим - речь, музыка или шумы окружающей среды, - представляют собой сложные по форме колебания, состоящие из комбинаций нескольких или даже многих тонов. Однако вскрыть и описать механизмы воздействия звуковых колебаний на барабанную перепонку уха и возникающие при этом слуховые ощущения много легче на примерах простых тонов. При изложении основ акустики и звукотехники прибегают именно к такому упрощению, не нарушающему общих закономерностей явлений.
6.
Итак, рассмотрим простейший чистый тон. Его можно описать графиком изменения во времени давления воздуха в определенной точке поля под воздействием источника звука. Причем ощущаемая на слух разность между полным давлением воздуха и средним, которое возникает в среде при отсутствии звука (например, нормальном атмосферным давлением), называется звуковым давлением. Принято считать, что в фазе сжатия среды звуковое давление положительное, а в фазе разряжения - отрицательное (рис. 1).
В соответствии с интернациональной системой единиц СИ единицей звукового давления служит т Паскаль (Па), определяемый как давление, создаваемое силой в 1 Н, воздействующей на 1 м2 площади. Паскаль связан с другой, ранее применявшейся единицей звукового давления - баром следующим простым соотношением: 1 Пa = 10 бар.
Распространяясь в воздушном пространстве во все стороны со скоростью примерно
340-343 м/с, звуковые колебания образуют звуковую волну. Эта волна воздействует на барабанную перепонку уха, создавая слуховое ощущение. Область пространства, в котором наблюдаются звуковые волны, называется звуковым полем.
При прохождении звуковой волны молекулы воздушной среды смещаются. Колебательная скорость этих смещений зависит от звукового давления. Волны с перпендикулярным к направлению распространения волны смещением частиц называются поперечными, а те, в которых смещения происходят вдоль направления распространения, - продольными. В газах и жидких cpeдaх могут распространяться только продольные волны.
В акустике существует понятие длина волны звукового колебания. Эта величина определяется отрезком на предполагаемой оси, расположенной в направлении распространения звука, на котором умещается полный цикл изменения звукового давления. Иначе говоря, длина волны – это наименьшее расстояние между точками звукового поля с одинаковыми фазами колебания (рис.2)
График этот похож на график, приведенный на рис.1. Но в первом случае отображен закон изменения звукового давления во времени в одной определенной точке пространства,
7.
а во втором -
распределение мгновенных значений давления от точки к точке пространства, наблюдающееся при распространении волны в какой-то один фиксируемый момент времени. Синусоидальная звуковая волна за один период колебания (Т) проходит путь, равный длине волны. А так как период колебания и частота - величины взаимно обратные (Т =1/1), длина волны для данного колебания однозначно определяется частотой звукового сигнала и вычисляется по формуле L= с/f, где l- длина волны (м); с = 340 м/с - скорость распространения звука в воздухе; f- частота звуковых колебаний в герцах (Гц).
Например, если сигнал имеет частоту f = 100 Гц, то соответствующая длина волны l = 340/102= 3,4.м, а при f = 10000 Гц, l = 340/104 = 3,4 см, и т.д.
Понятие о длине звуковой волны поможет впоследствии объяснить закономерности явлений интерференции и дифракции звуковых волн, возникающих в студии и заметно влияющих на качество звукопередачи в целом.
§ 2. Звуковой диапазон частот
Область акустических колебаний, способных создавать ощущение звука при воздействии на орган слуха, ограничена по частоте. Для большинства людей 18-25 лет, обладающих нормальным слухом, полоса частот колебаний, воспринимаемых в виде звука, находится в пределах между колебаниями с частотой 20 Гц (низшая граничная частота) и 20 000 Гц (высшая граничная частота). Эту полосу частот принято называть звуковым диапазоном, а частоты, лежащие в его пределах, - звуковыми частотами.
Колебания с частотами менее 20 Гц называются инфразвуковыми, а колебания с частотами более 20 000 Гц - ультразвуковыми. Эти частоты наш слух не воспринимает, однако известно, что «инфразвук» оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние слушателя. К сожалению, инфразвуковые частоты, которые, как показали современные исследования, присутствуют
в составе акустических колебаний музыки и речи, воспроизвести с аналоговых магнитофонных лент по техническим причинам невозможно. Это не единственное и, пожалуй, не самое главное, но все же препятствие, не позволяющее достичь при прослушивании музыки через электроакустическую систему того же эмоционального воздействия, какое испытывает слушатель в концертном зале. Частота звуковых колебаний определяет высоту (тон) звука: самые медленные колебания
8
воспринимаются как низкие, басовые ноты; самые быстрые - как высокие звуки, напоминающие, например, комариный писк не все люди и не всегда хорошо слышат все частоты звукового диапазона. С возрастом верхняя граница слышимых частот значительно понижается. Звуковой диапазон частот определяет предельные возможности слуха человека (их выявили благодаря многочисленным исследованиям, усреднив результаты многих опытов, проведенных со слушателями различных возрастов и с разной тренировкой).
Как же человек оценивает повышение или понижение высоты тона при изменении частоты звукового колебания? В разговорном языке под высотой тона понимают его расположение на некоторой шкале. В физической акустике и музыке для определения высоты тона пользуются разными шкалами.
В физике считают, что тон, например с частотой 131 Гц, имеет удвоенную высоту по сравнению с тоном частоты 65,5 Гц. При возрастании частоты до 262 Гц высота тонов еще раз удваивается. Таким образом, в интервале частот от 131 до 262 Гц высота тонов возрастает на число единиц вдвое большее, чем в интервале от 65,5 до 131 Гц. Такая оценка не соответствует особенностям нашего слуха.
В музыке высота тона определяется только его расположением в нотной системе и соответственно в натуральном звукоряде. Европейская музыка основывается на октавной периодичности: два тона, частоты которых соотносятся как 1:2, воспринимаются слухом как родственные, имеющие тенденцию сливаться при одновременном звучании.
В нашем примере нота Сº (до малой октавы с частотой 131 Гц) на октаву выше ноты С1 (65,5 Гц - до большой октавы), и нота С, (262 Гц - до первой октавы) выше ноты Сº также на октаву. Для музыканта, таким образом, высота тона и в первом и во втором случаях возрастает на один интервал - одну октаву.
Изменение частоты звуковых колебаний в определенном соотношении всегда приводит к изменению высоты тона на один и тот же музыкальный интервал. Удвоение частоты, как уже было сказано, соответствует повышению высоты тона на октаву, увеличение, пропорциональное кубическому корню из двух, соответствует росту высоты на темперированную большую терцию, а повышение, кратное корню двенадцатой степени из двух, - на темперированный полутон. Кстати, в каждой октаве содержится12 полутонов. Развитый музыкальный слух четко различает эти интервалы при любой высоте тона.